Показать сообщение отдельно
Старый 31.03.2010, 11:34   #12   
Форумец
 
Аватар для Витя
 
Сообщений: 9,185
Регистрация: 20.06.2006
Возраст: 50

Витя вне форума Не в сети
ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА НА ЧИЖОВКЕ

Поселение к югу от укрепленной крепости насчитывает более четырех веков. Первый историк нашего края Е. А. Болховитинов считал, что слобода получила название от промысла обитателей, занимавшихся ловлею и продажей чижей. Профессор университета В. П. Загоровский, подготовивший первое после революции переиздание труда Е. А. Болховитинова, предлагает другое объяснение, связанное с переносом топонима из-под Рязани. На месте Чижовки еще до строительства современного Воронежа существовал летний стан крестьян села Чижовского, которые вели здесь промысловую деятельность. Название сохранилось в памяти и позднее перешло на появившийся населенный пункт.

Слободу населяли служилые люди, позже превратившиеся в однодворцев — государственных крестьян. Первоначально поселение находилось на границе с городом, близ Бархатного бугра, но жители привыкли жить просторно и вольно, и вскоре Чижовка стала делиться на Ближнюю и Дальнюю. Каждая из них простиралась в конце XVIII столетия на две версты, граница между ними со временем прошла по Большой Чижовской улице (ныне улица 20-летия Октября). В Дальней Чижовке находился Государев сад, созданный Петром I в конце XVII века и «насажденный,—как пишет Е. А. Болховитинов, — разными плодовитыми деревьями и венгерских лоз виноградом, также другими растениями и травами, которые по произведенным от самого государя опытам могли тут расти». Здесь же находился летний загородный дом, где отдыхали губернаторы, а рядом казенная дубовая роща в 120 десятин. В саду и в роще на протяжении XVIII века было «летнее всего города гулянье». Но в 1798 году Павел I пожертвовал все эти земли в «партикулярное владение». В середине XIX века тут находились Викулинская и Аврамовская владельческие дачи.

Слобода являлась крупным населенным пунктом, в конце XVIII века в ней насчитывалось 2 893 человека купцов, мещан, однодворцев, дворовых и крестьян. В канун крестьянской реформы здесь находился центр волости и одного из станов Воронежского уезда, состояло I 054 двора и 6679 жителей — поболе, чем в ином уездном центре. В 1909 году на Чижовке проживали 9 243 человека. Хотя слободу от ближайших приходских церквей в Воронеже — Ильинской и Спасской — отделяло всего две с половиной версты, обойтись без собственной церкви чижовцам оказалось невозможным. И храмы здесь выстроили, даже два. Числились они всегда по разряду сельских, потому история их фактами небогата.

Церковь Рождества Христова существовала в Дальней Чижовке и была самой южной из всех храмов, о которых ведется наше повествование. Посвящалась она важнейшему религиозному празднику. Иисус Христос родился у девы Марии в Вифлееме в царствование Октавиана Августа. Август назначил перепись населения по всей империи, в том числе и в Палестине. У евреев перепись велась по древним коленам и родам, и дева Мария из племени Давидова должна была идти в'Вифлеем — город Давида. Предчувствие скорых родов задержало ее в пути, и она с мужем Иосифом достигла Вифлеема в числе последних. Свободные места для ночлега найти было невозможно, и они разместились в каменной пещере. И там, среди стойл, предназначенных для скота, среди сена и соломы, среди чужих людей, родился Богочеловек, нареченный Иисусом Христом. Религиозные поэты и писатели обставляли рождение Христа многими чудесными знамениями, но истина требует идти вслед за повествованиями евангелистов Матфея и Луки.

Среди полночной тишины весть о рождении Христа услышали пастухи. Им предстал ангел и сказал: «Не бойтесь: се бо благовествую вам радость велию, яже будет всем людям, яко родися вам днесь Спаситель, иже есть Христос Господь во граде Давидове». Кроме того, рождение Иисуса было возвещено волхвам появлением на небосводе чудесной звезды.

Рождество Христово празднуется 25 декабря по старому стилю (7 января по новому). День этот почитался в православной России особо. Неслучайно именно 25 декабря 1812 года появился манифест Александра I об изгнании французов из пределов империи и о принесении по такому случаю Господу Богу благодарения. Память о радостном событии должен был увековечить храм Христа Спасителя в Москве.

Рождественский храм в Дальней Чижовке был построен в начале XVIII века, как уже существующий он упоминается в 1720 году. В 1732 году здесь священствовал отец Леонтий. Деревянная церковь в 1750 году была «поновлена». Через несколько лет началось неспешное строительство каменного здания рядом с прежним. В 1783 году был освящен придел в трапезной во имя святого архидьякона Стефана.

Эллин из Малой Азии, Стефан входил в число семидесяти апостолов, избранных к своему служению самим Иисусом Христом. Он стал одним из семи дьяконов, которым поручалось содержание бедных христиан. Дьякон Стефан открыл доселе не завершенный список пострадавших за веру и получил наименование первомученика: он был побит камнями 27 декабря 34 года от Рождества Христова. Стефан оказался первым святым, в честь которого учредили праздник ранние христиане. В 415 году были обретены его мощи и перенесены в Константинополь.

