Показать сообщение отдельно
Старый 12.01.2012, 10:33   #22   
Форумец
 
Аватар для Витя
 
Сообщений: 9,185
Регистрация: 20.06.2006
Возраст: 50

Витя вне форума Не в сети
Опять же с сайтов РЖД:

Цитата:
ИСТОРИЯ ЮГО-ВОСТОЧНОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ

Юго-Восточная железная дорога пролегает по территории областей, расположенных в южной и юго-восточной части европейской России, - Белгородской, Воронежской, Липецкой, Тамбовской, Курской, Рязанской, Волгоградской, Пензенской, Саратовской, Тульской, Ростовской. Магистраль связывает южные районы России с центром, Поволжьем и Уралом.

В состав Юго-Восточной железной дороги входят линии, построенные в основном во второй половине XIX в. В развитии железнодорожного транспорта России выделяют два периода подъема: конец 60-х - начало 70-х гг. XIX в. и вторая половина 90-х гг XIX в. В первый период были введены в эксплуатацию: в 1868 году линия Елец - Грязи и линия Козлов - Воронеж, продолженная в 1871 до Ростова-на-Дону, в 1870 году - Грязи - Борисоглебск и в 1870 - 1871 гг. - Борисоглебк - Царицын.

В 1865 году была утверждена концессия и создано акционерное общество Рязано-Козловской железной дороги. Магистраль строилась на деньги частного капитала по инициативе Воронежского и Тамбовского земств. Отрезок Рязань - Козлов был сдан в эксплуатацию 4 сентября 1866 г. В том же году ветка было продолжена от Козлова к Воронежу. А в 1968 году первый поезд прибыл на станцию Воронеж. Вскоре возникла необходимость продлить дорогу на юг к донецким угольным месторождениям. Организацию строительных работ взяло на себя Воронежское земство. Сооружение дороги началось летом 1869 года. Однопутный участок от Раздельной (Отрожки) до Лисок, протяженностью 86 верст, был готов 27 декабря 1870 года, и с 1 января 1871 года по нему началось регулярное движение. 28 ноября 1871 года было открыто движение поездов от Воронежа до Ростова. Управление дороги находилось в Новочеркасске. Как сообщал справочник Юго-Восточной железной дороги, на 1 декабря 1872 года на этом участке действовали 19 пассажирских, 653 товарных крытых и 3 багажных вагона. Паровозы той поры были маломощными, рассчитанными на 10 - 15 вагонов. Для обслуживания подвижного состава построены были мастерские, а затем паровозные и вагонные депо.

Линия Козлов - Ростов, служившая продолжением дороги Москва - Рязань, открыла путь в "житницы" России - Тамбовскую и Воронежскую губернии. С другой стороны, благодаря строительству этой дороги появилась возможность вывоза хлеба через порты Азовского моря за границу. Дорога Елец - Грязи была сооружена как продолжение Риго-Орловской дороги. Она соединила низовья Волги с центральными губерниями, а также с балтийскими портами, что сыграло большую роль в развитии хлебного экспорта из богатейших районов страны. 1868 году на станции Елец было открыто одно из первых в России технических учебных заведений.

13 июня 1893 года произошло слияние акционерных обществ Козлово-Воронежско-Ростовской, Орловско-Грязинской и Грязи-Царицынской дорог. Было создано Общество Юго-Восточных железных дорог, объединившее все указанные линии. Вскоре Общество приступило к сооружению железнодорожной линии от города Харькова через станции Лиски, Бобров, Новохоперск к Поворино и Балашову, общей протяженностью в 660 верст. Строительство обошлось примерно в 25,8 млн. рублей. Кроме того, планировалось проложить ветку от Купянска к Лисичанску (117 верст) и от Таловой к селу Бутурлиновке и Калачу (90 верст).

