Показать сообщение отдельно
Старый 31.03.2010, 11:20   #12   
Форумец
 
Аватар для Витя
 
Сообщений: 9,185
Регистрация: 20.06.2006
Возраст: 50

Витя вне форума Не в сети
ЦЕРКОВЬ СВЯТОГО ДУХА НА ТЕРНОВОЙ ПОЛЯНЕ

Церковь на самой восточной окраине дореволюционного Воронежа имела еще два названия — Троицкая и Терновая. В заголовок вынесено официальное наименование, а об остальных поговорим попозже.

На следующий день после Святой Троицы, или Пятидесятницы свершается празднование Святому Духу, вследствие чего в народе он известен как Духов день. Поскольку в сообщении благодатных даров святым апостолам, а также в основании веры Христовой и в иных таинствах участвовали все три ипостаси Божества (Отец, Сын и Святой Дух), то отцы церкви постановили в день самого события (то есть сошествия Святого Духа на служивших Иисусу Христу апостолов) совершать празднование в честь всей Пресвятой Троицы, а на другой день особо прославлять Святого Духа.

Происхождение второго прозвания таково. Во второй половине XVIII века в пяти верстах от центра Воронежа был построен деревянный дом. Это была летняя резиденция главы епархии, попросту говоря, дача епископа. Вокруг дома постепенно вырос парк, и местность получила название Архиерейской рощи. В большой зале с восточной стороны особняка была устроена домовая церковь во имя Святой Живоначальной Троицы. В архиерейской обители, кстати сказать, с 1784 по 1786 год проживал последний крымский хан Шагин-Гирей, отрекшийся от престола в пользу Российской империи.

Троицкая домовая церковь дала название пригородному селению. Как указывал Е. А. Болховитинов, в 1780 году в этот район от Покровской церкви была перенесена Беломестная слобода, возникшая в XVII веке: тогда на «белом» месте селились освобожденные от налогов несшие воинскую службу казаки. За городом слобода из Беломестной постепенно превратилась в Троицкую. Она заняла район современных улиц Коммунистической молодежи, Героев революции и прилегающих к ним. Социальный состав населения Троицкой слободы постепенно становился иным; с конца XVIII века она заселялась «разночинцами и наипаче фабричными. однодворцами и крестьянами».

В ХIХ — начале XX века слобода разрослась от границы с Воронежем по Грачиному логу (сейчас ул. Кавалерийская) до нынешнего Северного моста. В канун крестьянской реформы здесь значилось 55 дворов казенных поселян, в них проживали 530 человек. В 1868 году местность рассекло полотно железной дороги. В административном отношении Троицкая слобода входила в Чижовскую волость Воронежского уезда.

На восточной окраине Воронежа с 1702 года находился Покровский девичий монастырь. На незастроенном участке между Архиерейской рощей и женской обителью в 1775 году было основано кладбище, одно из двух «всеобщих» в городе (наряду с Предтеченским). Место выбрали не случайно. Д. И. Самбикин упоминал в этой связи о принятии указа 10 октября 1723 года. Еще в тот момент по воле императора Петра I было запрещено хоронить усопших при городских церквах в окружении жилья. Воронеж приказано было разделить на две половины, одну из которых обязывали погр***** покойников за Покровским монастырем. Но существование кладбища в тот момент оказалось кратковременным (если его вообще успели создать): со смертью Петра I в январе 1725 года указ утратил силу.

Местность за монастырем по зарослям плодового кустарника получила название Терновой поляны. Само кладбище тоже именовалось Терновым. Видимо, вначале кладбище предназначалось для простолюдинов, для городской бедноты. В «Синодике купцов Елисеевых» нет ни одного упоминания о похоронах здесь в последней четверти XVIII века. Первые полвека покойников должны были отпевать в приходских храмах, а сюда привозили только погр*****.

Церковь на Терновой поляне у края кладбища была построена в 1838 году. Она находилась на городской земле и имела совместный пригородный и воронежский приход. Храм сложился многопрестольным, в ряд с главным алтарем стояли приделы Казанской иконы Божией Матери, святителей Митрофана Воронежского и Тихона Задонского, в трапезной — Николая Чудотворца и великомученика Пантелеймона.

Можно предположить, что храм строился по проекту воронежского архитектора Семена Ивановича Соколова (1802— 1868), автора целого ряда городских зданий, в числе которых духовная консистория. Здание близко по стилю к его постройкам. Есть и еще одно обстоятельство, которое дает возможность высказать такое предположение: С. И. Соколов, живший в центре города, был погребен у церкви на Терновом кладбище.

В конце 1880-х годов у церкви не было земли, не имелось и подцерковных домов: священники жили в собственных владениях или в нанятых квартирах. При храме состояли каменная о двух покоях богадельня и деревянный дом, пожертвованный госпожою Безчастною (он сохранился на улице Мало-Терновой, 9). Прихожан у церкви столетие назад насчитывалось более тысячи ста душ; это были жители окрестных улочек и вся Троицкая слобода. В храме Сошествия Святого Духа на апостолов содержались два штата, им на прожитие шли проценты с капитала в тысячу девятьсот десять рублей, плата за исполнение треб и доброхотные подаяния паствы.