К 1788 году завершилось строительство в камне всей церкви, 28 мая в ней начались богослужения. Еще один придел имел своими покровителями великомучеников Флора и Лавра. Последний раз церковь перестраивалась в 1870 году и после этого вновь была освящена епископом Серафимом. Объем ремонтных работ и их содержание неизвестны. В алтаре тогда находилась примечательная икона «Моление Спасителя о чаше» неизвестного изографа.

Рождественской церкви принадлежали 38 десятин земли, которые сдавались в аренду. В 1880-е годы Рождественский храм считали своим духовным домом около 2 000 верующих. Здесь действовала церковноприходская школа. Имен священников дореволюционной поры и фактов внутрицерковной жизни у меня практически нет: сведения не отыскались.

В 1920 году именно в этой церкви свои первые богослужения провел протоиерей Иоанн Андреевский (1875—1961). Состоявший прежде в качестве личного секретаря при владыках Анастасии и Тихоне IV, после мученической кончины последнего он стал подвижником веры и активным борцом с обновленчеством. В храмах Рождественском Воскресенском он проповедовал лишь несколько лет, затем оказался без места и скитался по верующим людям, пока не был арестован. В общей сложности с небольшими перерывами он провел в тюрьмах, лагерях и ссылках четверть века. Лишения не сломили его воли, отец Иоанн так и остался наставником и духовным оплотом для всех страждущих, колеблющихся и гонимых.

Церковь на Дальней Чижовке действовала все 1920-е годы. Не знаю, в руках какого религиозного направления она находилась. Ориентировочной датой ее закрытия можно считать осень 1933 года. В ноябре этого года псаломщик П. И. Долгополов распоряжением архиепископа Захарии (Лобова) переводится в старинную Успенскую церковь, поскольку городской Христорождественский храм, где он служил прежде, закрылся. К этому времени пригородные слободы уже вошли в черту Воронежа. Из двух одноименных храмов в данном случае речь идет явно о Чижовском, ибо Придаченский был ликвидирован годом ранее.

Как использовалось культовое здание в тридцатые годы, неизвестно. В военном 1942 году храм оказался в эпицентре событий. В начале июля в ходе стремительного прорыва немцам удалось захватить почти всю правобережную часть Воронежа. Опасаясь контрнаступления Советской Армии с левого берега в районе ВОГРЭСа, гитлеровцы превратили все каменные здания на Чижовке в укрепленные боевые точки. Историк Александр Иванович Гринько, всю жизнь посвятивший изучению роли Воронежа в Великой Отечественной войне, писал о тактике немцев летом 1942 года: «Здания училища связи, средней школы, Рождественской церкви, кирпичного завода, казармы, водонапорной башни, как наиболее прочные, были превращены в подлинные крепости и являлись узловыми центрами обороны...»

12 августа 1942 года ударная группировка 40-й армии генерала М. М. Попова развернула наступление, в ходе которого был создан Чижовский плацдарм на правом берегу. Ожесточенные бои шли несколько дней. Выбив немцев из самого высокого здания в округе, Рождественскую церковь занял штаб 125-го стрелкового полка. Храм по-прежнему оставался мишенью для пушек и минометов, но уже с немецкой стороны. В ходе боев за Чижовку, которые продолжались 203 дня, большинство зданий были полностью разрушены. От церкви, как сообщает А. И. Гринько, не сохранилось даже фундаментов и подвалов. В документальных материалах Ворошиловского района за октябрь 1944 года значится, что Рождественская церковь на улице Солодовникова полностью уничтожена.

Верующие же воспринимали эти факты по-другому. Они считали, что руины церкви возможно отремонтировать и тем самым восстановить храм. В начале 1946 года, создав общину из 25 человек, они обратились в облисполком за разрешением на открытие Рождественской церкви. 15 февраля им было отказано в связи с тем, что «сводчатое перекрытие здания церкви почти все разрушено, в стенах имеются пробоины, отсутствуют крыша, пол, оконные переплеты, двери, разрушения составляют семьдесят процентов и такой капитальный ремонт не может быть выполнен самими верующими». Была ли это действительная причина для отклонения ходатайства верующих? Думаю, что здание действительно находилось в аварийном состоянии, потому что вскоре, возможно, в том же 1946 году, было снесено.

Сейчас на местности никаких следов храма не отыскать. Переулок Ангарский, спускающийся с холма к улице Свободной, в километре от памятника защитникам Чижовского плацдарма, весь застроен частными домами. Они появились тут в начале 1950-х годов, и мало кто из жителей знает о том, что было на этом месте прежде.

Облик церкви Рождества Христова на Чижовке не привлекал к себе внимания профессионального фотографа, тщетно искать ее на открытках. Только любительский снимок далеко не лучшего качества дает возможность представить, как выглядела окраинная церковь. Четырехъярусная колокольня с высокими арками звонов, низенькая трапезная: в пять окон, одноглавая храмовая часть, кирпичная ограда вокруг храма — вот все, что можно почерпнуть из фотографии. С нее и выполнен рисунок.


А.Н. Акиньшин "Храмы Воронежа" (1996 год).

Последний раз редактировалось Витя; 01.04.2010 в 10:17.
  Ответить с цитированием