Показать сообщение отдельно
Старый 06.11.2009, 13:24   #9   
Форумец
 
Сообщений: 1,318
Регистрация: 18.09.2008
Возраст: 57

Alex66 вне форума Не в сети
Цитата:
Сообщение от salex Посмотреть сообщение
Вообще-то, шлюз в том или ином виде существовал с петровских времен.
Согласен. Вот тут интересная статья об истории реки Воронеж.
Немного процитирую в части, касающейся шлюза(ов):
Цитата:
Для повышения уровня воды и беспрепятственного пропуска судов в Дон указом Петра 25 сентября 1699 г. было предписано перегородить плотинами все протоки, отделяемые Воронежем, начиная от города и до устья.
В 1703 г. была построена первая плотина с судоходным шлюзом у устья р. Воронеж. "На том месте, где река Воронеж падет в р. Дон, сделана большая плотина и створчатый шлюз, чтоб облежащую землю поднять водою и потом по выпуску воды много кораблей можно было конопатною работаю исправить", - писал приглашенный из Норвегии на русскую службу адмирал Крюйс (Загоровский В.П., 1983).
Вторая плотина со шлюзом была построена в 1704 году. Она располагалась непосредственно у города, напротив слободы Чижовка. Плотина выдержала напор весенних вод в 1705 г.*, но вскоре надобность в шлюзе отпала, поскольку строительство кораблей было перенесено на Тавровскую верфь.
* В начале XX века при плотине работала мельница, вследствие чего поддерживался подпор до 3 м.
Таким образом, можно сделать вывод, еще при Петре было построено два шлюза, первый примерно там же, где и современный, а второй как раз тот, который на всех фотографиях, только плотина нужна была уже не для кораблей, а для мельницы.
По этой же ссылке еще интересная информация о мнении Андрея Платонова по поводу запруживании реки - противникам водохранилища понравится.
А по этой ссылке произведение А.Платонова "Епифанские шлюзы", в котором устами английского инженера Вильяма Перри дается описание шлюзов:
Цитата:
На устье реки Воронеж построен мною двухкамерный шлюз с перемычкой, что дало помогу починкам кораблей на суше, не причиняя им большой ломки. Устроил я также большую перемычку и шлюз с воротами, придав ему размеры, достаточные для пропуска воды. Потом устроил другой шлюз, с двумя большими воротами, через которые могли бы проходить большие корабли так, что их можно было бы запирать во всякое время в пространстве, огражденным перемычкою, и спускать из него воду, когда корабли войдут в него.
И в той работе прошло 16 месяцев. А с тем пришла другая работа. Царь Петер остался доволен трудами моими и приказал строить другой шлюз выше, дабы сделать реку Воронеж судоходною до самого города для кораблей в 80 пушек. И эту тягость я снес в 10 месяцев, и ничего с сооружениями моими не станется, пока свет стоит. Хотя и слаб грунт в месте шлюза и били могучие ключи. Немецкие помпы стали слабосильны от ключей, и шесть недель стояла работа от обильности тех ключей. Тогда мы изготовили машину, коя 12 бочек воды в минуту истребляла и работала без утиха 8 месяцев, и тогда мы по суху в глубь котлована пошли.
После столь понудных трудов Петер поцеловал меня и вручил тысячу рублей серебром, что немаловажные деньги. Еще сказал мне царь, что и Леонардо да Винчи, изобретатель шлюзов не устроил бы лучше.
  Ответить с цитированием