Горожан и жителей Троицкой слободы хоронили на Терновом кладбище весь XIX век и первую треть ХХ-го. Счесть все могилы невозможно. Краеведы Н. И. Поликарпов и В. В. Литвинов в столетний юбилей Отечественной войны 1812 года упоминали о том, что на этом погосте были погребены многие участники великой войны. В числе их назывался генерал-майор Дмитрий Иванович Халютин (1796-1862), возглавлявший с 1833 года Комиссариатское депо (интендантство). Он владел особняком на Большой Девиченской, и упиравшаяся в него улица получила название Халютинской (ныне Батуринская). Возле его могилы в 1895 году упокоился сын, Петр Дмитриевич Халютин. На этом же кладбище был похоронен участник Бородинской битвы И. С. Мягков. Надпись на надгробной плите гласила: «Под сим памятником покоится тело моего доброго родителя капитана Ивана Саввича Мягкова, который скончался 1871 года апреля 30 в 6 часов на 91 году своей жизни». Тут же был захоронен участник суворовских походов отставной полковник Яков Михайлович Старков (1775—1856).

Сейчас на заброшенном погосте по самым скрупулезным подсчетам обнаруживается пятнадцать могил. Отчетливо я смог разобрать надпись только на одной плите: «Алексей Васильевич Борзенков, скончался 1904 года. Жития его было...» Дворянская семья Борзенковых обитала неподалеку, на Мало-Терновой.

Кладбище закрыли почти шестьдесят лет назад, еще до войны, но даже в начале 1950-х годов здесь изредка хоронили окрестных жителей на свободных клочках земли или на месте утерянных могил. Вскоре, опасаясь сноса кладбища, многие воронежцы перенесли отсюда прах своих близких. Постепенно была разобрана ограда, захламлена и перекопана территория. Ныне часть ее отведена под застройку. Скорбная тема разрушения и окончательного уничтожения кладбища нашла отражение в публикациях Павла Попова и Дмитрия Струева. Остается только надеяться, что судьба старинного погоста решится цивилизованным путем и желающих строиться на костях не найдется.

Нам самое время вернуться к истории церкви Сошествия Святого Духа. Накануне революции в храме на Терновой поляне было три священника — Георгий Снесарев, П. Кочемировский и протоиерей М. Ключанский. Судьба отца Георгия оказалась трагической. В 1919 году он был замучен в губернской чрезвычайке. В октябре 1919 года, когда Воронеж оказался в руках армии генерала А.Г.Шкуро, его тело было отрыто в усадебном саду ЧК и вместе с другими священниками и монахами, разделившими его участь, погребено на территории Митрофановского монастыря епископом Тихоном IV.

Жизнь оставшихся священников в 1920-е годы тоже была нелегкой; все они лишались избирательных прав и защиты перед новой властью. Они и их семьи превратились в парий. Да еще маячила перспектива Соловков...

До Святодуховской церкви добрались в начале 1930-х. Секретариат облисполкома 31 октября 1932 года утвердил предложение комиссии по церковньм делам, которое гласило: «Учитывая многочисленное ходатайство 6 189 граждан города Воронежа о закрытии Терновской церкви и переоборудовании церковного здания под диспансер, в котором ощущается большая необходимость со стороны населения и имея в виду, что в городе Воронеже имеются другие церкви и верующие могут отправлять религиозные обряды — решение горсовета о закрытии церкви и переоборудовании последней под диспансер — утвердить».

Трудно сейчас сказать, было ли это решение реализовано сразу или с определенным промедлением, свойственным российской бюрократии во все времена. В справке Центрального райисполкома, составленной летом 1944 года, отмечалось, что Троицкая Терновая церковь закрыта в 1934 году. Ее техническое состояние после военных событий оценивалось как удовлетворительное, требовался только ремонт кровли. Диспансера в церкви не было и в помине, похоже, решение комиссии использовалось как предлог для прекращения деятельности религиозного объединения. В 1944 году в трапезной находилось общежитие рабочих завода имени Дзержинского, в храмовой части — складское помещение треста «Сортсемовощ».

В 1938 году перед церковью и на месте ее колокольни была построена средняя школа № 67. Такое вот соседство — погост, полуразломанная церковь и дети, с младых ногтей впитывающие азы атеизма. В 1962 году школа заказала проект приспособления церкви под свои учебно-производственные мастерские. В архитектурно-планировочном задании предусматривалась возможность соединения храма со школой утепленным крытым переходом и использование барабана под куполом нефа для размещения в нем дополнительных этажей я даже площадки для астрономических наблюдений. Новый генплан участка должен был включить в школьный двор и бывшее кладбище.

Жильцов из церкви постепенно выселили, какие-то подготовительные работы начали, но в 1964 году всякую мысль об использовании культового сооружения отбросили. Церковь довольно быстро разобрали на стройматериалы. В сем преуспели окрестные жители, чьи предки сооружали ее.


А.Н. Акиньшин "Храмы Воронежа" (1996 год).

Последний раз редактировалось Витя; 01.04.2010 в 10:19.
  Ответить с цитированием