Показать сообщение отдельно
Старый 31.03.2010, 11:47   #9   
Форумец
 
Аватар для Витя
 
Сообщений: 9,185
Регистрация: 20.06.2006
Возраст: 50

Витя вне форума Не в сети
ВОСКРЕСЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

В названии этой церкви воплощено имя главнейшего христианского праздника — Воскресения Иисуса Христа, или Пасхи. Но престольный праздник в Воскресенских храмах епархии издавна отмечался в разное время: в первый день Пасхи; в неделю апостола Фомы; в один из дней пасхальной недели; на отданье Пасхи; в день «Воскресения словущего». Д. И. Самбикин приводил точку зрения московского митрополита Филарета (1864), доказывавшего, что сие торжество должно приходиться на 13 сентября, на так называемое словущее Воскресение.

Аргументация Филарета такова: христиане с давних пор благоговели перед местом страдания, погребения и воскресения Иисуса Христа. Римский император Адриан велел засыпать холмы Голгофский и Гроба Господня и на этих местах поставил истуканов языческих божеств в знак торжества традиционных верований над христианством. Елена, мать императора Константина Великого, низвергла идолов, велела отрыть холмы и решила создать обширный храм, в который вместились бы все святые места Иерусалима. Константин. довершил созидание храма, и его освятили 13 сентября.

Считать день Пасхи престольным праздником Воскресенского храма, доказывает Филарет, нежелательно, ибо этот день есть царь праздников и потому не надобно присоединять к нему меньшего и частного праздника одного прихода. Да и народу желательно для своей церкви иметь такой день, в который он бы праздновал радостнее и торжественнее, чем прихожане других храмов. К тому же храм, построенный на месте погребения и воскресения Христа и сохраняющий в себе истинный крест и гроб Господень, был признан главным храмом всего христианского мира. День его освящения решено считать праздником всюду. Само 13 сентября в народе называют «Воскресение словущее», посколыку он может приходиться на любой день недели, но слывет (называется) Воскресением.

Воскресенская церковь в Воронеже построена на месте более древней, носившей иное название. В XVII веке примерно у нынешнего каменного моста по линии улицы Орджоникидзе заканчивался город. За его стенами находилась Ямская слобода. Здесь жили ямщики, перевозившие государеву почту. Их насчитывалось несколько десятков человек. В Ямской слободе существовала деревянная церковь во имя святых Косьмы и Дамиана; она упоминается в Писцовых книгах допетровского времени. Святые, праздник которых отмечался 1 ноября, считались покровителями домашней птицы, отсюда и предместье называлось еще Курьей слободкой.

Деревянная Космодемьянская церковь, стоявшая «на взгорье», сгорела в пожаре 1748 года. Прихожане начали строительство нового деревянного здания, но имя церкви изменили и нарекли ее Воскресенской. К .1752 году работы были завершены, правда, к этому времени верующие возжелали обезопасить себя от огненной стихии и возвести каменные хоромы. Деревянную церковь продали на своз в село Березовое Воронежского уезда.

Каменный храм строили прочно, на века. Он был двухэтажным: нижняя церковь отапливалась, в верхней служили только в летнюю пору. Используя современную терминологию, можно сказать, что духовный очаг вводили в строй поэтапно. 29 ноября 1761 года освятили придел в честь Рождества честного и славного Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, устроенный в первом этаже. Вся нижняя церковь во имя Казанской иконы Божией Матери стала действовать с 1765 года. Верхний холодный этаж в честь Воскресения Христова завершен был в 1768 году.

Пять лет спустя крупный пожар уничтожил значительную часть Воронежа, но Воскресенской церкви он не коснулся. Восстанавливать город решено было по генеральному плану, утвержденному в марте 1774 года Екатериной II. Значительно расширялись городские границы, и Ямская слобода оказалась внутри них. Потому-то последний, девятый пункт указа императрицы гласил: «Ямской слободе быть вне города за земляным валом». Поселение ямщиков переносилось к Московской заставе, позже рядом прошла железная дорога. На новом месте ямщики церковь не построили. Жители слободы по-прежнему относились к приходу Воскресенской церкви, хотя их отделяло от нее около двух верст.

Сохранилась ли принадлежность Ямской слободы к двухэтажному храму в центре города в XIX и начале XX века? По всей видимости, да. В середине 1880-х годов об этом факте упоминал Д. И. Самбикин. Данное обстоятельство представляет для нас интерес потому, что родившийся в 1899 году в Ямской слободе (к этому времени о прежнем занятии ее обитателей напоминало только название) в семье Платона Фирсовича Климентова сын Андрей в таком случае должен быть крещен в приходской Воскресенской церкви. Впрочем, утверждать это безоговорочно я не берусь, ведь метрическая выпись о рождении будущего писателя Андрея Платонова не обнаружена. В те годы, когда велось строительство Владимирского собора, неоднократно упоминалось о том, что в его приход войдет Ямская слобода.

В конце XVIII века Воскресенская церковь фактически оказалась в центре города. Храмы здесь расположены весьма близко друг к другу, но у каждого был свой «руг верующих. На Воскресенской улице (ныне улица Орджоникидзе) обитали дворяне, чиновники, 'купцы. В 1826 году через Богословскую улицу перебросили первый в городе каменный арочный мостик; церковь обрела теперь устойчивый ориентир в своей топографии. В середине прошлого века в доме Михнева, затем в особняке Жуковцева, что тоже в Воскресенском приходе, у каменного моста жил известный общественный деятель и краевед Николай Иванович Второв. Частым посетителем его квартиры был поэт Иван Саввич Никитин.

