Показать сообщение отдельно
Старый 16.02.2011, 20:07   #13   
Форумец
 
Аватар для Витя
 
Сообщений: 9,177
Регистрация: 20.06.2006
Возраст: 51

Витя вне форума Не в сети
Алексей Николаевич Безруков

Одним из корифеев дореволюционного городского самоуправления Воронежа был купец Алексей Николаевич Безруков. Многолетний и упрямый гласный местной Думы, городской голова, благотворитель, член Государственной Думы. И прекрасный семьянин, имевший девять детей. В 1997 году году исполнилось 150 лет со дня его рождения.

ХЛЕБ - ВСЕМУ ГОЛОВА

"Русский купец" - это определение как нельзя лучше подходит Безрукову. Он был таковым не только по национальности и по роду занятий. В этих словах, пожалуй, и уклад всей его семьи, и его мировоззрение, и даже политические убеждения. И промысел, который перешел к нему от предков, был по-настоящему русским: мукомольное дело, хлебная и лесная торговля.

Его дед, Егор Федорович, по ревизии 1816 года был 55-летним воронежским купцом 3-й гильдии, имел жену Авдотью Филипповну и семерых детей: Михаила, Ивана, Василия, Николая, Алексея, Анну, Марью.

Сохранилась также выпись из метрической книги Троицкого (Смоленского) собора. В оной значится: отец А.Н.Безрукова, Николай Георгиевич (то бишь Егорович), рожден в 1809 году; мать же, Елизавета Филипповна, в 1819-м. Позже, когда собор был уже кафедральным, супруги крестили в нем сыновей: Алексея, родившегося 3 октября 1847 года, и Павла, младшего на 11 лет.

Прекрасный пример благотворительности подал Алексею его дядя Иван Егорович. Купец завещал продать все свое движимое и недвижимое имущество (он имел дом в Дворянской части города и усадебное место на Лесных дворах - на нынешней Кольцовской улице). За вычетом его долга одной из горожанок и суммы, назначенной на поминовение его умерших родителей, прародителей и сына, все деньги дядя велел поместить в Воронежский городской общественный банк. И проценты ежегодно выдавать на приданое невестам из разорившихся коренных семей Воронежа, мещанских и купеческих. И.Е.Безруков особо указал, что его следует похоронить в простом гробу, и просил не тратить деньги на поминальный обед. Показательно также, что весь наличный капитал заключался перед смертью Ивана Егоровича (1872 г.) в деньгах его должников - иными словами, дядя раздал в долг все, что было...

Племянник получил среднее образование в губернской гимназии. По наследству Алексей Николаевич стал обладателем отцовского дома в Воронеже, имения в Землянском уезде, при селе Минкина Ведуга - там с 1840 года действовала вальцовая мельница - и молодого соснового леса в Бобровском уезде. Сам приобрел еще одну мельницу в Воронежском уезде, лес в Рязанской губернии, докупил землянской и бобровской земли. К 1915 году он имел в общей сложности 1400 десятин.

Он не желал жить, как рантье, по примеру многих его богатых современников; продолжал активно извлекать доходы из имений. Из газеты "Дон" 1892 года мы можем узнать, что в Мучном ряду, в лавке А.Н.Безрукова по-прежнему продается "пшеничная мука лучшего качества". Купец 1-й гильдии вел обширную хлебную торговлю вместе с братом Павлом.

О Безрукове до сих пор напоминает и название Мельничного переулка. Алексей Николаевич - один из компаньонов, сотоварищей гудевшей здесь паровой мельницы "Второго товарищества русских мукомолов" (основана в 1889 году). Собственно, современный мельничный комбинат "Воронежский", обращенный на Кольцовскую улицу, - это и есть переустроенная в советское время мельница.

"ЗОЛОТЫЕ ДЕЛА"

Четыре золотые медали "За усердие" (1884, 1888, 1895, 1899 гг.), ордена Св.Анны (1901, 1906 гг.), Св.Станислава (1902 г.), Св.Владимира (1910 г.) - кто еще из воронежских предпринимателей имел такой набор наград за общественную службу и благотворительную деятельность?

Первая служба Безрукова началась в 1878 году: министр финансов утвердил его членом учетного комитета Воронежского отделения Госбанка. В дальнейшем купца не раз переназначали на эту службу - вплоть до революции.

Похожий послужной список у него и как у гласного городской Думы. Впервые стал гласным с 1879 года - и впоследствии переизбран на всех без исключения выборах. Но, в отличие от безвестной банковской деятельности, дела "отца города" прочно вплелись в историю Воронежа.
Это, бесусловно, был беспокойный, очень активный гласный - не зря его все время выдвигали и, наконец, доверили ему место городского головы. Добавим его опытность и скрупулезность в крупных финансово-хозяйственных операциях.

