Показать сообщение отдельно
Старый 23.11.2010, 21:20   #89   
Андрюша
 
Аватар для Vadag
 
Сообщений: 11,593
Регистрация: 23.04.2005
Возраст: 38

Vadag вне форума Не в сети
Цитата:
Сообщение от CLUBEN Посмотреть сообщение
С реальной корректировкой возникшей в ходе войны от моблплана 1938 года советская промышленность справилась и это был далеко не предел ее возможностей
Охх, писал я где-то тут про ленд-лиз кратенько... Не найду уже. Пришлось в интернте выкопать, зато подробненько.

Извиняюсь за длинные цитаты, но там все нужно.
Авиатопливо:
Цитата:
Одним из наиболее узких мест советской экономики перед войной былопроизводство авиационного и, в несколько меньшей степени, автомобильногобензина. Особенно не хватало высокооктановых бензинов. Так, в 1941 г. накануневойны потребность по авиационному бензину Б-78 была удовлетворена всего на 4%[7]. В 1940 г. в СССР было произведено 889 тыс. тавиабензина, в 1941 г.— 1269 тыс. т, в 1942 —912,в 1943 — 1007, в 1944 — 1334 и в 1945 г. — 1017 тыс. т.[8].Всего за годы войны в США по ленд-лизу и в рамках советских заказов былопоставлено 666 тыс. т авиационного бензина, из которых после от*правки былопереадресовано в другие места 37,65 тыс. т, так что чистая поставка составила628,4 тыс. т. [9]. Кроме того,чистая поставка бензиновых светлых фракций из США в СССР достигла 732,3 тыс. т.Помимо этого с Абаданского нефтеперерабатывающего завода Великобританияпоставила в СССР 14,7 тыс. т авиационного бензина и 902,1 тыс. т бензиновыхсветлых фракций (эти поставки были компенсированы Великобритании США). К этомунеобходимо также добавить 573 тыс. т авиационного бензина, поставленного вСССР с нефтеперерабатывающих заводов Великобритании и Канады[10]. В сумме все это дает 2850,5 тыс. коротких тоннавиабензина и светлых бензиновых фракций,полученных СССР из США, Великобритании и Канады, что равно 2586 тыс.метрических тонн. В Советском Союзе импортный авиабензин и светлые бензиновыефракции использовались почти исключительно для смешивания с советскимиавиабензинами с целью повышения их октанового числа, так как советскиесамолеты были приспособлены к использованию бензинов с гораздо более низкимоктановым числом, чем на Западе. Достаточно сказать, что более 97% импортного бензина имело октановое число 99 ивыше, тогда как в СССР в огромном дефиците, как мы уже видели, был даже бензинБ-78. Поэтому фактически поставленный по ленд-лизу авиабензин был включен всоветское производство авиабензина и составил, следовательно (вместе сосветлыми бензиновыми фракциями), 51,5% отсоветского производства 1941—1945 гг. Если же вычесть из итога советскоепроизводство авиабензина за первую половину 1941 г., оценив его примерно вполовину от годового производства, то доля поставок по ленд-лизу поднимется до57,8%. Получается, что поставки по ленд-лизуавиабензина, происходившие с августа 1941 г. по сентябрь 1945 г., в 1,4 разапревышали собственно советское производство. Из других источников снабженияавиабензином СССР смог захватить в 1944—1945гг. 82,8 тыс. т. трофейного бензина в Румынии, Польше, Венгрии и Чехословакии[11],что было каплей в море. Очевидно, что без западных поставок горючего советскаяавиация просто не смогла бы поддерживать своивойска в необходимом объеме. Надо учестьтакже, что из-за гораздо более высоких октановых чисел западного авиабензинаего роль в обеспечении советской авиации была на самом деле еще болеезначительной, чем это можно было бы заключить из одних только весовыхпоказателей.
Цитата:
