Показать сообщение отдельно
Старый 31.03.2010, 11:56   #2   
Форумец
 
Аватар для Витя
 
Сообщений: 9,185
Регистрация: 20.06.2006
Возраст: 50

Витя вне форума Не в сети
ПЯТНИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ

Маленькую церковку, которая стояла на углу современных улиц Кости Стрелюка и Володарского, как и некоторые другие, я называю не строго церковным, а принятым среди прихожан именем. Главный престол ее посвящался Рождеству Богородицы, и церковь, следовательно, в документах писалась Рождество-Богородицкой.

Для воплощения и рождения Богочеловека Иисуса Христа нужна была чистейшая и непорочная Дева. Бог-Отец Саваоф избрал для сего дочь благочестивых Иоакима и Анны. У них до старости не было детей, и это было для супругов весьма прискорбно, поскольку бесчадие считалось у евреев бесчестием и знаком лишения милости Господа. Однажды священник не принял в праздник даров от Иоакима как от грешника. Пораженный, тот удалился в пустыню, где сорок дней молился и постился. Анна, узнав об оскорблении мужа за ее бесплодие, «усугубила» свои молитвы Богу. По возвращении Иоакима Господь обрадовал праведных супругов ангельским благовестием о рождении у них Преблагословенной Девы Марии, что чрез положенный срок и сбылось. Великий праздник в честь рождения Божией Матери установлен церковью 8 (21) сентября.

Церковь Рождества Богородицы известна в Воронеже с начала XVII века, она упоминается деревянной в Писцовых книгах 1628 года. Уже тогда ее изредка именовали Пятницкой по приделу. В описании города 1666 года ближайшая к церкви проезжая башня называлась Пятницкой. Храм находился за пределами крепости, на посаде, в центре тогдашнего базара. Со всех сторон его окружали лавки, рыбные и мясные ряды, близ колокольни — красные ряды.

Первая церковь действовала до 1738 года. В это же лето была сооружена новая церковь, тоже деревянная (хотя иногда упоминается, что она была уже каменной). В 1746 году старый храм продали и увезли в Елец, на его месте в конце минувшего века размещалась усадьба купца Абрамова. Вторую церковь поблизости от прежней сооружали на средства богача-фабриканта Феодосия Миновича Постовалова (1700—1744). Долго жить ей было не суждено: она сгорела в пожаре в ночь с 9 на 10 мая 1748 года.

Наследники купца Постовалова решили строить долговечный каменный храм, который освятили 26 ноября 1761 года. Здесь тоже имелся придел в честь святой мученицы Параскевы Пятницы, давший расхожее название всей церкви. Дочь богатых родителей, жившая в IV веке, она родилась в пятницу и по этому дню получила имя Параскевы. Потеряв родителей, она приняла обет девства и принялась яро распространять христианскую веру. Язычники, схватив ее, долго мучили и затем убили. Поминовение мученицы Параскевы осуществляется 28 октября по старому стилю. В России к ее имени прибавили еще и буквальный перевод с греческого и стали звать Параскевой Пятницей. В сентябре 1772 года был освящен еще один придельный алтарь — «в честь воспоминания бывшего Знамения и чудес от иконы Пресвятой Владычицы нашей Богородицы в великом Новеграде».

В 1825 году Пятницкая церковь капитально перестраивалась — были расширены окна, сломана внутренняя стена, отделявшая отапливаемую часть от холодной, вместо чугунных полов настелили деревянные, пристроили паперть. В 1864 году на средства Капканщиковых и Кряжовых интерьер нефа и трапезной отделали под мрамор, подновили придельные иконостасы, вся церковь стала теплой. Больше в дореволюционные годы изменений ее облика не затевали.

Древность храма обусловила относительное его богатство. Облачениями из ризницы пользовались даже при архиерейском служении в Митрофановском монастыре. Особо чтимыми были иконы с изображением Девы Марии — Казанская и Владимирская иконы Божией Матери, Знамения Богоматери. Обширной была и библиотека, где хранилось первопечатное Евангелие 1654 года, огромный фолиант 1759 года весом в 2 пуда и миниатюрное, «хорошего письма» рукописное Священное писание 1780 года.

