Показать сообщение отдельно
Старый 31.03.2010, 12:42   #5   
Форумец
 
Аватар для Витя
 
Сообщений: 9,191
Регистрация: 20.06.2006
Возраст: 49

Витя вне форума Не в сети
НИКОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Храму на холме, чьи сверкающие купола хорошо видны с левобережья, должно принадлежать особое место в истории Воронежа. Из двухсот семидесяти пяти лет, которое живет каменное здание, оно бездействовало всего лишь три года, с 1940 по 1943, а остальное время использовалось по своему прямому назначению.

Церковь состоит под небесным покровительством святигеля Николая Мирликийского. Он родился в Патаре Ликийской, в соседнем городе Мирах при своем дяде, епископе Николае, был чтецом, пресвитером, а во время его путешествий - местоблюстителем Мир-Ликийской епархии. По смерти родителей он роздал свое имущество бедным и от правился в Палестину поклониться гробу Господню. Иисус Христос много сотворил там чрез него чудес. По возвращении из паломничества Николай решил уйти в монастырь, но Божий промысел призвал его к высшему служению. Вскоре он унаследовал от дяди кафедру епископа Мир-Ликийского. Во время гонения на христиан при римском императоре Диоклетиане епископ активно проповедовал религию угнетенных и сам терпел притеснения от язычников. Николай Мирликийский умер 6 декабря 341 года, в этот день и свершается его поминовение.

Святитель Николай у русских людей всегда Пользовался глубоким уважением. Чудотворца первым, после Иисуса Христа и Богородицы, они призывали в своих молитвах. Его покровительству посвящали семьи, дома, селения и целые города. Так произошло и при основании крепости Воронежа.

В соборном Благовещенском храме имелся придел Николая Чудотворца. Служилые люди именно его считали своим заступником и называли «Николою ратным». Переведенные из Ряжска воины населили Стрелецкую слободку близ самого городского кремля. В последнее десятилетие XVI века Никита, их старшина, на свои средства построил в этой слободке церковь святого Николая. Вероятно, он стал впоследствии в ней священником. В таких родовых, патримональных церквах место священника переходило от отца к сыну или зятю. В 1623 году Никольская церковь явилась объектом тяжбы, в которую были вовлечены даже центральные власти. Священник Савва, сын Никиты, хотел, чтобы службу при храме унаследовал его сын, но проскурница Марья «облыжно» добилась передачи места своему сыну, попу Максиму.

Никольская церковь весь XVII век находилась на ином, чем сейчас, месте. В окладных книгах Рязанской митрополии за 1676 год упоминалась «святого Николая Чудотворца церковь на посаде, в Стрелецкой слободке, близ западной стены острога». Ориентиром исчезнувшей слободы осталась Большая Стрелецкая улица с правой стороны от главного корпуса университета.

По мнению Д. И. Самбикина, в черте современного города была еще одна церковь Николы Угодника, которая находилась в Казачьей слободе, что на Чижовке, к югу от храма Иоанна Предтечи. В начале XVIII века она прекратила свое существование.

Но обе древние Никольские церкви связаны с современным храмом только именем, а не местом расположения. Там, где он стоит ныне, в XVII веке находилась Напрасная слобода. Такое название сложилось или потому, что здесь казнили преступников, или потому, что был «убогий дом» и погребали умерших «напрасною», то есть внезапной смертью. Мне кажется, что ближе к истине первое предположение, поскольку недалеко была тюрьма и на церковной земле вплоть до 1759 года хоронили казненных и умерших колодников и тех служивых, что их стерегли.

Так вот, в Напрасной слободе стояла Димитриевская деревянная церковь. В Писцовой книге 1615 года она значилась так: «Да за острогам же в Напрасной слободе церковь поставлена нова во имя царевича Дмитрия Углетцкого, а другой престол преподобного отца Михаила Малеина, древяна клецки, а строенье та церковь попа Матвея Афанасьева, а строил государевым деньгам, под ту церковь по государеве грамоте церковные земли во все стороны по 50 сажень; а на той земле во дворе поп Матвей Афанасьев, дьячок Савка Филипов, пономарь Петрушка Кондратьев; да на той же земле дворишки бобыльские».

В название церкви вкладывался определенный политический смысл: династии Романовых, утвердившейся на престоле в 1613 году после появления нескольких Лжедмитриев подряд, важно было убедить народ во мнении, что младший сын Иоанна Грозного отрок Дмитрий давно умер и святые мощи его обретаются в Москве. Потому-то и церковь в порубежном Воронеже строилась на государственный счет, и ангелу царя, преподобному Михаилу Малеину, посвящался придел. Дату сооружения церкви можно определить 1613— 1614 годом. Автор статьи о Никольской церкви в «Воронежской старине» (1904) А. М. Правдин приводил тексты документов, относившихся ко времени существования Димитриевской церкви. В грамотах Михаила Федоровича и Алексея Михайловича упоминалось об отмежевании к церкви пашни, сенных покосов и рыбных ловель.

В Димитриевской церкви был почитаемый образ святителя Николая, признанный чудотворным. Написан он был не позднее середины XVII века; о нем сообщалось в надписи на древнем напрестольном кресте: «Лета 7160 (1652) построен сей крест на Воронеже городе к церкви Благоверного Царевича Димитрия, что стоит образ чудотворца Николы». И икона, и крест были перенесены в современную Никольскую церковь и сохранялись там еще в начале XX столетия.