Автопарк Красной Армии также в большой степени былобеспечен за счет западных поставок. Производство автомобилей в СССР в 1940 г. составило 145 390, в 1941 — 124 476, в 1942 -34 976, в 1943 – 49 266, в 1944 -60 549, в1945 — 74 757 [15]. При этом в первом полугодии 1941 г. было выпущено73,2 тыс. автомобилей, а во втором — только46,1 тыс. [16],так что с начала войны и до конца 1945 г. общее производство автомобилей можноопределить в 265,6 тыс. штук. Из США в СССР за годы войны было поставлено409,5 тыс. автомобилей, что в 1,5 раза превышало советское производство загоды войны. К концу войны (на 1 мая 1945 г.) в автомобильном парке КраснойАрмии поставленные по ленд-лизу машинысоставляли 32,8% (58,1% составляли машиныотечественного производства и 9,1% — трофейныеавтомашины) [17].С учетом же большей грузоподъемности и лучшего качества роль американскихавтомашин была еще выше ("студебеккеры", в частности, использовались в качествеартиллерийских тягачей). Довоенный же парк советских автомобилей (какнаходившихся в Красной Армии, так и изъятых из народного хозяйства с началомвойны) был сильно изношен. Перед войной потребности Красной Армии вавтотранспорте определялись в 744 тыс. автомобилей и 92 тыс. тракторов, вналичии же имелось 272,6 тыс. автомобилей и 42 тыс. тракторов. Из народногохозяйства планировалось изъять 240 тыс. автомобилей, в том числе 210 тыс.грузовиков (ГАЗ-АА и ЗИС-5), однако из-засильного износа автопарка (по легковым автомобилям машин, относящихся к 1-й и2-й категориям, т. е. не требующихнемедленного ремонта, было 45%, а по грузовым и специальным — 68%) фактически было изъято из народного хозяйствав первые месяцы войны лишь 206 тыс. автомашин, тогда как уже к 22 августа 1941г. безвозвратные потери автомобилей достигли 271,4 тыс. [18].Очевидно, что без западных поставок Красная Армияне обрела бы той степени подвижности, которой онаобладала по крайней мере с середины 1943 г., хотя вплотьдо конца войны использование автотранспорта сковывалосьнедостатком автобензина.
...Кстати, автобензин тоже поставлялся.
Далее, рельсы:
Цитата:
Производствожелезнодорожных рельсов (включая рельсы узкойколеи) изменялось в СССР следующим образом (втыс. т) 1940- 1360, 1941- 874, 1942- 112, 1943 — 115,1944 — 129, 1945 — 308. [19]По ленд-лизу же в СССР было поставлено 685,7тыс. коротких тонн железнодорожных рельсов, [20]что равно 622,1 тыс. метрических тонн. Это составляет около 56,5% от общегообъема производства железнодорожных рельсов в СССР с середины 1941 г. поконец 1945 г. Если же исключить из подсчета рельсы узкой колеи, которые поленд-лизу не поставлялись, то американские поставки составят 83,3% общего объема советского производства. Если жеисключить из подсчетов производства за вторую половину 1945 г., приняв егоравным по крайней мере половине годового производства (в действительности за второе полугодие 1945 г. былопроизведено значительно больше половины годового производство рельсов за счетсокращения собственно военного производства), то ленд-лиз по рельсам составит92,7% от общего объема советского рельсовогопроизводства. Таким образом, почти половина железнодорожных рельсов,использованных на со*ветских железных дорогах во время войны, поступила из США.Резкое сокращение выпуска рельсов советской промышленностью позволило направитьдополнительные мощности и ресурсы стали на выпуск вооружения (в 1945 г. выпускрельсов составил 13% от уровня 1940 г., а в 1944 г. — всего 5,4%).
Но по железной дороге еще не все.
Цитата:
Выпуск магистральных паровозов в СССРизменялся следующим образом: в 1940— 914, в1941— 708, в 1942—9, в 1943 — 43, в 1944 — 32, в 1945 — 8. Магистральных тепловозов в 1940 г.было выпущено 5 штук, а в 1941 г. — 1, после чего их выпуск был прекращен до1945 г. включи*тельно. Магистральных электровозов в 1940 г. было произведено 9штук, а в 1941 г. — 6 штук, после чего их выпуск также был прекращен[21]. По ленд-лизу же в СССР в годы войны былодоставлено 1900 паровозов и 66 дизель-электровозов [22]. Таким образом, поставки по ленд-лизу превосходилиобщее советское производство паровозов в 1941— 1945 гг. в 2,4 раза, аэлектровозов — в 11 раз. Производство грузовых вагонов в СССР в 1942—1945 гг.составило в сумме 1087 штук по сравнению с 33 096 в 1941 г. [23].По ленд-лизу же было поставлено в общей сложности 11 075 вагонов[24], или в 10,2 раза больше советского производства1942—1945 гг. Известно, что в Первую мировую войну транспортный кризис в Россиина рубеже 1916—1917 гг., во многом спровоцировавший революцию февраля 1917 г.,был вызван недостаточным производством железнодорожных рельсов, паровозов ивагонов, поскольку мощности промышленности и ресурсы проката былипереориентированы на выпуск вооружений. В годы Великой Отечественной войнытолько поставки по ленд-лизу предотвратили паралич железнодорожного транспортав Советском Союзе.
Также нам просто нечем было бы стрелять. Порох.
Цитата:
Важную роль играли и союзные поставки порохов идругих взрывчатых веществ. В СССР производство взрывчатыхвеществ в период с середины 1941 г. по середину 1945 г. мы оцениваемприблизительно в 600 тыс. т. [25].Из США было поставлено 325,8 тыс. коротких тонн взрывчатых веществ[26], или 295,6 тыс. метрических тонн. Кроме того, 22,3тыс. т. порохов было доставлено из Великобритании и Канады [27]. Таким образом, западные поставки взрывчатыхвеществ достигли 53% от общего объемасоветского производства.
Цветметы. Медь
Цитата:
Цифры советского производства основных цветныхметаллов в 1941—1945 гг. до сих пор остаются секретными, поэтому здесь приходитсяопираться не на официальные данные, а на оценки. Так, производство меди в СССРв 1941—1944 гг., по оценке Д.Б. Шимкина,составило около 473 тыс. т, а по оценке М. Харрисона производствомеди в СССР в военные годы изменялось следующим образом (в тыс. т): 1942 г. –118, 1943 г. – 105, 1945 г. – 135 [28]. Если экстраполировать оценку М. Харрисона,опирающегося на данные в открытых советских публикациях на 1944 г., то мыполучим для этого года производство в 120 тыс. т меди. Производство же завторую половину 1941 г. можно примерно определить в половину от годовогопроизводства 1942 г., т. е. в 59 тыс. т меди.Приняв за основу цифры М. Харрисона, советское производство меди в период с середины1941 до конца 1945 г. можно оценить в 537 тыс. т, а в период с начала 1941 г.до конца 1944 г. — в 461 тыс. т, что практическисовпадаете оценкой Д.Б. Шимкина. Производство меди с середины 1941 г. по середину1945 г. мы, с учетом оценки М. Харрисона, определяем в 470 тыс. т. По ленд-лизу из СШАв СССР было поставлено 359,6 тыс. коротких тонн первичной меди и 51,1 тыс.коротких тонн электролитической и рафинированной меди[29].Приняв соотношение 1,3 т первичной меди = 1 трафинированной меди и переведя данные о ленд-лизе в метрические тонны, получим,что американские поставки меди в СССР были эквивалентны примерно 387,6 тыс. т.первичной меди, что составило около 82,5%советского производства меди за время войны. Кроме того, дефицит меди в СССР вомногом уменьшался за счет поставок из США средств связи. Так, в СССР поступило956,7 тыс. миль полевого телефонного кабеля, 2,1 тыс. миль морского кабеля и1,1 тыс. миль подводного кабеля.
А средства связи - это отдельная песня.
Цитата:
Особое значение в номенклатуре поставок имели радиооборудование и средства связи. По оценке специалистов, СССР отставал в этой области от союзников на 10 лет. Новейшие радиостанции, локаторы, телефоны, зарядные агрегаты, радиомаяки поступали в большом количестве.