Ежегодно причт проводил несколько торжественных церемоний: крестный ход 8 сентября, панихиду по всем умершим прихожанам 31 декабря и панихиду по «храмосоздателю» Феодосию Постовалову и всем благотворителям храма 3 мая.

В 1740—1770-е годы в ограде Пятницкой церкви погребали «именитых граждан». В здешнем приходе жили купцы Елисеевы, Григорий Наумович (1692—1757) и его сын Яков, которые с 1737 года и до конца века составляли скорбную летопись об умерших в городе. Церковь Рождества Богородицы довольно часто упоминается в их Синодике. Здесь отмечено несколько десятков захоронений купцов из семей Алтуховых (1765), Елисеевых (1757, 1770), Замошниковых (1768), Молоцких (1766), Плюшкиных (1764), Постовало-вых (1744, 1766), Типцевых (1770), Шуклиных (1766).

Еще в 1921 году, как отмечал В. В. Литвинов, на подворье Пятницкой церкви сохранялись две чугунные доски, некогда венчавшие могилы Ф. М. Постовалова и Г. Н. Елисеева. Первая из них содержала даже имя мастера, отлившего ее: «Феодосии Минин сын Постовалов родился генваря 5 дня 1700 году преставился апреля 3 дня 1744 году и погребен того же апреля 7 числа при церкви Рождества Богородицы всего лет поживе 43 года (44? — А. А.), а сия церковь построена тщанием и старанием Феодосия Минина сына Постовалова. М. Зейзеров».

Торжественным было погребение матери хроникера, П. Ф. Елисеевой: «1770 года ноября 15 дня представися раба Божия матушка наша Параскева Федоровна пополудни в 7 часу, а сего 17 погребение было у Рождества Богородицы Преосвященным Тихоном 11-м епископом и архимандритом Феодосием и со всеми соборными и приходскими священниками; при выносе мертвого тела в церкву к погребению сам изволил быть Его Преосвященство, а как несли покойницу, звон был в соборе во все колокола, и у Вознесения Христова тож, и у приходской церкви тож... а жития ее было от роду около 80 лет. Да и дай Боже нам умереть с таким покаянием и трудами». «Синодик купцов Елисеевых» сообщил и о трагедии, произошедшей, очевидно, при ремонте храма: «1764 года сентября 9 дня оборвалась колокольня Пятницкая и ушибла Андрея каменщика до смерти того же часу».

За три века жизни церкви в ней сменились десятки священников. С 1747 года в течение семнадцати лет служил отец Филипп Алексеев (1718—1764), прозывавшийся по храму еще Рождественским: он погребен в своем приходе епископом Тихоном I. По мнению Д. И. Самбикина, самых величественных похорон за весь XVIII век удостоился дьякон Иван Пятницкий, умерший 19 сентября 1764 года. Его отпевание совершал владыка Тихон с участием шести архимандритов, представлявших высшее духовенство епархии без изъятия, и всех городских священников. Основанием для таких почестей служила в высшей степени благочестивая жизнь дьякона, известная святителю Тихону.

Пятьдесят лет был настоятелем Петр Алексеевич Семенов, служивший при одиннадцати епископах. Сама его кончина произвела глубокое впечатление на верующих: «1779 года генваря 22 дня во время заутрени представися раба Божия Стефанида Родионовна, попа Петра Пятницкого попадья, жития ей было от роду 76 лет; сего ж числа под 23 в 3 часу сполуночи представися и священник Петр Пятницкий и оба едва не в один день скончалися; сего ж 24 и погребение обоих их было вместе преосвященным Тихоном епископом на Чижовке у Предтечи». Отец Василий (1750— 1781) состоял у Рождества Богородицы только два года.

