Показать сообщение отдельно
Старый 31.03.2010, 11:25   #28   
Форумец
 
Аватар для Витя
 
Сообщений: 9,206
Регистрация: 20.06.2006
Возраст: 46

Витя вне форума Не в сети
АЛЕКСЕЕВСКИЙ АКАТОВ МОНАСТЫРЬ

В наименовании единственной уцелевшей в Воронеже обители слились воедино каноническо-православная часть и природная, характеризующая его местоположение. Официальным своим названием монастырь обязан святому Алексию, митрополиту Московскому (1300—1378). Он управлял Русской церковью с 1354 года при великих князьях Иване Ивановиче и Дмитрии Донском. В эти годы начале» процесс собирания растерзанных междуусобицами и ослабленных монголо-татарским нашествием русских земель. Своей деятельностью митрополит Алексий и его знаменитый соратник, преподобный Сергий Радонежский, ставшие духовными наставниками московских великих князей способствовали консолидации Руси и ее освобождению от ига. Еще при жизни Алексий прославился как чудотворец; в память об одном из событий — исцелении жены золото-ордынского хана — в Московском Кремле был основан Чудов монастырь.

Нетленные мощи Алексия были обретены в 1431 году, а в 1485 году, при князе Иване III, они были перенесены в церковь Чудова монастыря. Вскоре митрополит был канонизирован, признан святым Русской Православной Церковью. Память святителя Алексия свершается 12 (25) февраля.

Как же оказалось имя Алексия в Воронеже? В 1620 году здешние жители сумели отстоять город и отразить набег литовцев и черкас. В память об избавлении от опасности они решили основать храм в честь того святого, в день которого им была дарована победа Им оказался день памяти митрополита Алексия. Вскоре желание основать Алексеевский храм переросло в стремление учредить вторую в городе обитель (первым, как уже упоминалось, был Успенский мужской монастырь, существовавший с 1600 года). Алексеевский мужской монастырь ведет отсчет своей истории с 1620 года и, выходит, лишь на несколько десятилетий моложе самого Воронежа.

Для нового строительства была выбрана заросшая вековыми деревьями поляна в двух верстах от города. Она не была заселена и вполне подходила для пустынножительства. Вначале ее хотели использовать для перевода подтопляемого рекой Успенского монастыря. По месту расположения на обрывистом правом берегу реки поляна называлась Акатовой, или Окатовой, это имя вошло составной частью в название монастыря — он стал именоваться Алексеевский Акатов.

Устроителем новой обители и ее первым настоятелем стал игумен Кирилл, трудами которого был создан и Успенский монастырь. В Акатовой пустыни возвели деревянную церковь во имя святого Алексия, устроили кельи для игумена и четырех старцев. Несколько лет спустя поблизости начали появляться жилые дворы. Во второй половине XVII века монастырь приобрел солидную собственность: крепостных крестьян, земельные вотчины, сенокосы, рыбные ловли и поднялся в этом плане выше своего старшего собрата. Выросшие доходы дали возможность братии и мирянам в 1674 году построить первую в городе каменную церковь во. имя Алексия-митрополита.

В 1700 году, в разгар кораблестроительных работ, царь Петр упразднил Успенский монастырь и слил его с Алексеевским Акатовым. В его владение перешли и старые земельные угодья. Загородный монастырь стал единственной мужской обителью в Воронеже, его настоятель получил сан архимандрита. Постепенно окрестности в Акатовском предместье стали заселяться, и монастырь приобрел обильный приход, где служили два священника из белого духовенства.

В самом монастыре насельников было немного —их число никогда не превышало двадцати человек.

В начале XVIII столетия архимандрит Никанор привез в Воронеж копию иконы Божией Матери Троеручицы, которая впоследствии прославилась чудотворством и стала священной монастырской реликвией. Настоятель Ефрем в 1746— 1755 годах надстроил над каменной церковью второй этаж, где разместился храм во имя Владимирской иконы Божией Матери; при этом со стороны алтаря из-за ветхости фундамента часть здания была разобрана, а потом выстроена вновь. Появился также придел во имя святых Антония и Феодосия Печерских.

