Показать сообщение отдельно
Старый 18.11.2001, 14:18   #2   
Администратор
 
Аватар для DrIQ
 
Сообщений: 21,988
Регистрация: 09.10.2001
Возраст: 44

DrIQ вне форума Не в сети
Post

Грядут перемены. Жара стоит - проще расплавиться, чем терпеть всё это. Курс доллара делает вид, что меняется. На Марсе - буря, каких не было с семидесятых годов. В упавшем давеча Ту не было никаких технических неполадок, колбасило пилотов. Встретил своего остомерзительного экс-начальника вчера, хотел спустить на него собаку, в результате битую вдребезги половину шестидесяти минут одного часа разговаривал с ним о питбулях, задумчиво царапая ключом дверь его шевроле-люмины. Было непривычно, но удалось взять себя в руки. Все равно - все будет быть иначе. Вот скажем, у него дверь боковая не как у людей: слишком тихо и плавно скользит на полозьях в сторону, будто неживая. Лет двадцать назад это было что-то не от мира сего. Сейчас все привыкли к таким прибамбасам и никто не удивляется. Экранизаций компьютерных игр выходит ежегодно - ежемесячно. Большинство появляется на рынке и уходит с него тихо и плавно, будто неживые они и суть творения только что вернувшихся мумий. Всякий раз возникает желание спустить на них всю агрессию, накопившуюся от экс-начальников и будущих подчиненных. Лишь некоторые достойны внимания, однако, похоже, большинству зрителей проще расплавиться, чем таковое внимание уделить должным образом. Например, как минимум один такой достойнейший слон в этом году был безусловно примечен зрителями, а вот идентифицирован оказался как мышь полевая, хоть и унес с собой бокс-офис немощному грызуну непосильный. Речь о Расхитительнице Гробниц ака Tomb Raider, которому вопреки наветам оказалось совсем несложно стать одним из самых прибыльных фильмов года, но оттого пришлось столкнуться с фанатическим неприятием интеллектуалов и аналитиков. Критики, мало того, что за билеты чаще всего не платят, так ещё и шершавыми своими языками охаивают, дескать, экое вредное бессодержательное произведение, эта история о девице Крофт, ничемушеньки научить не может и главное не хочет, да и не грудь у неё, а сплошной спецэффект, etc. Всё так, только главного они не заметили. Фильм. Фильм? Не фильм! Это - Веха. Веха? Веха! Нечто, способное, скажем прямо, или вывести кинематограф на принципиально новый уровень свободы, или одно из двух. Ибо это кино, которое с методичным кокетством сбросило ржавые оковы канонов и стряхнуло столетнюю негу со своего вечно молодого чела. Пока ридлискотты реанимируют Большой Стиль Голливуда, а молодое поколение бесстыже копирует Гонконг, Саймон Уэст снял фильм, который вполне вероятно вообще не является произведением кинематографа. То есть пока другие посвящали себя перезахоронениям и созданию братских могил, господин Уэст времени не терял. Во всём своем визуальном излишестве и при всем тотальном отсутствии содержания, Tomb Raider, однако, может показаться своеобразной точкой перехода количества в качество для целого жанра современного кино. Приключения гиперактивной аристократки, страдающей одновременно странной смесью клептомании и перфекционизма, в джунглях Индокитая и за Полярным кругом, по большей части сводятся к попурри из акробатических упражнений, оформленных в рамку из пиротехники и бутафорских артефактов. При этом в четком соответствии со своим названием, дважды повторяющем имя героини фильма, он представляет собой двойную ударную дозу всего, чем должна являться киноверсия Расхитительницы Гробниц. Это дважды экшн, дважды больной синдромом Индианы Джоунса. Это нарочито смазливое и именно поэтому лишенное сексапильности зрелище, которое наводит на размышления о странном совпадении: в год выхода Последней Фантазии, в которой виртуальные актеры уподобляются реальным, Анджелина Джоли, во всей своей глянцевой привлекательности почти трансформировалась в CGI икону, компьютерную секс-бомбу Лару Крофт. Казалось, перемены грядут. Давно это было. Сейчас мы уже с ног до головы в этих переменах, как в шоколаде. Отдельные эпизоды практически никак не связаны друг с другом. Да и зачем? Освободившись от этих докучливых связей, фильм стал только честнее по отношению к зрителю. Никто никому не врет: Tomb Raider снимался для создания большой разноцветной иллюзии, за которую зрители заплатят деньги, а пойдут на него только для того, чтобы увидеть большую разноцветную иллюзию, за которую кинематографистами были заплачены деньги. Всё, точка. Какой там цельности нарратива вам надобно, какого такого повествовательного единства? Мотивация персонажей устранена, судя по всему, от неё постоянно зависала силиконовая графика или в сюжет навязчиво лезли лирические реминисценции. Одна, кстати, всё-таки пробралась. Отец Лары - чуть ни единственная связь Tomb Raider с так называемыми 'сюжетом', 'логикой', 'здравым смыслом' и прочими замшелыми глупостями. Да и её, в принципе, можно списать за несостоятельностью, ведь встреча Лары с отцом скорее похожа на бэд трип, чем на семейное воссоединение. В остальном же - работа Саймона Уэста изумительно чиста. Даже пресловутая любовная линия саркастически перечеркнута параллельными сценами в душе, после которых сразу становится понятно, что в Расхитительнице Гробниц, тщательно продуманном наборе случайных эпизодов и сиквенсов, нет места случайностям. Это фильм с понятной открытой структурой, где всё исключительно примитивно и может быть именно поэтому естественно и рационально. Уэст идет на своего зрителя с открытым забралом и из его пустого шлема на нас смотрит откровенное отсутствие автора. А поскольку нет автора, то нет связанных с ним комплексов и слабостей. Подобное ощущение называется 'дышится легко'. Этакое приволье и простор для фристайла и потребительской импровизации, что уже будто и не кино. Можно идти в кино, можно идти на Tomb Raider. К чему все эти клише со стереотипами? Лара, хит ми бэйби уан мор тайм, всем по двести и уи ар нат гоуинг ту зе мувис тунайт!.. Или - жарко. Или - нас колбасит как тех пилотов:

*****

(c) Дмитрий Демьянов
  Ответить с цитированием