Впрочем, хочу тут же предупредить читателя: не надо идеализировать и купеческую среду, и то время, которое ее взращивало. Многие публикации последних лет, посвященные дореволюционной России и ее меценатам, имеют уж слишком эйфорический настрой. На самом деле "фон" деятельности А.Н.Безрукова и его современников - это и явно недостаточный уровень развития городского хозяйства, и неспособность ни государства, ни местного самоуправления (даже его лучших представителей) решить все наболевшие вопросы в социальной и бытовой сферах. Неоднозначно можно истолковать и некоторые поступки Безрукова.

В 1882 году обсуждался вопрос: записать ли в расход Думы 6025 руб. на санитарные мероприятия? А.Н.Безруков, а после еще несколько гласных, хорошо знакомых со скудностью городского бюджета, высказывают опасения: расходы будут непосильными. Но этих гласных награждают "нелестными эпитетами". Гласный Я.П.Рябоконев, преподаватель губернской гимназии, сравнивает опасения со "страхами гоголевских Афанасия Ивановича и Пульхерии Ивановны". Исход заседания: оскорбленный и протестующий Безруков, а за ним А.П.Клочков и еще трое гласных "удаляются в ряды публики", чтобы сорвать голосование...

Из документов я узнал о двух "лагерях", существовавших в то время в общественной среде Воронежа. Одни гласные желали потратить как можно быстрее и больше денег на прогрессивные мероприятия, но мало задумывались о финансовых последствиях; другие же превозносили экономию и бережливость, опасались долгов города. Как видим, Безруков принадлежал ко второму, более консервативному (и впоследствии более влиятельному) клану, следовавшему законам капитала.

1890 год: А.Н.Безруков почти в одиночку выступает против могущественного капиталиста, городского головы Д.Г.Самофалова, обвиняя его в нарушении Городового положения. Во время разгоревшегося крупного конфликта большинство гласных не поддерживает Безрукова. В чем же главные причины скандала - в личных антипатиях, ссорах его зачинщика?

...Все же пора сказать и о хорошем. 4 сентября 1897 года Безруков избран городским головой, а 8 июня 1901-го - переизбран на второй срок.

Его заслуги: порядок в финансах, изыскание того минимума средств, который требовался для самых насущных нужд города.

В 1899 году открылось новое городское приходское училище - имени А.С.Пушкина. В 1902-м появилось еще одно училище, тогда же на Петровском съезде ( теперь улица Степана Разина) завершилось строительство большого (двухэтажного, кирпичного) здания для двух старых городских Александровских училищ. В том же году заложили городскую больницу (ныне здесь - тюремная больница на ул. Пирогова).

Характерно, что самая крупная постройка этих лет имела все же хозяйственное, а не просветительское или иное назначение. Если два больничных барака представляли собой одноэтажные деревянные здания, то рядом, на той же улице, в 1900 году был торжественно освящен комплекс Городской скотобойни из 35 построек, основные из которых - кирпичные и двухэтажные!

Многие благие начинания Думы наблюдались хотя и при Безрукове, но не по его инициативе. В 1897 году Дума избрала комиссию для возбуждения вопроса об открытии СХИ - но сначала потребовалось письмо-обращение к городскому голове, подписанное 24 гласными (первой стоит подпись Н.А.Клочкова). В 1899-м комитет библиотеки им. И.С.Никитина внес предложение об установке памятника поэту - и Дума ходатайствовала о сборе средств по подписке. Тогда же по наводке губернатора основано Городское попечительство о бедных. Городскую же больницу предложило открыть губернское земство.

Наконец, в 1899 году сам губернатор - П.А.Слепцов - указал Безрукову на "антисанитарное в настоящее время состояние г.Воронежа" и просил внести в Думу вопрос об устройстве канализации. В следующем году Дума избрала специальную комиссию по благоустройству садов и скверов.

А заметных расходов на культурную жизнь Воронежа что-то не наблюдалось. Купцы, братья Ляпины подарили свой дом городу для устройства "общеполезных учреждений". Поначалу Дума хотела перевести сюда музей, чтобы расширить городской ломбард (и музей, и ломбард теснились в одном помещении). Но летом 1898 года передумала: весь дом Ляпиных решила не только перестроить, но и расширить под ломбард (теперь это д. N 43 по ул. К.Маркса). Замыслы же построить особое здание для публичной библиотеки, музея, рисовальной школы и народных чтений так и остались замыслами.

Есть и "компромат" на "безруковскую" Думу. В 1898 году она безжалостно отобрала у известного садовода И.Г.Карлсона участок городской земли, сданный ему в аренду, - возле Архиерейской рощи. А ведь Карлсон выращивал там растения, украшавшие весь Воронеж и получавшие золотые награды на выставках...

Безрукову повезло - он был головой в относительно спокойное, лишенное кризисов и войн, время, когда городское хозяйство медленно, но неуклонно шло на подъем. Однако именно при Безрукове население ощутимо столкнулось с воздорожанием жизни - и поэтому начиная с 1899 года стали неукротимо расти городские недоимки (неуплаты налогов)...

Как раз в бытность А.Н.Безрукова городским головой, в 1901 году ему было пожаловано высшее сословное звание "потомственный почетный гражданин". И Алексей Николаевич перестал записываться в гильдию, формально выбыл из купечества.
  Ответить с цитированием