Показать сообщение отдельно
Старый 24.10.2010, 09:15   #245   
Форумец
 
Аватар для Аял
 
Сообщений: 802
Регистрация: 28.05.2008
Возраст: 68

Аял вне форума Не в сети
Что же касается местных пастушеских собак - предков азиатов - то условия их содержания по-видимому после принятия ислама несколько ужесточились. Впрочем, зороастрийское прошлое не забылось. Например, в одной старинной туркменской легенде рассказывается о том, что после изгнания Адама из рая на грешную землю на него накинулись дикие звери, которых возглавляла огромная собака. Первый человек воззвал ко Всевышнему, и Аллах посоветовал ему погладить собаку (нечистое животное!). После этого она стала защищать Адама от остальных зверей.
В средние века азиаты продолжали верой и правдой служить простым пастухам и охотникам. Но, как это часто бывает, прославились на страницах исторических хроник не эти труженики, а те их соплеменники, которые на службе у сильных мира сего вынуждены были заниматься довольно неприглядными делами. Например, правитель Хорезма Мухаммед, сильнейший из мусульманских владык XIII века, держал множество свирепых собак, которые охраняли его дворцы. Были у него и собаки-палачи. Осужденных на смерть людей сбрасывали внутрь специальной башни. Внизу с ними разделывались косматые псы-людоеды. Грозный хорезмшах определенно перестарался с устрашением подданных, и те не встали на защиту своего правителя, когда к границам Хорезма подошли полчища Чингисхана.
На протяжении столетий режим содержания пастушеских собак и их стандарт практически не менялись. Впрочем, о стандарте можно говорить довольно условно - из глубины веков до нас дошли лишь самые общие требования к породе, сведенные в ритмизированные строки:
сам большой;
голова, как казан;
между ушами плоско, как подушка;
между глазами широко;
нос смотрит вниз;
ребра, как крышка на казан;
руки, ноги - толстые;
в пояснице не тонкий.
Рабочие качества собак поддерживались жесточайшим отбором в ходе народной селекции. Как в селениях, так и в отарах собаки содержались на свободе. Их кормили зачастую один раз в день, ограничивая рацион лепешкой, куском теста или мучной болтушкой. Нерегулярную добавку составляли отходы забоя скота, кроме того, собаки питались мышами, сусликами и другой живностью, в том числе и ядовитыми змеями. Туркменская овчарка, выросшая в свободном состоянии, отлично "берет" змей - хватает змею и резкими движениями ломает ей позвоночник.
Подбора производителей не существовало - происходила вольная случка без вмешательства хозяев, при которой преимущество имели самые крупные и сильные кобели. Щенная сука рыла нору в песке, где и выращивала выводок. Из 4-12 щенят пастухи оставляли только часть приплода, отбирая самых крупноголовых и активных щенков. При выборе учитывали прежде всего бойцовские качества - щенка трясли, пытались испугать. Скулящих и малоподвижных выбраковывали, ценилась агрессивность и неустрашимость. Сучки большей частью уничтожались. Из трех-четырех оставленных кобельков лишь малая часть доживала до взрослого возраста (алабай взрослеет медленно - 3-4 года).
Уникальность среднеазиатской овчарки в том, что человек в ее воспитании совершенно не принимает участия, он лишь бросает ей корм и разрешает находиться поблизости от себя. Процесс воспитания и дрессировки маленький алабай проходит "в семье" - всему необходимому учит его мать, позже - старшие товарищи, которым он подражает. Результаты такого воспитания удивительны - самостоятельность, ум и чувство собственного достоинства этих собак кажутся невероятными. Само собой, все эти качества в полной мере могут проявиться лишь у собак аборигенного разведения, прошедших весь цикл взросления в нелегких условиях пастушеской жизни.
Сейчас, по рассказам старых пастухов, даже в районах исконного разведения трудно достать настоящую собаку-чапани. Интересно описание того, как должны работать хорошие пастушьи собаки. Если одна из них почуяла приближение волков, она издает особый боевой клич - лай, переходящий в хриплый вой. На этот призыв, разносящийся далеко по округе, сбегаются не только собаки подвергшейся нападению отары, но и собаки соседних отар. Профессор В. М. Массон записал рассказ о знаменитом псе, одного голоса которого волки боялись, как огня: "Он уже старый был, его возили на верблюде, ему надо было только дать голос, и уже все хищники знали, кто приехал".
  Ответить с цитированием