Поставка радиостанций в 1942 - 1943 гг. позволила оснастить 150 дивизий, а полевыми телефонами - 329 дивизий. Благодаря поставкам 400-ваттных радиостанций были полностью обеспечены надежной связью советские штабы фронтов, армий и аэродромов. Отечественная промышленность начала поставки с конца 1943 г. Американские радиостанции В-100 позволили установить в Красной армии связь дивизия - полк.

Что касается телефонных аппаратов, то их некомплект в армии в 1941 - 1943 гг. благодаря поставкам по ленд-лизу был сокращен с 80 до 20%, а к концу войны полностью ликвидирован.

Благодаря поставкам 200 станций высокочастотного телефонирования, производство которых в СССР отсутствовало, удалось установить к 1944 г. надежную связь между Москвой и наиболее крупными советскими городами: Ленинградом, Харьковом, Киевом, Куйбышевом и др.

Трудно переоценить поставки английских и американских локаторов. Без них ведение военных действий превращалось в пальбу вслепую (СССР в это время приступил к разработке опытных образцов). Поставка в 1942-1943 гг. 445 локаторов позволила оснастить суда и создать новую радиолокационную отрасль в СССР.
Не говоря уж о заводе по производству радиостанций, который тоже был поставлен по ленд-лизу. Со связью был полный швах у нас. Точнее, ее прауктически не было. Недоиндустриализовали мы связь, совсем недоиндустриализовали. Далее по связи:
Опять средства передвижения. Мотоциклы.
Цитата:
Из США поступило также 32 200 мотоциклов [30],что в 1,2 раза превышало советское производствомотоциклов за 1941—1945 гг. — 27 816 штук[31].
Вернемся к цветмету. Алюминий.
Цитата:
суммарные западные поставки алюминия вСССР в 1941—1945 гг. составили 328,1 тыс. т,что в 1,25 раза превышает нашу оценку советского производства алюминия в периодс середины 1941 г. по середину 1945 г. Советская авиационная промышленность —основной потребитель алюминия, работала главным образом за счет западныхпоставок.
Цитата:
По нашим оценкам, опирающимся на уменьшение трудозатрат на единицуразличных видов вооружения и техники в 1941—1943гг., производство танков и боевых самолетов вгоды войны было завышено по меньшей мере вдвое. С учетом этого и доля западныхпоставок вооружения и боевой техники оказывается примерно вдвое выше, чемпринято считать [56]. Из США было поставлено 7057 танков и САУ, из Англии и Канады –5480. Американских самолетов поступило 15 481, британских — 3384. Из общего числа в 18 865 машин боевыесоставили около 17 тыс.[57].С учетом же завышения данных о советском производстве доля западных поставокпо боевым самолетам составит не 15%, как традиционно считалось, а около 30%, по танками САУ же долявозрастет с традиционных 12% до 24% от общегоуровня производства в СССР в военные годы. Что же касается артиллерии, топоставлялась из США только зенитная артиллерия — 7944 орудия[58]. Это число советские историки обычно соотносят собщим производством орудий и минометов в СССР — 482,2 тыс. орудий и 351,8 тыс.минометов, что делает долю американских поставок менее чем 2% от общего объемасоветского производства орудий и менее 1% — от суммарного производства орудий иминометов. Между тем сравнивать здесь надо только с советским производствомзенитных орудий — наиболее дефицитного дляКрасной Армии вида артиллерии, и здесь доля американских поставок оказываетсязначительно выше (к сожалению, точный подсчет пока невозможен из-за отсутствияданных о производстве зенитных орудий в СССР).

