Показать сообщение отдельно
Старый 31.03.2010, 15:24   #7   
Форумец
 
Аватар для Витя
 
Сообщений: 9,185
Регистрация: 20.06.2006
Возраст: 50

Витя вне форума Не в сети
ИЛЬИНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Купола двух разоренных храмов вот уже тридцать лет составляют привычный пейзаж для студентов университета. Стоит только выглянуть из окна аудитории в направлении водохранилища, и в них упирается взгляд. Поневоле представляется, как сияли бы их главы с золочеными крестами, если жили бы храмы своей привычной жизнью... Увы, идеология большевизма, сама основанная на бездумной вере в ничто, не допускала существования рядом никакой другой системы духовных ценностей.

При взгляде от университета налево будет Ильинская церковь. Боковой придел храма в честь святого Илии, праздник которого отмечается 20 июля по старому стилю, дал общеупотребительное название всей церкви. Ветхозаветный пророк Илия жил за девять веков до рождения Иисуса Христа. Он был известен как справедливый судия, строгий подвижник и ревнитель веры в Бога истинного. Во время земной жизни Иисуса Христа, глядя на творимые Им чудеса, многие считали Его олицетворением Илии, снизошедшим с неба. Русский народ глубоко почитал пророка; самая первая церковь, построенная в Киеве после принятия христианства, была посвящена ему.

Главный престол храма назывался Входоиерусалимским, и память о вхождении Иисуса Христа в Иерусалим. Событие сие празднуется на последней неделе Великого поста, перед днями добровольных страданий и спасительной для человеческого рода смерти Бога-Сына. Иисус Христос намеревался войти в Иерусалим из Вифании со своими учениками, Его сопровождал народ. На горе Елеонской, откуда был виден весь Иерусалим, Иисус предсказал бедствия, которые должны постигнуть этот город за то, что тот не уразумел времени посещения Божия. В Иерусалимском храме Христос исцелил всех больных и страждущих, чем вызвал озлобление первосвященников и книжников. Они окончательно утвердились в мысли погубить Его. День Господь провел в Иерусалиме, на ночь возвратился в Вифанию. Великий праздник в память этого события установлен христианами в IV веке.

Первое упоминание о деревянной Ильинской церкви, в гот момент уже считавшейся ветхой, относится к 1642 году. В 1642—1645 годах она была перестроена воеводой М. А. Вельяминовым на собственные средства и переименована в Троицкую с приделом во имя святого Ильи-пророка. К концу XVII века Троицкая на посаде церковь становится известной под именем Входоиерусалимской; дата смены небесного покровителя не установлена. Во время пожара 1748 года деревянная церковь сгорела. Четыре года спустя ее построили вновь из леса разобранной Покровской церкви (ту переделывали в тот момент в каменную). Простояла такая церковь недолго, всего полтора десятилетия.

В 1767 году началось строительство каменной церкви, и 20 июля 1770 года епископ Тихон II освятил главный престол. Ильинский же придел был завершен чуть позже, к январю 1771 года. Еще один придельный алтарь в трапезной — в честь мученика Антипы — устроен в 1810— 1812 годах на средства купца И. Рьндина. Деньги на создание иконостасов в приделах пожертвовал купец Н. Рубцов. Как отмечал в конце минувшего века Д. И. Самбикин, заботами старосты А. Петрова Ильинский храм «благолепно» украшен, его интерьер — лучший в Воронеже: стены отделаны под мрамор и покрыты росписью. Внимание прихожан приковывали великолепные иконы, среди них Божия Матерь, написанная в XVIII веке и одетая в 1847 году серебряной ризой в память об избавлении города от холеры, а также иконы священномученика Антипы и благоверного князя Александра Невского.

К началу XX столетия Ильинская церковь считалась одним из наиболее оригинальных сооружений стиля воронежского барокко, почти полностью свободным от перестроек снаружи. Храм представлял собой обычный тип восьмерика на четверике с массивным сводом. Хорошо знакомый читателям искусствовед Юрий Успенский составил в 1922 году детальное описание церкви, отметив в ней общие для воронежской архитектуры элементы и указав оригинальные, только ей свойственные черты: «Восьмерик покрыт барочного типа крышей и венчается восьмигранным же барабаном с главкой. Углы восьмерика окаймлены рустованными пилястрами; при гранях его, будто летучие мыши, поместились большие окна с широкими причудливыми наличниками, так напоминающими своей своеобразной формой окна Петропавловской церкви. Напоминают последнюю и пятигранная алтарная часть, и план церкви в виде креста, боковые части которого образованы низенькими пристройками классического типа, и маленькие главки, расположенные на алтарной части и трапезной.

Однако совершенно оригинальна и своеобразна входящая в план церкви колокольня. Низенькая, с шатровым верхом, она также представляет из себя восьмеричок, поставленный на куб первого этажа. Грани восьмерика, не занятые проемами звонов, украшены оригинальными парными, соединенными вверху арочками, колонками. Колонки посередине имеют перехват и книзу утолщение. Что-то странное и милое видно в этой колокольне. И эти колонки с арочками, и шатровая крыша, и общая ее приземистость напоминают что-то далекое, русское. А ее прочие, несомненно, барочные формы дают совершенно неожиданную смесь старорусских форм с барокко».

