Показать сообщение отдельно
Старый 22.08.2012, 12:40   #95   
Форумец
 
Аватар для Pchel
 
Сообщений: 1,123
Регистрация: 01.01.2010
Возраст: 48

Pchel вне форума Не в сети
Ну а для любителей почитать и подумать привожу статью-размышление умного и грамотного специалиста - Радомира Орлова. Читайте на здоровье. :-)Я думаю он будет не против против ее размешения на БВФ.

"Кто хочет стать миллионером или мысли вслух о воронежском никеле

На днях смотрел популярное телевизионное шоу «Кто хочет стать миллионером». Отвечая на один из «заковыристых» вопросов игроки прибегли к помощи зрителей. Подавляющее число зрителей дали ответ, к которому после длительного обсуждения склонялись и сами игроки. Ответ оказался неправильным. Верный ответ дал только один человек. Зал оказался в плену ответа, к которому склонялись знаменитые участники игры и проигнорировал вполне логичный правильный ответ.
Этот случай напомнила мне референдум воронежцев о прекращении строительства атомной тепловой станции в 1990 году. Имея подавляющую негативную информацию об атомной энергетике, преподнесенную «златогласыми» политиками новой волны, рвавшимися к власти, на фоне недавней трагедии в Чернобыле жители Воронежа дружно проголосовали за прекращение строительства станции (96%!), на которой уже начинался монтаж оборудования. Итог – многомиллионные потери и так небогатого в те годы бюджета, разворованное оборудование и километры дорогостоящих труб, нерешенная проблема стабильного снабжения города теплом и горячей водой. А политики, решив свои проблемы, исчезли из средств информации.
Сейчас идет активная компания о референдуме по запрету в ближайшие годы добычи в области медно-никелевых руд. И хотя времена коренным образом изменились, опасность необъективного освещения очень важного для области и его жителей вопроса, на мой взгляд, остается.
Хорошо известно, что по предложению нашего губернатора Алексея Гордеева был создан общественный Совет, который должен взять под жесткий контроль работу по освоению Еланского и Ёлкинского месторождений. По убеждению губернатора все процессы – от конкурсов до промышленной добычи руд – должны стать объектом пристального внимания общественности. Общественный Совет возглавил известный и уважаемый в области человек, крупный ученый-геолог – Николай Михайлович Чернышев, который собрал группу квалифицированных и компетентных специалистов по вопросам геологии, экологии, горного дела, социологии и т. д. Мне была оказана честь войти в этот Совет в качестве геофизика-сейсмолога. За прошедшие два месяца состоялось несколько открытых заседаний совета, на которых присутствовали как журналисты, так и представителей тех движений, которые выступают против разработки месторождений. Состоялся откровенный обмен мнений, прояснились позиции сторон.
Сразу определю свою позицию по этому вопросу. Начиная работу в Совете я, как человек, принимавший участие в поисково-оценочных работах на месторождениях, хотя и на заключительном этапе, однозначно был за быстрейшую разработку и добычу руды. Ведь это цель, если хотите «голубая» мечта любого геолога. Ради этой цели они терпели годами бытовые неудобства, месяцами жили в отрыве от семей, работали и в дождь и в стужу за очень скромную зарплату. И вот Цель достигнута – Родина получила новую рудную провинцию. И что? Все усилия были напрасными, их труд никому не нужен? Не надо забывать и еще один важный момент. Чтобы эти месторождения появились, государство в течение многих лет вкладывало значительные средства в геологическую съемку и поиски на востоке Воронежской области, забирая их из бюджета. Пора получать прибыль, отдавать ее тем, кто и сейчас живет очень скромно, тем же ветеранам-геологам, например. Но все оказалось значительно сложнее.
Когда после первого заседания Совета я рассказал своим коллегам о тех дискуссиях, которые возникли при обсуждении и спросил их мнение, неожиданно для меня многие однозначно сказали: «Мы против разработки». Еще не поднимался вопрос о русской выхухоле, о заповеднике, о возможном загрязнении Хопра, а люди говорят решительное «Нет». Почему? Ответ: «Хватит распродавать недра России для обогащения новых миллиардеров, которые львиную долю цветных металлов вывозят за границу по демпинговым ценам. Хватит кормить продажных чиновников в то время, когда коррупция достигла в стране, даже по мнения Президента, чудовищных размеров. Американцы, не глупые люди, хранят свои недра для будущих поколений, а мы готовы продать последнюю рубаху». И, по своему, их опасения справедливы. Но времена-то действительно другие. И Совет создан, и пресса и протестное движение на подъеме. Не дадим свершиться беззаконию, поставим добычу в условия жестких экологических ограничений?! Но честно скажу, моя уверенность в немедленной разработке месторождений была поколеблена. Что же делать? Ждать 20-30 лет, пока все проблемы сами собой решатся? Думаю, что нет.
Но настораживает несколько моментов.
