Николай Гаврюшин
Темная составляющая поэтики романа Булгакова “Мастер и Маргарита” с годами никак не утратила своей искусительно-притягательной силы, но, скорее даже, отодвинула в сторону многие безусловные достоинства этого последнего, итогового произведения писателя - такие, как, например, несравненный булгаковский лиризм.
Статья Николая Гаврюшина (Литостротон, или Мастер без Маргариты” была написана осенью 1987 года по заказу московского журнала “Литературная учеба”, однако впервые увидела свет в Париже, на страницах духовного журнала “Символ” в 1990 году. Только потом ее опубликовали столичные “Вопросы литературы”, позволив отечественную читателю без посредников познакомиться, быть может, с самой серьезной попыткой критического осмысления мистики знаменитого романа.
Более десяти лет прошло с тех пор. Кажется, многие позиции “Литостротона...” должны бы войти в понятийный обиход булгаковедения - ничуть не бывало, работа Н. Гаврюшина читается как будто впервые.
Сегодняшняя литература, городская по мироощущению, едва ли не вся пронизана инфернальным токами. Констатация “Литостротона...” ей определенно неприятны, ведь в их основании - духовная строгость, этическая ясность, внятный выбор мистических ориентиров, то есть все то, что исключает соединение принципиально несоединимого: вспомним хотя бы, как среди интеллигенции получила широкое распространение образная характеристика “Мастера и Маргариты” - “Евангелие от Воланда”...
|