В 1764 году императрица Екатерина II повелела сократить число монастырей и отобрать их вотчины в казну. Для части оставшихся было предусмотрено содержание за счет государства («штатные» монастыри). Алексеевский монастырь был отнесен ко второму классу по своей значимости и стал получать семьсот тринадцать рублей девяносто четыре копейки серебром в год. За ним сохранили одно озеро для рыбной ловли и 8 десятин земли.

В 1770—1780-е годы при архимандрите Сампсоне (1713— 1793) на территории монастыря развернулось активное строительство: были возведены трапезная, новые кельи, пекарня, настоятельский корпус. Подворье окружила каменная ограда с тремя угловыми башенками, выполнявшими уже не оборонительные, а декоративные функции; две из них были двухъярусными, а западная — даже жилой.

В 1796 году двухэтажная церковь была в очередной раз разобрана почти до основания и за два года выстроена вновь. Святые покровители храма оставались прежними: верхний этаж посвящался Владимирской иконе Божией Матери, нижний — святому Алексию с приделами в честь Антония и Феодосия Печерских. Для молитв старцев на монастырском подворье временно, на два эти года, была собрана деревянная церквушка, перевезенная из Тавровской крепости. Тот облик, который имел старый Алексеевско-Владимирский храм, представлен на рисунке С. П. Павлова, гравюра с которого воспроизведена в книге архимандрита Илариона «Описание Воронежского Алексеевского Акатова мужского второклассного монастыря», вышедшей в Воронеже в 1859 году. Текст без иллюстраций был в 1883 году перепечатан в приложении к «Воронежским епархиальным ведомостям».

В 1804 году на пожертвования вдовы купца Семена Андреевича Аникеева, Авдотьи Васильевны (?—1831), началось строительство вместительной каменной церкви «в визамтийско-русском стиле». По договору с ней подрядчик Никита Архипович Богданов обязался в три года «соорудить по данному мне плану каменную церковь». Вознаграждение его в таком случае составляло полторы тысячи рублей. Однако стройка задержалась надолго против намеченного срока. В 1805 году «случился в церкви падеж»: обвалился кирпичный карниз. По мнению заказчицы, «таковое падение последовало единственно от его, Богданова, неосмотрительности, от того, что не потому расположению [вел работы], как в плане показано и от губернского архитектора Волкова приказано. О том господин архитектор Волков объяснил рапортом бывшему тогда гражданским губернатором тайному советнику Александру Борисовичу Сонцову». А. В. Аникеева приостановила плату Богданову, заставившему однодворцев слободы Чижовки Ивана Тибекина и Ивана Григорьева вести злополучную каменную кладку в праздничный день.

Вместо трех строительство велось восемь лет. Нижняя церковь, сохранившая по-прежнему покровителем святителя Алексия, была освящена 20 мая 1812 года. Теплый храм на втором этаже в честь Воскресения Христова был завершен к 1819 году. Наличие в монастыре двух одноименных храмов воспринималось как временное явление. Прежнюю церковь хотели разобрать еще в 1819 году, но исполнили это намерение только в 1879 году, сохранив от нее одну, звонницу. Попутно следует заметить, что архимандрит Иларион, а вслед за ним и Н. И. Поликарпов, исказили фамилию благотворительницы А. В. Аникеевой, назвав ее Акимовой. Ошибку эту не раз повторяли в статьях о монастыре, в том числе и автор этих строк.

Упоминание в переписке имени Волкова позволяет сделать вывод о том, что именно он является автором проекта монастырского храма. Иван Иванович Волков (сер. XVIII века — после 1828) был хорошо известен в Воронеже. Дважды он состоял здесь в должности губернского архитектора, занимался претворением в жизнь первого генерального плана города (1774). И. И. Волков возводил корпуса присутственных мест, губернского и городского магистратов, построил каменный дом Дмитрию Васильевичу Черткову, сыну генерал-губернатора.