В 1866—1872 годах в Пятницкой церкви служил Дмитрий Иванович Самбикин (1839—1908). Позже он стал ректором духовной семинарии, а земную обитель покинул в сане архиепископа Казанского и Свияжского. В 1884—1886 годах архимандрит Димитрий издал четырехтомный «Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии», где содержатся сведения по истории всех церквей нашего края. Без этого труда практически были бы невозможны современные публикации о воронежских храмах, да и наша книга вряд ли бы состоялась.

По своим размерам и стилю Пятницкая церковь имела много общего с Тихвино-Онуфриевской. Ю. И. Успенский считал в ее ансамбле наиболее древней колокольню. Она стояла «отдельно от храма и возвышалась по середине двух-этажного, почти без окон, здания, служащего для нее большим цоколем. Два этажа колокольни, аналогичной конструкции, представляют из себя четверик с мало усеченными углами; грани отсека прячутся в круглые полуколонны, а в углу четверика перед усеченной плоскостью свободно стоит грузная колонна, поддерживающая углы верхнего карниза.

Открытые полуциркульные арки для звона украшены рустом в нижнем этаже и полуколоннами в верхнем. На верху выгнутая барочная крыша и четыре слуха, также с выгнутыми верхами. Все увенчано главкой на восьмиугольном барабане.

Сооружение производит впечатление какой-то незаконченности и тяжеловесности.

Самый храм представляет из себя высокий четверик с крышей, переходящей из четырехскатной в купол, и увенчанный барабаном с главкой.

Вся отделка храма уже чисто ампирная: и худосочный портик с ионическими колонками у входа в храм, и орнаменты полуциркульных окон и карнизов. Особенно хороша паперть, напоминающая своей конструкцией здание лютеранской кирхи в Воронеже и заставляющая невольно предполагать одного и того же зодчего того и другого сооружения».

Должен заметить, что доказательств участия архитектора Фридриха Карла Древица, автора возведенной в 1811— 1819 годах Мариннокой кирхи, в перестройке Пятницкой церкви нет никаких.

Известно, что единственные башенные часы в Воронеже были установлены на колокольне Смоленского собора в XIX веке. Но, оказывается, еще в XVIII веке подобные часы были на Пятницкой церкви, а в 1790 году прапорщик Матвеев «с рабочими людьми» снял их оттуда.

Приход Пятницкой церкви в 1880-е годы насчитывал около 400 человек. Были два «подцерковных» каменных дома для причта. На жалованье ему шли проценты с банковского капитала и плата за исполнение треб.

В подробной описи драгоценных предметов Пятницкой церкви, составленной в декабре 1918 года протоиереем Василием Горьковским, значился серебряный и позлащенный оклад пятидесяти святых икон весом 7 пудов 17 фунтов и 82 золотника, двенадцать серебряных лампад вместе потянули. на 7 фунтов 58 золотников, оклад одиннадцати святых Евангелий весил 23 фунта 20 золотников. Судьба серебра и святых икон потерялась во мгле времени.

О послереволюционной судьбе церкви подробных сведений нет. Закрыли ее в начале 1930-х годов, когда напротив на улице Володарского началось строительство здания для ОГПУ. Стройка считалась секретной, прилегающие улицы были перекрыты высоченными заборами, и уцелеть в таких условиях религиозная община не могла. В эти годы здание занимала слесарная мастерская. Во время минувшей войны колокольня и храмовая часть были разрушены, а двухэтажное основание звонницы сохранилось. Мало кто знает, что часть церкви цела, она находится во дворе Военторга № 769 по улице Кости Стрелюка и используется под склад. С улицы Володарского, где когда-то был вход в церковь, ее закрыл двухэтажный дом с новейшей пристройкой, где расположились ОВИР и архив ЗАГС. Само же управление Военторга к храму отношения не имеет: это швейная мастерская, построенная женским благотворительным обществом в 1883 году по проекту архитектора А. М. Баранова. Вряд ли остатки церкви пригодны для возобновления богослужений, но само их существование служит напоминанием о трехвековой истории Пятницкой церкви.


А.Н. Акиньшин "Храмы Воронежа" (1996 год).

Последний раз редактировалось Витя; 01.04.2010 в 10:10.
  Ответить с цитированием