Отметим также, что американские поставки игралисущественную роль в снабжении СССР автопокрышками и отдельными видамипродовольствия. По ленд-лизу было поставлено в Советский Союз 3606 тыс.автопокрышек [59], в то время как советскоепроизводство автомобильных покрышек в 1941—1945 гг. составило 8368 тыс. штук(из них больших покрышек «Гигант» былопроизведено только 2884 тыс.), причем в 1945 г. производство автопокрышек составило1370 тыс. по сравнению с 3389 тыс. в 1941 г.[60].Американские поставки составили 43,1% отсоветского производства, если же учесть, что поставлялисьиз США в основном большие покрышки, то роль этих поставок еще болеевозрастает. Кроме того, Великобритания поставила 103,5 тыс. т натуральногокаучука [61].

Далее. Говорят, уж со средствами производства у нас было все ок. Как бы не так:
Цитата:
Но, возможно, наиболее важными для Советского Союза были поставки сложныхстанков и промышленного оборудования. Еще в 1939—1940гг. советское руководство разместило заказы на импортное оборудование дляпроизводства артиллерийского вооружения. Потом эти заказы, размещенные восновном в США, были поставлены в СССР врамках ленд-лиза. А именно в специальных станках для артиллерийскогопроизводства в годы войны в СССР была наибольшая нужда. Вместе с тем в данныхзаказах содержался и крупный просчет. Значительная доля оборудования предназначалась для производства чисто наступательныхвооружений — мощных морских и сверхтяжелых сухопутных орудий, предназначенныхдля уничтожения неприятельских укреплений. Морские орудия не понадобились,так как с началом войны судостроение было свернуто, сверхтяжелая сухопутнаяартиллерия также не понадобилась, так как с соответствующими укреплениямиКрасной Армии пришлось бороться лишь в самом конце войны, да и не в томмасштабе, как думали перед ее началом [66].

Всего из США в СССР в годы войны было поставлено 38,1 тыс. металлорежущихстанков, из Великобритании — 6,5 тыс. станкови 104 пресса. В Советском Союзе в 1941—1945 гг. было произведено 115,4 тыс.металлорежущих станков [67], т.е. в 2,6 раза больше поставок по ленд-лизу. Однако в действительности, если братьстоимостные показатели, роль западных станков окажется гораздо значительнее — они были гораздо сложнее и дороже советских.Только из США в 1941—1945 гг. по ленд-лизу вСССР было поставлено машин и оборудования для промышленности на 607 млн.долларов [68]. Оценить соответствующую советскую продукцию вдолларах в настоящее время не представляется возможным, но можно предположить,что она могла быть даже меньше, чем стоимость поставок по ленд-лизу, принимаяво внимание более высокое качество и сложность западных станков и иногооборудования. Некоторая часть оборудования, в частности, завод по производствуалюминиевого проката, прибыли на завершающем этапе войны, и сыграли свою рольне столько в военных усилиях, сколько в восстановлении советской экономики[69]. Без поставок западного оборудования советскаяпромышленность не смогла бы не только увеличить выпуск вооружения и боевойтехники в годы войны, но и наладить выпуск станков и оборудования, чему служилатакже поставка из США специальных видов проката стали и ферросплавов.
Следует также отметить, что пик поставок средств производства пришелся на 42-43 годы, что какбе намекает. Далее про станки и кое-что еще.
Цитата:
Для перестраивающейся на военный лад советской экономики, производство в важнейших отраслях которой сократилось от 30 до 70%, отдельные недостающие компоненты имели непреходящее значение. Пока в стране не был налажен выпуск метизов (пружин, стальных канатов, ленты холодной прокатки, сверхпрочных сортов стали и т.п.), танковые, авиационные и иные оборонные предприятия до лета 1942 г. в основном работали на американских поставках. Число ввезенных в страну станков было равно их выпуску в СССР в первой половине 1942 г. (2994). Благодаря 40 импортным станкам, поступившим в июле 1942 г. на авиазавод в г. Ступино, за 2 месяца удалось вывести его на проектные мощности.
http://www.genstab.ru/lendlease.htm - там все со ссылками, как положено.
Далее, еда. Про поставки продовольствия сказано много, потому ограничуссь общими фразами:
Цитата:
Большое значение имели продовольственные поставки (4536 тыс. т), особенно для осажденного Ленинграда и Архангельска, через который шел основной поток продовольствия . Десять тысяч тонн канадской пшеницы спасли многих граждан. По подсчетам специалистов, поставка высококалорийных продуктов позволила бы обеспечить армию в 10 млн чел. в течение всей войны. Конечно, этим продовольствием пользовалась не только армия. В 1943 - 1944 гг. Красная армия освободила огромные территории, на которых проживали миллионы советских граждан. Их необходимо было накормить, так как хозяйства этих земель были разорены нацистами. Положение осложняла засуха в районах Сибири, Поволжья, Северного Кавказа. В стране разразился острый продовольственный кризис, поэтому поставки продовольствия в этот период составили свыше 25% общего тоннажа.Обратите внимание-4536 тыс т. продовольствия СОВЕРШЕННО БЕСПЛАТНО(!)
А, чутть не забыл
Цитата:
Одним из наиболее важных разделов по ленд-лизу было транспортное обеспечение. Всего было передано СССР 182 транспортных судна, что позволило вместе с флотом ММФ обеспечить около 50% перевозок, остальной флот был зафрахтован в Великобритании, Норвегии и других странах.