Нам обещали полную открытость – начиная с конкурса. А на деле мы видим, как неловко порой чувствует себя на Совете уважаемый Николай Михайлович. Он, как и весь Совет, не знаком с документами, представленными на конкурс, готовили их без привлечения воронежских геологов-первооткрывателей. Представители областной администрации тоже держат паузу – или сами не знают всех тонкостей договора или что-то знают, но не говорят.
По чьей команде была поднята «антиникелевая» компания задолго до конкурса, почему столько негативной информации, которая грамотному специалисту видна невооруженным взглядом? Под знаменем «Защитим русскую выхухоль» публикуется порой откровенная ложь или полу ложь, что страшнее. Кому это выгодно? Я глубоко уважаю мнение экологов, которые болезненно воспринимают саму идею добычи полезных ископаемых в нашем регионе. И во многом они правы. Вспомним хотя бы Байкал. На его защиту встали и экологи, и писатели и киноматографисты. Производственники утверждали, что комбинат не будет отравлять воды уникального озера. А на деле что получилось? Байкал загрязняется. Нельзя допустить повторения пройденного и допускать подобных ошибок, время не то. И надежда на то, что все можно сделать при желании «чисто, как у них за бугром» реальна. Мой институтский товарищ, крупный руководитель, неоднократно был на месторождениях никеля, очень небольших по запасам, которые разрабатываются в Финляндии. Чистота и порядок – финны очень любят свою землю, обустраивают даже девственные леса, но интенсивно добывают руду – это их общее богатство. А нам что слабо? Ведь мы хотим иметь хорошие дороги и чистые города как в Белгородской области уже сегодня, а не через 20 лет. Но белгородцы добывают миллионы тонн железной руды, плавят металл, производят великолепный цемент - вот и идут денежки в бюджет области. А ведь все эти производства для экологии тоже не подарок. Надо думать, и выбирать.
Надо поставить заслон недобросовестной информации, которая зачастую исходит от людей или некомпетентных или имеющих злой умысел. Это не касается искренних защитников природы и истории края. У них хватает реальных проблем в решении этого сложного вопроса не связанных с никелем или не только с никелем. Я почти 20 лет работал на поисках и разведке урановых месторождений в Якутии, Центральном и Северном Казахстане, в Болгарии. Много раз бывал в урановых шахтах и карьерах, где работают тысячи людей. И какого только бреда не наслушался за эти годы об уране! И об уголовниках-смертниках в урановых рудниках, и о том, что люди, работающие с ураном,
покрываются шерстью или наоборот лысеют. Шахтеры же, которые работали раньше на угольных шахтах, говорили, что по системе безопасности, освещенности, вентиляции забоев контролю ТБ урановые рудники на порядок лучше и безопаснее угольных шахт. А знаете ли вы, что по статистике люди в 30 километровой зоне от атомных электростанций живут почти на 10 лет больше, чем остальные. И не по тому, что радиация так полезна для человеческого организма, а по тому, что население, живущее в этой зоне, имеет более качественное медицинское обслуживание и более высокий уровень жизни (меньше пьянства, больше рабочих мест). Афоризм Черчилля «Кто владеет информацией, тот владеет миром» остается актуальным.
При существующем несовершенстве законов не понятно, какая часть средств, получаемая в виде налогов, останется в селе Ёлка, в районе, в области. Это очень важный момент в борьбе за начало добычи. Один маленький пример. В 90-е годы я часто ездил в командировки в Екатеринбург. Поездом туда можно добраться по северной дороге через Ярославль, Вятку, Глазов, Пермь или по южной ветке через Новохоперск и Казань. В те годы меня просто поражало различие картины из окна поезда. Едешь по Татарии и восхищаешься чистотой на станциях, асфальтированными дорогами и развязками, ухоженными полями. По северной трассе сплошная разруха – покосившиеся серые домишки, отсутствие дорог, остановленные и разграбленные крупные заводы люди какие-то прибитые, невеселые. Одна страна, а впечатление разное Дело все в налоговой политике той поры. После слов Ельцина: «Берите полномочий сколько сможете», президент Татарстана (1991-2010) Минтимер Шаймиев практически все налоги от продажи 100 млн. тонн нефти в Татарстане оставил в бюджете своей республики. Отсюда дороги, новые стадионы, победы в спорте, наконец, самая современная американская аппаратуру в нефтяной геофизике (в то время как в других регионах геология умирала). Вот вам еще одна правда. Надо бороться за налоги, узаконить их отчисление в бюджет области в максимально возможном объеме. Тогда и люди будут «За».
Я реалист и не верю в сказку про «миллионера из трущеб», но я остаюсь оптимистом и несмотря на все сомнения, верю, что разработка медно-никелевых месторождений в Воронежской области явится мощным толчком в ее экономическом и социальном развитии, продаст новый статус столице Черноземья. Необходимо воплотить в жизнь старый лозунг «Богатство недр на благо народа». Не надо морочить людям головы страшилками вселенского масштаба. Они примут верное решение на любом референдуме, если будут иметь полную и объективную информацию по всем аспектам этой очень важной и сложной проблемы.

Горный инженер-геофизик, Радомир Орлов
"