Показать сообщение отдельно
Старый 18.06.2017, 19:17   #2003   
Матёрый
 
Аватар для Чёрный Дембель
 
Сообщений: 41,282
Регистрация: 22.02.2006
Записей в дневнике: 2630

Чёрный Дембель вне форума Не в сети
Тихий Дон-1958 vs Тихий Дон-XXI Век

10 : 1

Цитата:
Сообщение от Nechet Посмотреть сообщение
Тихий Дон, в современной экранизации
"Тихий Дон" ни в какой из современных экранизаций (а их целых две, кстати) я смотреть не собирался, но так получилось, что несколько серий увидел и из одной, и из другой. Собственно, ничего хорошего, как и ожидал, не узрел.

Зритель справедливо хочет увидеть на экране реально брутальных участников внешних и внутренних вооружённых конфликтов, для которых убить человека - не из пистолетика издали гламурненько подстрелить, а развалить собственноручно шашкой до седла живого вопящего противника, с брызгами кровищи и вывалом кишок, вполне в духе средневековья - даже не как два пальца об асфальт, а просто рутинная почти ежедневная обязанность, фронтовая бытовуха. А что же он видит вместо этого? Массовку жеманных ряженных метросексуалов. Язык - убогая подделка, причём видно, насколько он неродной для тусовщиков московских ночных клубов и прочей современной богемы и, тем более, дико видеть в кадре явные лощёные еврорыла.

Вообще, снимать исторические фильмы - дело неблагодарное, ибо чем дальше мы от изображаемой эпохи, тем меньше тех, кто владеет и достоверной информацией о ней, и мелкими бытовыми деталями, и пониманием психологии и мотивации героев. Именно поэтому все современные фильмы о войне - унылое говно; их просто невозможно сравнивать, к примеру, с "Они сражались за Родину" или даже с такой совершенно непафосной лентой, как "Женя, Женечка и Катюша", в составе съёмочных групп которых, и актёров, и сценаристов, и режиссёров, и реквизиторов чуть ли не половина были фронтовиками. Да и вместо реквизита нередко приносились на съёмки собственные гимнастёрки с орденами и медалями. Подобную атмосферу теперь уже невозможно повторить на съёмочной площадке, так что, и не нужно требовать от современных киношников невозможного.

Но "Тихому Дону" - а это, безусловно, один из двух самых выдающихся и мощных романов всей русской литературы ХХ века (второй - трилогия Симонова "Живые и мёртвые") - повезло. Он был экранизирован великим Сергеем Герасимовым в 1958 году, и вот эта экранизация - безусловный эталон на все времена. И дело не только в гении режиссёра - дело в том, что фильм снимался в тех самых местах, в которых и происходит действие романа. А главное - времени с описываемых событий прошло ещё немного, и были живы, и активно помогали съёмочной группе, и снимались в массовке прямо в собственных, извлечённых из сундуков платьях и мундирах те самые участники Гражданской войны, прообразы героев романа, носители языка, традиций, песен. Казачий дореволюционный довоенный быт уцелел на 90%: в кадре сплошь - не новодельные декорации, а абсолютно аутентичные жилые на тот момент хаты со всем бытовым скарбом, плетни, амбары, белёные русские печи со вмурованными в глину осколками зеркала; вообще, в фильме мы видим массу предметов крестьянского обихода, которых сегодня не только не отыщешь в антикварном магазине, но и названия которых уже позабылись, слышим песни, которые давно уже нигде не звучат.

Да и столичные актёры, снимавшиеся в фильме, принадлежали никак не к амфетаминному поколению Духлесс, а сами прошли и войны, и фронты, и тыловые лишения, посему и выглядят абсолютно уместно и органично что верхом на коне, что с плетью в руке, что с полными вёдрами на коромысле. Это вам не вчерашние московские хипстеры-прыщедрочеры, выпускники элитных вгика и щукинки, завсегдатаи кислотных дискотек, изображающие казаков, о существовании которых узнали только после приглашения на кинопробы.

Все четыре тома романа Герасимов сархивировал в три серии фильма, поэтому человеку, не прочитавшему книгу, по первому просмотру даже трудновато бывает ориентироваться в происходящем, особенно в политических перипетиях сюжета, так что, предварительно лучше как следует изучить матчасть - оно того стоит. Сам Шолохов, кстати, стал первым зрителем фильма и был категорически удовлетворён увиденным, что нечасто бывает при экранизации книг живых авторов.

Собственно, герасимовский "Тихий Дон" можно считать полудокументальным этноисторическим фильмом на все времена, жизненно и достоверно воссоздающим дух страшной и великой эпохи и полностью погружающим в него зрителя. Этим же отличается и изначальный шолоховский текст, и больше ничего и никогда с этим произведением делать не нужно даже и пытаться.

ЗЫ: единичку в заголовке современным экранизациям поставил исключительно как дань прогрессу - за качество картинки.
  Ответить с цитированием