Показать сообщение отдельно
Старый 03.04.2010, 02:22   #30   
Форумец
 
Аватар для SERG16
 
Сообщений: 8,843
Регистрация: 14.03.2006
Возраст: 47

SERG16 вне форума Не в сети
Цитата:
Сообщение от Витя Посмотреть сообщение
...В середине 1920-х годов жизненные бури докатились и до стен Акатова монастыря. Бывший его настоятель Владимир (Шимкевич) к этому времени в сане митрополита возглавлял Воронежскую и Елецкую епархию. В январе 1926 года он скончался. Престарелого владыку сменил видный иерарх церкви архиепископ Петр (Зверев, 1876—1929), известный своей бескомпромиссной борьбой с обновленцами. С ним из Москвы приехал архимандрит Иннокентий (Иннокентий Пантелеймонович Беда, 1882—1928), поставленный владыкой священноначальствовать над алексеевской братией. К тому моменту центр религиозной жизни переместился в Воронеже из Митрофановского в Алексеевский монастырь. Яркие проповеди архиепископа Петра привлекали сюда обильную паству. Это не на шутку обеспокоило местные власти, и осенью 1926 года Петр и Иннокентий были арестованы. Несколько лет спустя они приняли мученическую смерть в Соловецком лагере особого назначения...
«Голгофа» архиепископа Петра

Цитата:
В середине 1920-х годов власти Воронежа были озабочены серьезной проблемой: в городе, где в соответствии с идеологией большевиков во всю велась антирелигиозная пропаганда, люди вдруг начали проявлять массовый «нездоровый» интерес к церкви.

Службы в храмах проходили при большом стечении народа, а в Алексеевском Акатовом монастыре, который тогда играл роль центра Воронежской епархии, во время богослужений было просто негде яблоку упасть. Виновника этого духовного подъема долго искать не пришлось. Горожан вдохновлял своими проповедями архиепископ Воронежский Петр. Он был в Воронеже новым человеком, но местные органы ГПУ имели на него уже целое досье...

«Подозрительный проповедник»

Архиепископ Петр (в миру Василий Зверев) был выходцем из московской священнической семьи. Родился он в 1878 году. Учился в Казанской духовной академии. На последнем курсе принял монашество под именем Петра и впоследствии нес служение в разных городах России. Был инспектором семинарий, настоятелем монастырей, а во время Первой мировой проповедовал на фронте, и повсюду пользовался колоссальным авторитетом среди простых людей. Прихожане его любили за доброту и необыкновенный дар «достучаться» до сердца каждого человека.

После революции популярность священника стала настораживать новую власть. Петр никогда не призывал прихожан к мятежу, но говорил о вере и покаянии с такой нравственной силой убеждения, что смущал даже закоренелых безбожников. Для большевистского руководства, которое провозгласило в числе своих задач искоренение религии, подобные проповедники были опасны.

Начиная с 1918 года, деятельность отца Петра находилась на особом контроле у чекистов, а в 1921 году его арестовали по обвинению в разжигании религиозного фанатизма.

Несгибаемый арестант

К тому времени священник уже несколько лет был епископом в Нижегородской епархии. Когда о его аресте узнали жители рабочего поселка Сормово, где владыка часто вел богослужения, они устроили трехдневную забастовку. Власти пообещали отпустить епископа, но в действительности отправили его в Москву. Священник провел несколько месяцев в Бутырской и Таганской тюрьмах, заболел там от истощения, но категорически отказался признать вину, которую ему навязывали. В 1922 году его освободили по настойчивым просьбам верующих.

В том же году Петр был назначен епископом в Тверскую епархию. Тогда начался страшный голод в Поволжье, и он объявил сбор средств на нужды голодающих. Однако вскоре последовал новый арест. На этот раз причиной стало выступление владыки Петра против «обновленческого» движения, которое началось в православной церкви с подачи советской власти летом 1922 года. «Обновленцы» предлагали упростить церковный культ и заявляли о своей поддержке социалистических реформ. Петр расценил попытки внести изменения в богослужение как ересь и обратился к прихожанам сохранять прежнюю веру. Цензура ГПУ запретила публиковать обращение, а через некоторое время против владыки было сфабриковано дело, в соответствии с которым он якобы участвовал в незаконном распространении воззвания. Владыка это обвинение отверг, но твердо подтвердил свою позицию в отношении «обновленцев». В итоге строптивого священника приговорили к двухлетней высылке в Туркестан. Там он жил в тяжелых условиях и вернулся назад с основательно подорванным здоровьем.

Избранный народом

В 1925 году церковные власти назначили Петра в Воронежскую епархию помощником владыки Владимира, которому было уже 84 года. Мудрость, скромность, искренняя забота о прихожанах и яркие проповеди быстро сделали отца Петра необычайно почитаемым в епархии, и когда в 1926 году митрополит умер, он по просьбе верующих был назначен Воронежским архиепископом.

Высокий авторитет нового владыки привел к тому, что в том же году в епархии начался массовый отход верующих от «обновленчества» и возвращение их в лоно православной церкви. Однако для советской власти это было неприемлемо.

В течение 1926 года архиепископа несколько раз вызывали в ГПУ. В ответ прихожане создали отряд для его охраны, а во время очередного вызова владыки на допрос в августе за ним пришло около 300 верующих, которых разогнала конная милиция.

Осенью 1926 года в Москве проходила XV партконференция и группа из 9 верующих воронежцев направила в ее адрес телеграмму. В ней прихожане просили оградить «избранного народом архиепископа» от произвола. Но партийное руководство расценило это как провокацию со стороны церкви, и владыка был арестован.

«Вину не признаю»

Петра обвинили в контрреволюционной деятельности и приговорили к 10 годам лишения свободы в лагере особого назначения на Соловках, в который тогда отправляли многих священников. Вместе с ним были приговорены к разным срокам лагерей его ближайшие сподвижники.

Свою «вину» владыка не признал. Не удалось его сломить и лагерному начальству в Соловецком аду. Петр был избран другими ссыльными священниками главой Соловецкого православного духовенства, совершал тайные богослужения. Умер владыка на нарах тифозного барака в 1929 году. Сначала его похоронили в общей могиле, но заключенные совершили перезахоронение по церковному обряду.

В 1999 году мощи Петра были обретены при раскопках, а спустя год он был канонизирован как священномученик. После обращения тысяч верующих воронежцев к Патриарху 9 августа 2009 года ковчег с мощами святого был доставлен в наш город.
Из телеграммы группы в защиту владыки Петра, направленной на XV партконференцию: «Воронежское ГПУ требует выезда в Москву единственного избранного народом, нашего православного архиепископа Петра (Зверева). Православные Воронежской губернии – 99% исключительно из рабочих и крестьян. Вызов архиепископа волнует верующих рабочих…».


Из воспоминаний бывшего соловецкого узника, писателя Олега Волкова:


«Он и в роли дворника или сторожа, внушал благоговейное уважение. Начальники в зеркально начищенных сапогах пасовали перед достойным спокойствием архиепископа.

Преосвященный Петр шествовал мимо, не склоняя головы, ...и на фоне монастырских стен это выглядело пророческим видением: уходящая фигура пастыря, словно покидающего землю, на которой утвердилось торжествующее насилие».
Изображения
 
  Ответить с цитированием