Работы начались 1 августа 1893 года и 17 декабря 1895 года дорога Харьков - Балашов сдана в эксплуатацию. Линия Таловая - Калач вступила в строй 12 мая 1896 года. Труд десятков тысяч землекопов не был механизирован, пути строились практически вручную.

В 1895 году была сооружена широтная линия Харьков - Балашов - Пенза, которая наряду с другими, построенными в тот же период, способствовала дальнейшему развитию каменноугольной промышленности и металлургии Донбасса.

В 1917 году в состав Юго-Восточных дорог входили линии: Козлов - Ростов с ветвями Графская - Анна и Графская - Рамонь; Орел - Грязи - Царицын; Харьков - Балашов с ветвью Таловая - Калач; Лихая - Царицын; Елец - Валуйки. Эксплуатационная длина дороги составляла 3252 версты, или 3470 километров.

Большим разрушениям подвергалась дорога в годы первой мировой и гражданской войн. Было уничтожено до 70% паровозов, взорвано 78 крупных мостов, разрушено 67 депо и мастерских, сотни километров железнодорожных путей.

В 1918 году железная дорога была национализирована. Восстановление и реконструкция второй половины 20-х годов позволила достичь по грузоперевозкам довоенный уровень. В 30-е годы дорога превратилась в одну из мощных магистралей страны.

В годы Великой Отечественной войны дорога обслуживала Центральный, Южный, а затем Брянский, Воронежский, Юго-Западный, Донской и Сталинградский фронты. Особенно напряженным временем являются периоды подготовки и проведения Сталинградской и Курской битв.

В настоящее время Юго-Восточная железная дорога обеспечивает перевозки рудодобывающих предприятий Курской магнитной аномалии, Новолипецкого металлургического и Оскольского электрометаллургического комбинатов, предприятий химической и перерабатывающей промышленности. Управление дороги находится в городе Воронеже. Дорога граничит с рядом железных дорог: Московской (ст. Ряжск, Павелец, Елец, Ефремов, Волово, Касторная-Курская, Курск, Готня), Приволжской (ст. Ду-плятка, Благодатка, Абадурово), Куйбышевской (ст. Кривозеровка), Северо-Кавказской (ст. Чертково). В состав дороги входят отделения: Мичуринское, Елецкое, Ртищевское, (с 1985 г.), Лискинское, Белгородское (с 1991 г.) и Воронежское (как филиал дороги с 2000 г.).
и ЮВЖД:

Цитата:
История дороги

Юго-Восточная Ордена Трудового Красного Знамени железная дорога расположена на перекрестке транспортных магистралей России, связывает запад и восток страны с ближним и дальним зарубежьем. Дорога обслуживает Центрально-Черноземный экономический регион: Воронежскую, Липецкую, Белгородскую, Ростовскую, Тамбовскую области, а также участки Тульской, Пензенской, Саратовской, Рязанской, Курской и Волгоградской областей. Граничит по стыкам с Московской, Куйбышевской, Приволжской, Северо-Кавказской железными дорогами и магистралями Украины. Суммарная площадь обслуживаемого региона составляет около 160 тысяч квадратных километров с численностью населения 6,5 млн человек.

Годом основания Юго-Восточной железной дороги принято считать 1866 год. В ее состав до сих пор входят линии, построенные в основном во второй половине XIX в. В 1865 году была утверждена концессия и создано акционерное общество Рязано-Козловской железной дороги. Магистраль строилась на деньги частного капитала по инициативе Воронежского и Тамбовского земств. Отрезок Рязань - Козлов был сдан в эксплуатацию 4 сентября 1866 г. Была продолжена ветка от Козлова к Воронежу. Первый поезд прибыл на станцию Воронеж в 1868 году.

