Показать сообщение отдельно
Старый 01.12.2010, 11:34   #2176   
Форумец
 
Аватар для Mary Les
 
Сообщений: 7,580
Регистрация: 01.08.2008
Возраст: 44

Mary Les вне форума Не в сети
Педагогический прикорм.

Что такое педагогический прикорм?

Так педиатры называют введение в рацион ребенка "взрослой" пищи, в добавление к грудному молоку. Польза педагогического прикорма заключается не столько в "прикорме" как таковом, ибо основной пищей малыша должно оставаться материнское молоко, сколько в его "педагогичности" - положительном влиянии на развитие; ребенок учится вести себя за столом, бережно относиться к пище. Повторим, все необходимые питательные вещества ребенок получает из материнского молока, педагогический прикорм - не кормление!

Уместность введения педагогического прикорма определяется по возросшему активному пищевому интересу ребенка - наблюдая за маминой трапезой, малыш пытается подражать ей, интересуется кусочками, которые она берет с тарелки и отправляет в рот. Обычно интерес такого рода возникает в возрасте около 6 месяцев. Зарубежные педиатры выделяют следующие признаки готовности ребенка к введению педагогического прикорма:
ребенок хорошо держит головку и умеет сидеть
умеет совершать жевательные движения
интересуется едой
может держать во рту ложку
утрачивает "выталкивательный" рефлекс
начинают прорезаться зубки

В любом случае не следует начинать прикорм в возрасте менее 5 с половиной месяцев; если пищевой интерес ребенка развился ранее, маме можно рекомендовать есть "тайком".

Как это практикуется?

Педагогический прикорм довольно странно смотрится со стороны - малыш выпрашивает у мамы кусочки, а она - иногда! - оделяет его. Что же происходит на самом деле?

Знакомство с новой пищей при педагогическом прикорме следует начинать с так называемых микродоз. Микродоза (или микропроба) - это кусочек такого размера, который умещается в щепотке из указательного и большого пальцев мамы, или на кончике чайной ложки. Если речь идет о жидкости, то микродоза - один глоток, на дне чашки или стакана.

Когда мама ест и ребенок проявляет интерес ("заглядывает в рот"), ему можно дать до трех микродоз в течении трапезы. Помните - он не ест, а лишь пробует. Введение педагогического прикорма никоим образом не должно влиять на частоту и продолжительность кормлений грудью и может совмещаться с ним. Напоминаем - не следует кормить малыша, пусть он только присутствует за столом и ест, когда захочет.

Нельзя давать малышу в руки кусок, от которого он сможет откусить слишком много. Микродозы мягких продуктов формирует мама, в руки ребенку можно давать лишь твердые, от которых он не сможет откусить слишком много - твердое яблоко, сушка, морковка и т.п., но и в этом случае мама должна следить за процессом "откусывания" и, если малыш все-таки ухитрится откусить лишнее, помочь ему освободить рот.

Не стоит беспокоиться о "взрослом" содержании в блюдах соли, сахара, специй. Все съеденное мамой отражается на составе её молока, так что в организм малыша эти вещества все равно попадут, тем более, что суть педагогического прикорма как раз и заключается в постепенной, начиная с одной микродозы, адаптации пищеварительной системы ребенка к взрослой пище. Разумеется, это справедливо лишь для вменяемых матерей, избегающих в период кормления грудью гастрономического экстремизма вроде китайской или мексиканской кухни.

Микропробы следует давать в течении 3 - 4 недель, пока ребенок не перепробует многие или все употребляющиеся в семье продукты и научится пить из чашки. Затем количество пищи можно постепенно увеличивать. При этом важно сохранять пищевой интерес ребенка и до 8 - 11 месяцев не потакать его "пристрастиям", которые обязательно выявятся. Если ребенок съел 3 - 4 ложки и просит еще - нужно, невзирая на просьбы, дать что-нибудь другое.

Педагогический аспект прикорма.

Принято недооценивать способности ребенка к учению в возрасте 6 - 12 месяцев, тем не менее, "педагогическим" такой вид прикорма назван обоснованно. Чему же учится ребенок?

Сидя на коленях мамы, ребенок наблюдает за всеми, присутствующими за столом и перенимает их отношение к пище, манеру поведения, способы обхождения с посудой и столовой утварью. До года малыш может есть из маминой тарелки, в дальнейшем - из отдельной. Если из кормления ребенка превращать в отдельную процедуру, если он никогда не видел, как едят другие - в будущем весьма вероятны трудности с введением прикорма, вплоть до отвращения ко всей пище, кроме определенного вида детского питания. Поэтому есть при ребенке нужно с аппетитом, не оставлять еду на тарелках и не выбрасывать ее. Пролитое или рассыпанное следует сразу демонстративно убрать, приучая ребенка к аккуратности. Не позволяйте малышу играть с едой, если он не проявляет желания есть, отвлекается, устал - лучше убрать его из-за стола. Все это сформирует правильное отношение к пище, ребенок должен понять её ценность и "особый статус" предмета, к которому все должны относиться уважительно. Все взрослые за столом должны демонстрировать, что играть с едой нельзя.

К 8-11 месяцам малыш должен научиться владеть ложкой и пить из чашки. В начале "обучения" под рукой нужно держать много чистых ложек, так как они часто падают. Ничем не отвлекайте ребенка, когда он за столом - картинки, игрушки и телевизор подождут.

Возможные проблемы при введении педагогического прикорма

Ребенок выплевывает или пытается отрыгнуть кусочки, но не глотает их.

Такое явление обычно продолжается одну-две недели. Маме необходимо сохранять спокойствие: рано или поздно ребенок станет "плеваться" меньше и меньше и, в конечном итоге, научится глотать. Все это время нужно брать его за общий стол.

Ребенок проявляет интерес к пище, но игнорирует воду.

Необходимую жидкость малыш получает из материнского молока, интерес к питью, к маминой чашке обычно появляется после года. Введение прикорма не приводит к увеличению потребности в жидкости.

Как начинать прикорм, если ребенок или родители аллергики?

Необходимо соблюдать следующие меры:
полностью исключить из рациона матери все возможные аллергены
начинать прикорм с заведомо гипоаллергенных продуктов
вводить в один день не более одного продукта и следить за реакцией ребенка на него в течении трех дней
каждую микропробу "запивать" грудным молоком
полностью отказаться от педагогического прикорма на период обострения аллергической реакции у матери

Ребенок балуется и играет за столом.

Если одна "отлучка от стола" не помогает - на протяжении 3-5 дней берите ребенка за стол, но ничего ему не давайте. При соблюдении прочих рекомендаций это так подстегнет пищевой интерес, что по прошествии срока у ребенка не будет и мыслей об играх за столом - все вытеснит " А что это у вас там? Дайте попробовать!"
  Ответить с цитированием