|
WFalcon, если Бог - это ценность, ценность не культурная или нравственное, не мерило и определяющее начало жизни человека, а именно личный Бог, вне личной обращенности к которому жизни для человека нет, то все остальное может оцениваться только в свете этого. И не могут быть для меня ценными религиозные представления и устремления прадедов (в обозначениях этого разговора), но я могу ценить те возделывавшиеся начла их характера, что помогли им или их детям увидеть свет действительной истины, принять ее именно жизнью (как апостол Павел ценил храм неведомому Богу - пусть построили его и не его прадеды). Я могу скорбеть, что часто искренние и вымученные устремления, что имели внуки, приобрели такие формы, а сами внуки утеряли истину.
Поверьте, что в нашем сердце есть место и благодарности и восхищению и скорби - по отношению ко всем, кто жил здесь. Это наша страна и наша история - именно в разделении всего, что с этим связано. Но, приняв все это, надо это куда-то вести. Не объявлять ценностью все, что есть в воспринятом. А что-то - благодарно принимать не как помощь, а в осознании того, что просто продолжаешь не тобою начатое. Что-то - благодарно принять как помощь, что-то - терпеливо пытаться уврачевать и воспитать, что-то - гневно и решительно выкорчевать. Но распознать - что к чему - можно только в свете единственной истины, и именно к этой истине и надо вести принятое.
Свою историю надо принять как жизнь и как задание, но не делать из нее музей - навешав ярлыков на экспонаты, объявив каждый безусловной ценностью, и в отсутствии живой традиции и преемственности в бликах ложных огней объявляя вторичные цнности первичными, а истинные ценности - отодвигая, а то - и просто забывая.
|