Как известно, Северный флот был малочисленным и не имел опыта морских операций, поэтому большое значение имела поставка военных кораблей различных классов.
Советскому Военно-морскому флоту было поставлено более 500 боевых кораблей и катеров. В их числе 28 фрегатов, 89 тральщиков, 78 больших охотников за подводными лодками, 60 сторожевых катеров, 166 торпедных катеров, а также 43 десантных судна. В результате, несмотря на большие потери, Северный флот смог обеспечить охрану конвоев в своем секторе, а к концу войны увеличился вдвое.

Не менее важным вопросом в организации перевозок было обеспечение охраны караванов судов, следовавших из США через Великобританию и Исландию в Архангельск и Мурманск. Суда формировались в конвои по 10 - 50 транспортов. Охрану обеспечивали военно-морские силы США и Великобритании, а от 20-го меридиана - Северный флот.

Всего за годы войны в северные порты был направлен 41 конвой (811 транспортов), а в обратном направлении 35 конвоев (715 транспортов). Суда союзников совершили около 1550 рейсов, в том числе Великобритания - 554, США - 868, Дания - 14, Панама - 74, Бельгия - 2, Норвегия - 29, Гондурас - 4, Польша - 4. При этом погибли 93 транспорта, 17 боевых кораблей, около 5000 человек.

В перевозках по северному маршруту, включая арктические и прибрежные конвои, участвовало 80 советских судов, из них 38 было потоплено.
В общем, итог печален. Как минимум мы видим 4 вещи, с которыми СССР не смог справиться самостоятельно -
1. авиация и зенитная артиллерия, что говорит нам о подавляющем господстве в воздухе противника(кстати, не посчитали еще самолеты в чистом виде, переданные США). В принципе, одного этого было бы достаточно, что бы понять, что "не шмогла".
2. Транспортная часть. Без одних только рельсов и поездов пришел бы пушной зверек. Так еще и автомобилей тоже не было.
3. Связь, локаторы и пр. Вот тут СССР вообще такое впечатление что забыл про связь.
4. Порох. Ну, тут нечего сказать - итак все ясною
Отсутствие любой из этих 4-х "вещей" сулит в лучшем случае затягивание войны еще как минимум на столько же.
В общем, танчиков и пушечек наклепали больше, чем любая другая страна. Но вот чем им отдавать приказы, как их защищать с воздуха и подвозить им снаряды, запчасти.... да вообще как их просто перевозить их с места на место и чем они будут стрелять???

По ленд-лизу РИ во время ПМВ не в курсе. Если кто вкратце просветит, с удовольствием посмотрю.

Последний раз редактировалось Vadag; 23.11.2010 в 21:51.
  Ответить с цитированием