4 октября 1941 г. в Воронеже сформирована 101-я истребительная авиационная дивизия, которая 16 октября вошла в состав ВВС Юго-Западного фронта и оперативно подчинена командующему Воронежско-Борисоглебского дивизионного района ПВО (Дир. Ком. ВВС КА №700733 от 4 октября 1941 г.).
Основа формирования: 487, 572, 573-й иап и 740-й бао.
Командиром дивизии назначен полковник К. Н. Смирнов, комиссаром — старший батальонный комиссар Г. Ф. Погребняк, начальником штаба — капитан Л. И. Горегляд.
20 октября 1941 г. дивизия получила задачу прикрыть от налетов авиации противника г. Воронеж.
Части дивизии были расположены:
управление дивизии и КП на аэродроме «А»;
487 иап — на аэродроме «ОСО»;
572 иап — на аэродроме Репное;
573 иап — на аэродроме «А».
Одновременно 101-я иад прикрывала сосредоточение войск в районе станции Тербуны, Красная Поляна, Никольское. С января 1942 г. — ж/д узел Валуйки и участок ж/дороги Валуйки—Купянск, а также ж/д узлы Касторное, Лиски, ст. Левая Россошь, и участки ж/дороги.
В июле 1942 года главная задача — охрана ж/дороги Балошово—Поворино—Сталинград. В период с 20 октября 1941 г. по 1 июня 1942 г. сбили 11 самолетов противника, уничтожили 42 автомашины, около 200 подвод, 800 солдат.
В период 1—14 июня 1942 г. провели 42 боя, сбили 36 самолетов противника. Потери: 5 летчиков (л-т Манников, м-р Пилянов, м-р Афанасьев, Шлеенков, Колесниченко).
Боевые действия
1 июля летчик 573-го иап младший лейтенант В. Е. Колесниченко во время патрулирования над Воронежем встретил группу бомбардировщиков противника, таранным ударом сбил ведущего. Летчик выбросился из загоревшегося истребителя с парашютом, но от полученных во время тарана тяжелых ран скончался в госпитале. Указом Президиума Верховного Совета СССР ему было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
4 июля летчики 101-й иад ПВО лейтенанты К. П. Потапов и X. X. Ханипов обнаружили девять Ю-88 под прикрытием 12-ти Ме-109 в районе железнодорожной станции Масловка и вступили с ними в бой. Бомбардировщики в сопровождении шестерки «мессершмиттов» повернули и стали уходить, оставшиеся шесть Ме-109 атаковали наших летчиков. В бою лейтенант Потапов таранил самолет врага, а свой самолет благополучно приземлил на аэродром.
В декабре 1941 года в состав 101-й иад вошел 581-й иап, в дальнейшем переименованный в 826-й иап, из Ульяновска прибыла 38-я отдельная рота связи, сформирован 860-й бао. Одновременно 572-й иап был выведен из состава дивизии и передислоцирован в Ростов-на-Дону.
С февраля 1942 г. в состав дивизии включается 910-й иап особого назначения.
В июле 1942 г. в боевой состав дивизии включен 894-й иап и две отдельных авиаэскадрильи на самолетах ЛАГГ-3 и Харрикейн.
487-й иап пополнился одной авиаэскадрильей на Як-1. В сентябре одна аэ на ЛАГГ-3 вливается в состав 487-го иап, вторая — на Харрикейнах — в 894-й иап.
Состав иад 1942 года: 487, 573, 826, 894-й иап, 910-й иап ОН, 740, 860-й бао и 38-я орс.
Полностью:
http://8oapvo.su/history-logs/94-19-dpvo.html
1. Служащие 101-й истребительной авиадивизии
2. 1-я аэ 910-го ИАП ОН