Вокруг церкви в XVIII веке существовало небольшое приходское кладбище. Захоронения там отмечены в 1750— 1770-е годы: купцы Тимофей Нечаев (1711-1757), Дрон Котельников и его жена (1757), Максим Нечаев (1733—1760), Никита Семенищев (1765), Гавриил Синицын (1765). Были у церкви могилы целого клана Титовых, Евсея Даниловича (1691—1765), Матвея Ивановича (1765), жены Федора Ивановича Титова Пелагеи Григорьевны (1745—1770). С течением времени погост пришел в запустение, надгробные памятники исчезли, холмики сровнялись с землей. В. В. Литвинов опубликовал текст на чугунной плите, которая одна только и уцелела в церкви в 1921 году: «Преставися раб Божий Воронежский купец Иван Данилов сын Титов 1754 году декабря 25 дня. От роду ему было 73 года 9 месяцев и 5 дней и погребен на сем месте. Тезоименитство его бывает марта 30 дня преподобного отца нашего Иоанна спасителя Лествицы».

До революции облик церкви изменениям не подвергался, только в 1882 году в нижнем Казанском храме обновили иконостас. В 1914 году на церковной земле построили одноэтажную каменную богадельню, имелся и двухэтажный каменный дом для причта. В конце прошлого века прихожан насчитывалось около 500 душ. Во владении церкви находились 90 десятин пахотной земли и 51 десятина леса, они отдавались в аренду. Кроме добровольных пожертвований штат получал на свое содержание проценты с банковского капитала в четыре тысячи рублей.

Из служителей Воскресенского храма упоминаются лишь несколько человек. В начале XVIII века в ней служили Алексей Алексеев и Яков Юшков. Дьякон Александр за вступление во второй брак в 1770 году был лишен владыкой сана и переведен дьячком в Тихвино-Онуфриевокий приход. В 1761 году умер и погребен в своем приходе священник отец Андрей; а протопоп Яков Воскресенский (1729—1797) был похоронен уже у Предтечи. В середине XIX века священником был Павел Турбин, затем братья Светозаровы, Георгий и Евфимий (1813—1900). Настоятель храма в канун революции — отец Михаил Девицкий. За его подписью направлена в декабре 1918 года в губсовнархоз опись имеющихся в церкви драгоценных предметов. Учету подлежали пятьдесят икон и четыре Евангелия в серебряных окладах, одиннадцать лампад, четыре дискоса, четыре звездицы и еще несколько богослужебных предметов. Значительная их часть несколько лет спустя была передана в фонд голодающих крестьян Поволжских губерний России.

Сейчас Воскресенская церковь утратила многие черты барокко, и чтобы представить ее облик времен былого великолепия, вновь обратимся к книге искусствоведа Юрия Успенского «Старый Воронеж» (1922). Вот как выглядел тогда храм:

«Церковь эта представляет массивный, грузный восьмерик, поставленный на четверик нижнего этажа. Однако размеры восьмерика и поддерживающего его свода далеко превышают размеры только что описанных церквей (Петропавловской и Ильинской. — А. А.) и невольно вызывают удивление смелости и чутью строителя. С внешней стороны церковь лишена почти всяких украшений; однако массы ее значительны и интересны.

Впереди церкви, непосредственно с нею связанная, стоит колокольня, типично барочных форм, резко отличающихся от прочей массы церкви своей сравнительной украшенностью, с причудливыми завитками капителей колонн, барельефными ангелами, карнизами.

Но особенно хорош портал крыльца, представляющий из себя изогнутый барочной формы фронтон с полукруглой выемкой по середине, опирающийся на четыре стройные колонки. Сверху портал украшен вазочками.

Портал этот по своим пропорциям представляет из себя один из лучших кусочков архитектуры Воронежа. Точно все внимание зодчего было обращено на колокольню и ее вход, и для дальнейшего украшения сооружения не хватило ни внимания, ни средств».

В начале 1930-х годов Воскресенская церковь была закрыта. Штат ее, по всей видимости, пополнил собой рабочую силу исправительно-трудовых лагерей, а здание передали под склад предприятиям легкой промышленности. В годы военного лихолетья немцы заняли колокольню под наблюдательный пункт. Советская артиллерия с левого берега разрушила ее до первого яруса, заодно сгорела кровля купола, от взрывов пострадала кирпичная кладка. К осени 1944 года склад Легпрома вновь обосновался в нижнем этаже, верхний числился сгоревшим. «Ростекстильторг» занимал Воскресенскую церковь до недавнего времени. В конце 1993 года областная администрация решила возвратить храм верующим. Склад постепенно освобождает помещение.

Сейчас здание производит удручающее впечатление. В стенах пробиты новые окна, двери, проемы для транспортера, срезаны металлические стяжки сводов. Фасад весь в трещинах, над окном алтаря вывалилось более метра кладки. Строение еще в 1987 году было признано аварийным и непригодным для эксплуатации. Но все это долго оставалось на бумаге, многие месяцы к церкви подъезжали фургоны и разгружали на стеллажи тюки материи.


А.Н. Акиньшин "Храмы Воронежа" (1996 год).

Последний раз редактировалось Витя; 01.04.2010 в 10:07.
  Ответить с цитированием