Тема: Коротояк
Показать сообщение отдельно
Старый 09.11.2012, 09:15   #104   
Форумец
 
Сообщений: 2,089
Регистрация: 17.05.2012
Возраст: 59

Boriskin вне форума Не в сети
Материал газеты "Вперед" 27 Января 2012 http://zdr.gudok.ru/pub/13/184116/
Что за станция такая: Коротояк или Степная?

Что за станция такая: Коротояк или Степная? В 90-е годы XIX века Россия на протяжении десятка лет подряд ежегодно вводила в эксплуатацию более трёх тысяч километров железнодорожного пути.

Одна из возведённых в те годы дорог была широтная магистраль Харьков – Балашов. 17 декабря 1895 года железная дорога была принята в эксплуатацию, и с этого дня небольшая станция Лиски, расположенная на действующей линии Воронеж – Ростов, стала узловой. Начинается её бурный рост, а вместе с ней растёт и пристанционный посёлок железнодорожников, возникший вблизи слободы Новая Покровка и ставший в последующем одной из составляющих современного города Лиски.
Но такого развития событий могло бы и не быть. Ещё на стадии проектирования Харьково-Балашовской дороги дворянство и земство Коротоякского уезда, проявив завидную напористость, добились того, чтобы трасса намечаемой дороги прошла через Коротояк. По проекту предусматривалась врезка строящейся дороги в действующую Воронеж – Ростов между станциями Лиски и Давыдовка (ближе к Давыдовке). Здесь было запланировано строительство большой узловой станции, получившей наименование «Степная». От станции Степная дорога по ровной местности должна была подойти к Дону в районе Коротояка, здесь планировали соорудить новый высоководный мост, и далее дорога по ровной местности следовала на Острогожск. Проект строительства был высочайше утверждён, причём в перечне поселений, через которые должна была пройти железная дорога, особо был выделен Коротояк.
Но когда строители приступили к воплощению намеченного, было подсчитано, что сооружение высоководного железнодорожного моста в районе Коротояка обойдётся в несколько раз дороже, чем вариант строительства с использованием уже существующего моста у станции Лиски и прокладки обводного пути по береговой кромке Дона и Тихой Сосны. Вопреки проекту, строительство пошло по более экономичному варианту, а для смягчения отклонения от утверждённого царём проекта строители при впадении Тихой Сосны в Дон устроили станцию, назвав её Коротояк. В действительности станция была в семи верстах от города Коротояк, даже находилась в другом уезде и была отделена от города заливной поймой Тихой Сосны, так что в весенний паводок до неё добраться не было никакой возможности.
Коротоякцы, конечно же, возмутились таким решением, подняли громкий скандал и подали на Высочайшее имя прошение, которое начиналось словами: «Вопреки повелению Вашего Императорского Величества…» Прошение возымело действие: государь Александр III приказал, чтобы интересы жителей города Коротояк были соблюдены. К тому же первым весенним паводком была размыта возведённая насыпь железнодорожного полотна, что дало коротоякцам повод утверждать, что такие размывы будут повторяться ежегодно.
Но строители стояли на своём. Они так пересмотрели технологию укрепления насыпи меловыми блоками, булыжником и плетёными фашинами, что в последующие годы только однажды, в 1947 году, при высоком подъёме воды и штормовом нагонном ветре произошёл размыв железнодорожного пути, прервавший движение поездов и потребовавший больших материальных затрат на восстановление.
Пустив строящуюся железную дорогу через мост у станции Лиски, строители, чтобы выполнить волю царя, провели сложные переговоры с руководством Коротоякского уезда, и в результате по заливной пойме Тихой Сосны была проложена семиверстовая железнодорожная ветка до города Коротояк. В первый же год она была уничтожена полой водой, но её восстановили, укрепили. Регулярное движение двух поездов по этой ветке вполне обеспечило нужды города Коротояк, и котороякцы сняли свои претензии. Станция Лиски стала развиваться как узловая.
Миниатюры
Нажмите на изображение для увеличения
Название: Коротояк жд.jpg
Просмотров: 152
Размер:	48.1 Кб
ID:	2026097  
  Ответить с цитированием