Форумец
Сообщений: 5,977
Регистрация: 01.10.2009
Возраст: 52
Не в сети
|
К 65-летию Воронежского аэроклуба («Воронежский курьер» 30 июня 1998 г. )
Цитата:
Предвоенные события и Отечественная война оставили много белых пятен в истории нашего города. В пламени войны погибли архивы большинства предприятий и организаций города и области. Совсем мало осталось живых свидетелей.
Меня заинтересовало следственное дело, заведенное на руководителей Воронежского аэроклуба, которое я обнаружил в недрах Центра документации новейшей истории. Документы дают возможность узнать о структуре аэроклуба и даже о количестве подготовленных специалистов за два довоенных года.
Созданный в начале 30-х годов Воронежский областной аэроклуб готовил по линии Осоавиахима летные и технические кадры для бурно развивавшейся авиации.
Набор курсантов в клуб проводился через комсомольские и профсоюзные организации. Обучались они без отрыва от производства. Все поступавшие должны были пройти мандатную комиссию, состоявшую из председателя — секретаря горкома комсомола - и двух членов от НКВД и горсовета Осоавиахима.
При наборе курсантов планировался их отсев до 10%, но фактический отсев в 1936 году составил 37%. Причины — большие физические перегрузки при «безотрывном» обучении, недостаточный общеобразовательный уровень направляемого в аэроклуб контингента, неуплата руководителями предприятий денег за обучение своих работников ( 15-20%).
Выпуск за 1936 учебный год задержался и состоялся только в январе 1937 года. Это был четвертый выпуск, 425 человек.
На следующий учебный год Центральный совет Осоавиахима дал нашему аэроклубу уже повышенное задание. Подготовить: пилотов
— 420, инструкторов-общественников — 31, парашютистов — 115, авиатехников, радистов, мотористов, стрелков-бомбардировщиков
- 139.
Уже набрали 500 кандидатов в пилоты, но... Ведь это был 1937 год.
В акте от 22 ноября 1938 года отмечается: «Набор слушателей руководством аэроклуба в 1937 году проведен явно вредительски, с большим процентом классово чуждого элемента и, как факт, в середине и в конце учебного года отсеяно: по учлетам - 37%, по другим специальностям - около 75%. В результате в январе 1938 года были выпущены и сданы комиссии НКО следующие кадры: пилотов — 212, инструкторов, авиатехников, летнабов, стрелков-радистов — 67... Налет часов при аэроклубе за 1936 год составлял 8633 часов, за 1937 год - 12835 часов. По штатному расписанию на 1937 год штатных преподавателей нет. Обучение курсантов производилось за счет приглашенных извне аэроклуба по совместительству. Потребность в преподавателях выражалась в 20 человек».
Таковы сухие, но красноречивые формулировки.
Начальник летной части клуба старший лейтенант Владимир Лукич Глебов в 1937 году летал на планере «Ш-5» и так описал один из видов учебных полетов: «Планеры, отцепившись на высоте 1 ООО метров, показывают пилотаж, исключая штопор, до высоты 250 метров, после чего идут на посадку, рассчитывая сесть на площадку у ангаров ближайшего аэродрома».
Кроме планеров, аэроклуб располагал большим парком самолетов. Об этом можно судить по списку аварий и поломок в 1936—1937 годах. В списке значатся 22 самолета У-2 и Р-5.
Продолжался 1937 год. Страну захлестнула эпидемия доносительства, предательства и клеветы. В аэроклубе также нашлись люди, которым лавры Павлика Морозова не давали покоя. Четыре комсомольца и один коммунист (а как же без руководящей роли партии?) написали донос на руководство клуба.
Вскоре, 9—10 декабря, многие были арестованы.
Макей Михаил Васильевич. Родился в 1895 году в селе Крыски Новогрудского уезда Минской губернии. Бывший прапорщик и командир роты в 1-ю мировую войну. В Красной Армии с 1919 года, член ВКП(б) с 1920 года. В 1930 году окончил курсы при Военной академии им. Жуковского. Полковой комиссар. С 1934 года — начальник Воронежского аэроклуба.
Ковтуненко Николай Федорович. Родился в 1903 году в деревне Степановка Борискинского района Черниговской области. Украинец. Из крестьян. Помощник начальника клуба по материально-техническому обеспечению.
Горович Андрей Андреевич. Родился в 1906 году в селе Златоустово Березовского района Одесской области. В РККА с 1928 по 1931 год. Начальник штаба аэроклуба.
Парадник Георгий Андреевич. Родился в 1913 году в Луганске. Начальник планерной станции.
Тупиков Александр Петрович. Родился в 1907 году в Воронеже. Инженер.
В постановлении о предъявлении обвинения говорится: «В 5-м отделе УНКВД по Воронежской области имеются данные о том, что в аэроклубе Осоавиахима существовала группа, занимавшаяся контрреволюционной деятельностью...»
Всем арестованным предъявили обвинение по статье 58-7,11 (вредительство, участие в контрреволюционной организации). Им еще очень повезло, что дело не передали сразу на рассмотрение «московской тройке» — тогда бы им не миновать расстрела. Следствие пошло по линии военной прокуратуры, которой не очень хотелось копаться в этой полувоенной организации. И прокурор Темиров переслал дело Макея и его товарищей Воронежской областной прокуратуре с передачей в областной суд.
Следствие длилось весь 1938 год. При этом арестованные прошли все круги ада: избиения, «стойки», пытки голодом и так далее.
Результат типичный - «признание» ими всех обвинений. Но переброска дела из одних рук в другие все же позволила выиграть время. В начале 1939 года начались пересмотры многих сфальсифицированных дел, в том числе и этого.
Сняли обвинение как «кроме самооговора, ничем не подтвержденное», переквалифицировали на статью 109-III - должностное преступление. 8 апреля 1939 года прокурор спецотдела Саволей предписал освободить узников из-под стражи под подписку о невыезде.
К сожалению, это освобождение уже не мог использовать Тупиков. Пытки окончательно подорвали его здоровье, и он умер 13 апреля 1939 года.
В феврале 1940 года уголовное дело было прекращено.
После ареста Макея начальником аэроклуба стал бывший начальник летной части В.Л. Глебов.
От необоснованных репрессий в конце 1937 года пострадало и практически все руководство Воронежского областного совета Осоавиахима во главе с председателем Федором Ивановичем Мачехиным. В апреле 1938 года его расстреляли.
А в Москве расстреляли председателя Центрального совета Осоавиахима комкора Р.П. Эйдемана и все его ближайшее окружение.
Так сталинское руководство наносило сокрушительные удары по обороноспособности страны задолго до нападения гитлеровцев.
«Воронежский курьер» 30 июня 1998 г.
|
источник
|