Показать сообщение отдельно
Старый 10.01.2014, 08:42   #23   
Форумец
 
Аватар для vik 01
 
Сообщений: 6,260
Регистрация: 25.08.2010

vik 01 вне форума Не в сети
Kommuna.ru - 10.01.2014

Чёрные слёзы Абрамки

На околице села Лиски появился мемориал местным жителям, расстрелянным в годы войны мадьярами и немцами

Николай Кардашов

Лискинский район, Воронежская область
Абрамка - так с давних времён называли старожилы села Лиски огромный лог со звонкоголосою криницею, подступавший к селу с поля. И не думал - не гадал люд сельский, что в лето 42-го не соловьиной трелью наполнится до самых краёв Абрамка, а пулемётными очередями, гарью пороховой да предсмертными криками женщин, стариков и детишек.

…Июль 1942-го. Немецкие танки под гогот спешащей за ними пехоты, прорвав оборону у Острогожска и Коротояка, уткнулись хищными стволами в правый берег Дона за окраинными улочками сёл Лиски и Залужное.

Не удалось фашистам с ходу взять непокорную станцию Лиски и город с говорящим именем Свобода при ней. И тогда, чтобы в спины захватчиков не дышал русский гнев, объявили они Лиски и Залужное прифронтовой зоной. Прифронтовая – значит безлюдная…

Вспоминает Алексей Синельников, бывший партизанский орлёнок-связной:

«Двенадцать лет мне в то лето было. В конце июля вслед за немецкими мотоциклистами пошли по улицам автоматчики. Из домов женщин с детками малыми да немощных стариков выгоняют, прикладами в колонны заталкивают. Погнали через Никольскую гору на дорогу, ведущую в Ковалёва. По бокам – всадники на огромных лошадях. Плач над колонной стоит, пыль и жара несусветные. Некоторые женщины кинулись из Никольского родника воды детишкам набрать, так изверги автоматными очередями их остановили. Воду по дороге пили из копытных следов, оставшихся на обочине. К сумеркам втянулась измождённая колонна в Ковалёво. Согнали немцы нас в кучу на площади – здесь ночевать будете. Женщины, кто помоложе, засобирались в село наше вернуться, чтобы еды и одежду детям прихватить: к утру надеялись обернуться.

Пошла с ними и наша соседка, тётя Маруся. Она уже на сносях была, вот-вот родить должна. Но никто из женщин так и не вернулся к утру. Прибежали плачущие детишки, рассказали, что всех их в Абрамке расстреляли немцы. И тётю Марусю тоже… А из ямы расстрельной крик ребёнка родившегося они слышали…»

А вот что вспоминает ещё один очевидец.

Ольга Дмитриевна Тютюнникова, сидя на крыльце, вязала шерстяные варежки, когда услышала с улицы плач сыночка Василия. Рослый мадьяр, схватив ребёнка, тащил его к Абрамке, снимая с плеча винтовку. Бросившись на крик, женщина стала умолять изверга обменять сына на варежки. Так варежки и спасли сына.

Учительница Лисянской СОШ Татьяна Закотельникова, которая вместе с мамой Верой Николаевной Стародубцевой занималась трагедией Абрамки, рассказала и о таких драматических эпизодах:

- Нашей землячке Марии Сергеевне Милькиной было в ту пору 16 лет, когда она вместе с мамой и другими женщинами и детьми вернулись в Лиски из Ковалёво, чтобы взять провианта и одежду. Мадьяры всех арестовали и повели в Абрамку, заставили копать яму. Сначала расстреляли женщин. Потом на край расстрельной ямы поставили и семерых детишек вместе с Машей. Но начался обстрел, и расстрелять детей изверги не успели. На ночь закрыли в хате, а утром выдали пропуска и заставили вернуться в Ковалёво. Не успели детишки отбежать за околицу, как по ним открыли огонь из пулемётов. Слава Богу, никого не убили. А Маша Милькина, оставшись без мамы, одна воспитывала пятерых своих сестричек и братиков… Другой землячке, Евдокии Жижелевой, в августе 42-го было всего 4 годика. Мама пришла с ней в село и, оставив ребёнка у железнодорожной насыпи, направилась в избу, чтобы взять картошки. Мадьяры схватили её и тоже расстреляли в Абрамке. Девочка росла одна, потом уехала в Украину. В прошлом году группа учителей Лисянской школы по приглашению земляка, Владыки Арсения, гостила в Святогорске, в Святогорской Свято-Успенской лавре. И неожиданно встретили там Евдокию Савичну Жижелеву, которая, узнав о земляках, пришла встретиться с ними и передала всю свою пенсию, чтобы в Лавре помянули её расстрелянную в Абрамке маму и всех лисянских детей и женщин.

Недавно стараниями Владыки Арсения расстрельное место в Абрамке превратилось в величественный мемориал памяти об убиенных земляках.

- Чёрный облицовочный мрамор, - рассказывает настоятель местного храма отец Андрей, - привозили из Украины. Селяне, узнав, что здесь возводится памятник расстрелянным жителям Лисок, сами приходили и предлагали свою помощь. Очень хорошо помогли техникой и материалами специалисты компании «ЭкоНива» при прокладке в Абрамку дороги и возведении каменной часовни, которую возводили рядом с родником мастера из Лавры.

Светит теперь мемориал в Абрамке ликами и именами расстрелянных. С чёрного мрамора скорби слезами чёрными стекают капли росы.

…Узнал о расстрельном яре столичный учитель с лискинскими родовыми корнями Виктор Кучерявенко. Вместе со своими московскими школьниками выковал из стали памятник-символ для похороненных в Абрамке. «Древом жизни» его нарёк. Девяносто листочков-свечек в его ветвях – пока столько имён убитых назвала Абрамка. Но не всех ещё назвала… И надломленная веточка с нераспустившимся бутоном на скорбном древе символизирует оборванную жизнь только что народившегося младенца.

В корнях дерева корчится фашистская свастика – жизнь с её спутником добром сильнее смерти оказалась…


Земля печаль свою вечно хранит. Фото Николая Кардашова

Источник: газета «Коммуна» № 2 (26218), 10.01.2014 г.
Миниатюры
Нажмите на изображение для увеличения
Название: 10abramka.jpg
Просмотров: 80
Размер:	46.9 Кб
ID:	2398526  
  Ответить с цитированием