Ильинская церковь была одноштатной: священник, дьякон, псаломщик. Жалование свое они получали за счет процентов с капитала в восемь тысяч рублей да в виде арендной платы с 49 десятин пахотной земли. Прихожан насчитывалось до 500 душ. В 1872 году для помощи бедным было создано церковное попечительство. Существовала и богадельня для престарелых женщин, па содержание которой в 1879 году мещанин А. Петин пожертвовал пятьсот рублей.

В середине XVIII века у Ильинской церкви было отмежевано приходское кладбище размерами примерно по 27 аршин (19 метров) во все стороны от храма. Особо примечательных похорон купцы Елисеевы тут не наблюдали, отметив лишь погребение в 1770 году матери купца Антона Тресорукова.

Священников в Ильинской церкви почти за три столетия ее жизни сменилось немало, в большинстве своем это были весьма достойные люди. Внимание любителей старины прежде всего привлекает фамилия Болховитиновых. Отец известного краеведа, археографа, просветителя и деятеля церкви, Алексей Андреевич (?—1776), был священником этого храма в 60—70-е годы XVIII века. По всей видимости, священнический сын Евфимий (1767—1837), в будущем митрополит Киевский и Галицкий Евгений, был окрещен в Ильинской церкви, тогда еще старой, деревянной.

Семья Болховитиновых жила неподалеку от места службы своего хозяина. Уже после его смерти, в 1782 году, вдовой и детьми было застроено дворовое место в Ильинском приходе, «идучи от Спасовской улицы по Ильинскому переулку к церкви Ильи Пророка на левой стороне четвертое от погоста угольное место». Переулок этот, соединяющий две церкви, цел и посейчас, но старинного деревянного на каменном фундаменте дома там уже не сыскать.

В 1809 году Входоиерусалимская церковь стала местом крещения старшего сына в семье Кольцовых: «Октября 3 рожден у купца Василия Петрова сына Кольцова и жены его Параскевы Ивановой сын Алексий. Воспринимали при крещении купец Николай Иванов Галкин и купецкая жена Евдокия Васильевна Чеботарева». Прасольскому сыну Алексею Кольцову суждена была в жизни общероссийская слава поэта, певца подворонежских степей. В тот момент семья обитала неподалеку от церкви, на Большой Стрелеи-кой улице.

В 1860—1910-е годы священствовал в Ильинском храме Аристарх Алексеевич Аристов. В канун революции 1917 года пастырский посох находился в руках его внука, отца Алексея Аристова, в советское время перешедшего к Тихвино-Онуфриевской церкви.

История Входоиерусалимокой церкви в большевистский период нашей жизни осталась в тени. Нет в документах Губсовнархоза ее ответа на запрос о том, какие драгоценные предметы в оной сберегаются. Нет упоминаний, находилась ли она в руках верующих патриаршей ориентации пли была отобрана обновленцами. Не встретилась и точная дата ее закрытия. Ясно лишь, что это произошло в начале 1930-х годов. Доподлинно известно, что уже в 1934 году там находился архив. Церковное помещение использовалось под хранилище рукописей совместно Областным архивом Октябрьской революции и социалистического строительства и Областным историческим архивом.

В Ильинскую же церковь архив вернулся из эвакуации. В доме причта, что справа от храма, с 1944 года расположилось архивное управление, тогда входившее в ведомство НКВД, и читальный зал. Исследователи работали там недолго, вскоре перешли в Успенскую церковь, а затем в специально построенное здание рядом с Областной библиотекой. Сейчас Ильинская церковь используется исключительно как фондохранилище. На высоченных многоярусных стеллажах покоятся связки дореволюционных и советских доку ментов. Сюда из основного корпуса отправлены те из них, которые не пользуются особой популярностью у краеведов, чтобы пореже приходилось носить тяжеленные тома. Но в последние годы само понятие ценности информации меняется. Сотрудникам госархива чуть ли не каждодневно приходится отправляться в Ильинку за делами фонда Палаты гражданского суда. Без фактов, содержащихся здесь, не восстановить детальную историю воронежских памятников истории и архитектуры.

В конце 1993 года областная администрация приняла принципиальное решение о возвращении епархии Ильинской церкви, а также Спасской, тоже занятой архивом. Но документы не могут быть выброшены на улицу, ибо в них заключена наша подлинная история. Сам архив — учреждение бюджетное, собственных средств не имеет. Как долго будет решаться вопрос о предоставлении ему помещений взамен церквей или о строительстве нового здания, предсказать не берусь. Но лед тронулся, право епархии на свою собственность признано, и теперь уже сияние восстановленных куполов перед университетскими окнами—вопрос времени.


А.Н. Акиньшин "Храмы Воронежа" (1996 год).

Последний раз редактировалось Витя; 01.04.2010 в 10:11.
  Ответить с цитированием