В пожар, разыгравшийся в Воронеже 24 апреля 1703 года, сгорели обе деревянные церкви, Никольская в Стрелецкой слобода и Димитриевская в Напрасной. После этого они как бы объединились в один Никольский храм в Напрасной слободе. В 1712—1720 годах он был возведен вновь, но теперь уже каменным и примерно в 40-саженях от предшествующего строения. Это третья по времени строительства каменная церковь в нашем городе — после двух монастырских, Алексеевско-Владимирской и Успенской, и, следовательно, первая среди приходских. В новой Никольской церкви был устроен придел во имя Димитрия, но не последнего царевича из династии Рюриковичей, а великомученика Солунского. Причину такой перемены Д. И. Самбикин объяснял так:

«Смуты прекратились, времена самозванцев прошли, а праздник царевичу Димитрию, несмотря на правительственные распоряжения о торжественном отправлении его, не привился к русскому народу, для которого был более известен св. великомученик Димитрий Солунский».

Пожар в мае 1748 года вновь повредил Никольскую церковь: сгорела кровля купола и трапезной, в интерьере огонь истребил иконы, ризницу и святые престолы. Прихожане сразу же взялись за восстановление храма, и уже в сентябре 1749 года епископ Феофилажт освятил придельный алтарь св. Димитрия в трапезной. Ремонт всей церкви завершился к 1755 году. Приход ее в это время состоял из 79 дворов, в которых насчитывалось 480 душ обоего пола. Причт тогда был двухштатным: священники Василий Яковлевич Харин и Епифаний Леонтьев (прежде здесь же был дьяконом) и дьякон Антоний Епифанов, сын священника. В 1756 году на место отца Василия Харина определился Василий Епифанович Сахаров, прослуживший здесь полвека до своей смерти в 1804 году.

В 1768 году вокруг церкви была устроена каменная ограда, дабы предостеречь двор от добычи песка, во время которой отрывали и растаскивали кости покойников. В 1788 году в главной церкви был обновлен иконостас и расписаны стены, в 1816—1819 годах подобные работы были проведены в Димитриевском приделе. На церковном кладбище были похоронены купцы Кривошеины, Федот Савостьянович (1767) и его сын Аврам Федотович (1770), Сахаровы (1766), Агапоновы (1770), Мосалитиновы (1771). Нашел здесь успокоение и представитель древнего дворянского рода Шеншиных: «1768 года генваря 15 дня представися раб Божий Матфей Афанасьевич Шеншин и положен во гроб, алым. сукном и серебром позументы по краям обит и крышка покрыта широким позументом, а на крыше зеленою парчею, погребен у Николы Чудотворца Задонским архимандритом Нифонтом».

В XVII и XVIII веках церковь была одной из самых богатых в городе; это видно из сопоставления размеров пошлин и дани, которые взимались с храмов. Постепенно приход беднел, стали раздаваться жалобы на скудость содержания причта. В 1813 году по ходатайству священников епархиальное начальство временно перечислило к Никольской церкви 75 человек из Богоявленского прихода.

В 1830 году купец Алексей Самуилович Мещеряков (сын Самуила «Чугунного»). устроил в церкви придел в честь своего покровителя, митрополита Алексия, освященный 27 сентября 1831 года. Появление еще одного придела связано с трагическими событиями в жизни города. Во время эпидемии холеры в 1831 году купчихе Дьяковой был во сне знак отслужить в своей церкви молебен перед Толгской иконой Божией Матери и преподобного Кассиана. Видение ее огласилось, икону стали носить по улицам и домам горожан для богослужения, и многие верующие получили исцеление. Семья самой Дьяковой осталась невредимой во время бедствия.

В 1836 году купцы Ардалион и Африкан Ляпины исполнили обет Дьяковой и соорудили за свой счет придел в честь Толгской иконы Божией Матери. Этот придел разместили там, где прежде был Димитриевский, а его отнесли влево, для чего пробили капитальную стену и выложили новую, поэтому северный фасад стал иметь ломаную линию. Возобновленный придел освятили 9 ноября 1841 года во имя святого Димитрия Солунского совместно с преподобным Кассианом Римлянином.

В 1839 году те же купцы Ляпины пожертвовали средства на очередное обновление главного иконостаса; в 1864 году была переписана настенная живопись. Последний в дореволюционные дни ремонт проводился в 1900 году: обрели новый вид иконостасы и фрески, во всем храме появилось паровое отопление.

С 1815 по 1850 год в Никольской церкви служили Лаврентий Малинин и его зять Михаил Милютин. Затем в течение пятнадцати лет сменились четыре священника. В 1866 году здесь утвердился на четыре десятилетия отец Михаил Самецкий, при нем в 1881 году открылось церковноприходское попечительство. В предреволюционные десятилетия в церкви служил отец Федор Лукин.

В начале нынешнего века прихожан у Никольской церкви насчитывалось 504 человека. Священник, дьякон и псаломщик жили в подцерковных домах. Один из них, кстати, хорошо Сохранился на улице Таранченко и недавно был занят фирмой «Россахарсервис». Сейчас его передали храму.

Последний раз редактировалось Витя; 31.03.2010 в 15:28.
  Ответить с цитированием