Тема: Лиски
Показать сообщение отдельно
Старый 09.09.2016, 07:33   #93   
Форумец
 
Аватар для vik 01
 
Сообщений: 6,260
Регистрация: 25.08.2010

vik 01 вне форума Не в сети
Герой Китая из Лисок

Земляки | Об этом неординарном человеке первым рассказал журналист «Коммуны» Александр Самарец в 1957 году. Герой его зарисовки – машинист Григорий Шумский – прославил ЮВЖД и СССР в Монголии и Китае

Судьба будто специально готовила и хранила Шумского, чтобы стал он «локомотивом» всего передового, что рождалось на советских железных дорогах. И обкатывал он эту новизну не только на своей магистрали, но и в братском, как тогда говорили, зарубежье.

Николай Кардашов г.Лиски, Воронежская область

Родился Григорий в 1910 году в слободе Новопокровской. А в 18 лет он стал трудиться в здешнем паровозном депо слесарем, затем – кочегаром и помощником машиниста.

Отслужив в Красной Армии, окончил годичные курсы машинистов в Лискинской техшколе и стал водить составы.

В сорок первом, когда республики Прибалтики вошли в состав СССР, тридцатилетнего машиниста Шумского командировали для организации перевозок на Эстонской железной дороге. Но война прервала передачу опыта эстонским коллегам, заставив их наставника Шумского эвакуироваться из молодой прибалтийской республики.

В районе Кронштадта морской транспорт с людьми атаковали фашистские бомбардировщики. Григорий, считавшийся в Лисках лучшим спортсменом-футболистом, сумев мобилизовать силы и волю, доплыл до спасительного берега и оказался в Ленинграде. Затем полгода работал на прорыв вражеской блокады города на Неве.

В сорок четвёртом он снова продолжает прерванные войною железнодорожные рейсы в Эстонии. Машинистом-инструктором обучает тамошних железнодорожников, затем возглавляет паровозное депо Хаапсула, работает заместителем начальника участка Таллиннской узкоколейки, старшим машинистом водит составы по ширококолейной магистрали. Паровозная бригада Григория Шумского не один раз завоёвывала почётное звание «Лучший паровоз сети дорог», а сам он был награждён знаком «Ударник Сталинского призыва» и медалью «За трудовую доблесть».

Вскоре его опыт востребовал и братский Китай. Летом 1950 года Правительство КНР обратился к руководству СССР направить в Поднебесную группу опытных железнодорожников для оказания помощи в восстановлении разбитой войною Чаньчуньской железной дороги.

Наш земляк стал машинистом-инструктором в депо Муданьцзян. Китайские железнодорожники полюбили его не только за трудолюбие, добродушие и богатый опыт, но и за природную скромность. Григорий Михайлович со своим учеником-машинистом Лю-Фан-Чу первым в послевоенном Китае провёл состав-тяжеловес по протяжённым магистралям Поднебесной. Так, с его подачи, в КНР зародилось соревнование тяжеловесных бригад, а китайские машинисты с помощью Шумского не только научились увеличивать техническую скорость, но и довели среднесуточный пробег паровозов до 540 (!) километров – такой показатель для Китая был тогда просто неслыханным.

После этого имя советского машиниста-инструктора стало уважительно произноситься в столичном Пекине, его портреты украшали передовицы центральных китайских газет.

Через год, на Всекитайском съезде железнодорожников в Пекине, Григория Шумского попросили обобщить опыт вождения составов-тяжеловесов с его китайскими подшефными машинистами. После выступления Григория Михайловича Министр железных дороги Китая под бурные аплодисменты делегатов съезда вручил машинисту ЮВЖД высшую награду страны – почётный знак Героя Труда КНР, представляющий собою большую рубиновую звезду с позолоченным барельефом Мао-Дзэ-дуна.

А через два с половиной года китайские железнодорожники, для многих из которых лискинский машинист стал другом и наставником, провожали Григория Шумского с нескрываемыми грустью. Перед отъездом он снова был отмечен правительственной наградой – медалью «В честь К.Ч.ж.д» (Китайской Чаньчуньской железной дороги).

На память своему наставнику китайские друзья подарили вышитый шёлком портрет Председателя КНР Мао-Цзэдуна, знамя с надписью на русском и китайском языках: «На память образцовому работнику железных дорог КНР товарищу Г.М.Шумскому от коллектива работников паровозного депо Муданьдзян». А в надписи в Памятной книге значилось: «Многоуважаемый товарищ Григорий Михайлович Шумский! Благодаря Вашему руководству и Вашей искренней помощи, мы в короткий срок значительно повысили свою квалификацию. Вы содействовали делу укрепления мощи и процветания нашего государства. Вы возвращаетесь на Родину. Просим Вас принять искреннюю сердечную благодарность всему советскому народу».

После Китая Григорий Шумский несколько лет трудился в Монгольской Народной Республике, где также обучал искусству вождения тяжеловесных составов. В родные Лиски он вернулся лишь в 1957 году – и не узнал своё депо, перешедшее за эти годы с паровозной тяги на тепловозную. Чтобы не отстать от жизни, Герою Труда Китая пришлось сесть за парту и осваивать новые мощные локомотивы.

Шумский Григорий Михайлович. Общее фото. Китай, 1951год

Источник: газета «Коммуна», №72 (26612) | Пятница, 9 сентября 2016 года
Миниатюры
Нажмите на изображение для увеличения
Название: ShumskiiObsh.jpg
Просмотров: 54
Размер:	75.6 Кб
ID:	2852394   Нажмите на изображение для увеличения
Название: Shumskii22222.jpg
Просмотров: 40
Размер:	60.6 Кб
ID:	2852395  

  Ответить с цитированием