В 1840-е годы архимандрит Елпидифор произвел «капитальное обновление» первого, холодного этажа монастырского собора.

В XIX веке настоятели Акатова монастыря в сане епископа получили статус викария — заместителя главы епархии. Из часто сменявших Друг друга в этот период настоятелей нашего внимания заслуживают владыка Иларион, автор уже упомянутого описания обители; преосвященный Макарий (Троицкий) — дед известного воронежского архитектора Николая Владимировича Троицкого; епископ Владимир (Соколовский), владыка Владимир (Шимкевич), управлявший с 1900 года. В начале века по его настоянию была отремонтирована двухэтажная церковь, организованы воскресные религиозно-нравственные чтения со световыми картинами. О дальнейшей судьбе епископа Владимира речь впереди. А сейчас о том, что же представлял из себя Алексеевский Акатов монастырь в предреволюционные годы.

На двух десятинах земли внутри ограды находилось до десятка строений. Древнейшим из них являлась колокольня 1674 года, сохранившаяся от старой порушенной церкви. В этот момент во уважение почтенного возраста ее освободили от колоколов и использовали при водосвятии: в нее провели водопровод и устроили бассейн. Краевед Николай Валукинский так описывал в 1912 году этот памятник старины: «Весь корпус Окатовской колокольницы состоит из трех частей: нижней четверичной, средней восьмигранной призмы и верхней пирамиды, увенчанной кирпичной главкой.

...Стиль русский: большие стены, малые отверстия, большая лобовая часть являются характерными знаменателями старания строителей привлечь богомольцев чистотою своих помыслов, бескорыстной, благородной души.

Средняя часть — восьмигранная призма — на едва показавшемся четырехскатном начале, прячет углы в пилястрах и украшена в середине поясом, а вверху карнизом, состоящим из фриза и чередующихся ребер торца. С четырех сторон — открытые арки для звона.

Непосредственно от карниза идет кирпичная пирамида шатра с четырьмя слухами. Углы пирамиды, как и призмы, спрятаны в пилястры, не доходящие до барабана (шейки главки), обнимая тем самым переход от пирамиды. Москва от земли до креста!».

Юрий Успенский делал общий вывод (1922): «Все части колокольни: и нижний четверик, и средний восьмигранник, и верхний шатер представляют из себя формы, легко воспроизводимые в дереве. В этом и есть разгадка архитектурного стиля этих чисто русских колоколен, явившихся всецело повторением в камне столь привычных и излюбленных деревянных форм.

Колокольня Алексеевского монастыря является единственным сооружением типа вполне московского, допетровского. Все сооружение, если нельзя назвать одним из лучших образцов столь пленительных, интимных колоколен Московской Руси, если в нем и виден известный провинциализм стиля, — однако, все же оно в целом является одним из трогательных образчиков самостоятельного старого зодчества».

В центре монастырского двора возвышалась двухэтажная церковь без колокольни, ее высота с позолоченным крестом составляла 15 сажен (32 метра). Двухэтажный теплый коридор соединял ее с покоями настоятеля. Внутри храм имел форму правильного круга — символа вечности христианства. В церкви имелось немало исторических реликвий, в числе которых — несколько восьмиконечных серебряных крестов конца XVII века с мощами святых. Были здесь и особо чтимые верующими иконы — Живоносного источника, устроенная «усердием и старанием архимандрита Мефодия 1820 года», несколько копий с икон художника В. М. Васнецова. Особо ценилась икона Божией Матери Троеручицы, обладавшая даром исцелять увечных и страждущих. В благодарность верующие подвешивали вокруг нее выполненные из серебра изображения человеческих органов. В церкви первого этажа росписи стен и иконостас были поздними: их возобновили под наблюдением инженера-технолога Антона Родионовича Михайлова в начале текущего столетия. Торжественное освящение храма после ремонта состоялось 1 ноября 1909 года.

Последний раз редактировалось Витя; 31.03.2010 в 15:35.
  Ответить с цитированием