Вскоре возникла необходимость продлить дорогу на юг к донецким угольным месторождениям. Организацию строительных работ взяло на себя Воронежское земство. Сооружение дороги началось летом 1869 года. Однопутный участок от Раздельной (Отрожки) до Лисок протяженностью 86 верст был готов 27 декабря 1870 года, и с 1 января 1871 года по нему началось регулярное движение. 28 ноября 1871 года было открыто движение поездов от Воронежа до Ростова. Управление дороги находилось в Новочеркасске. На 1 декабря 1872 года на этом участке действовали 19 пассажирских, 653 товарных крытых и 3 багажных вагона. Для обслуживания подвижного состава были построены мастерские, а затем паровозные и вагонные депо. Линия Козлов - Ростов, служившая продолжением дороги Москва - Рязань, открыла путь в "житницы" России - Тамбовскую и Воронежскую губернии. С другой стороны, благодаря строительству этой дороги появилась возможность вывоза хлеба через порты Азовского моря за границу.

13 июня 1893 года произошло слияние акционерных обществ Козлово-Воронежско-Ростовской, Орловско-Грязинской и Грязи-Царицынской дорог в единое Общество Юго-Восточных железных дорог. Вскоре началось сооружение железнодорожной линии от города Харькова через станции Лиски, Бобров, Новохоперск к Поворино и Балашову, общей протяженностью в 660 верст.

С 23 марта 1902 года Юго-Восточными дорогами руководило уже одно управление, находившееся в Воронеже. В сферу влияния ЮВЖД вошли следующие губернии: Орловская (пятью уездами), Тульская (двумя), Тамбовская (шестью), Саратовская (двумя), Курская (тремя), Воронежская (двенадцатью) и Область Войска Донского (шестью округами и одним уездом). Общая площадь территорий, тяготеющих к ЮВЖД, составляла 165 тысяч квадратных верст.

Для получения больших прибылей и увеличения сферы своего влияния Общество стало строить новые линии, создавать предприятия по ремонту паровозов и вагонов. В конце 60-х – начале 70-х годов на дороге были построены крупнейшие для того времени паровозо- и вагоноремонтные мастерские в Воронеже, Ельце, Борисоглебске, Царицыне, Козлове, Тамбове, Ростове и в других городах. Для текущего ремонта подвижного состава на крупных станциях были построены паровозные и вагонные депо.

В июне 1941 года границы Юго-Восточной были несколько иными. На севере стыковым пунктом с Ленинской дорогой была станция Мичуринск; на востоке к станциям Жердевка и Таловая примыкала Пензенская дорога; с запада станции Елец, Воронеж П и Алексеевка входили в состав Московско-Донбасской, а к станции Миллерово подходила Северо-Донецкая дорога; на станции Лихая сходились четыре магистрали: Юго-Восточная, Северо-Донецкая, имени Ворошилова, Сталинградская. В 1942 году обслуживала территорию в 400 тысяч квадратных километров. Дорога обслуживала Воронежский, Юго-Западный, Донской и Сталинградский фронты. Многие ее участки оказались в зоне боевых действий.

Только к концу 1950 года были восстановлены все разрушенные в войну искусственные сооружения и технические устройства, а также многие вокзалы.

В 1953 году грузооборот ЮВЖД превысил размеры грузооборота 1940 года почти вдвое.

К концу 1956 года на участке Ртищево – Пенза и Ртищево – Поворино была внедрена тепловозная тяга. В конце 1957 года тепловозы пришли в депо Лиски. В 1959 году в состав Юго-Восточной вошли Мичуринское и Елецкое отделения. Укрупнение дороги способствовало улучшению транспортных связей между Донбассом и Уралом, центром и западом страны, Северным Кавказом и центром, а также востоком. Электрификация дороги началась с ее южных участков. К концу 1964 года поезда на электротяге пошли от Россоши до Лисок, от Отрожки до Кочетовки с заходом в Воронеж, а в 1965 году сдан участок Кочетовка – Ряжск. К 1965 году 87 % перевозок на дороге выполняли электровозы и тепловозы и только 13 % – паровозы.

В 1985 году ЮВЖД передано Ртищевское отделение, в 1992 году – Белгородское отделение.
  Ответить с цитированием