Дом-музей А.Л.Дурова в Воронеже
Пройдемся по усадьбе вместе с
известным в те годы петербургским писателем С.Скитальцем. [описан у Вл. Кораблинова под инициалами
Б.Б.]
"...Мы остановились у ворот дома, который по внешности не представлял ничего оригинального: приземистый, низенький, он построен был по стилю всех окраинных провинциальных домов, похожих на хорошо поевшего обывателя, у которого одно только желание: вздремнуть бы эдак на полчасика...
....
После обеда Дуров повел гостя осматривать усадьбу.
"Террасами вниз спускается белая каменная лестница, над которой тяжело нависли сочные зреющие вишни, сливы, яблоки... Терраса упирается в площадку, на которой из зеленой лягушачьей головы бьет фонтан. Бросается в глаза прибитая на дереве надпись: "И в раю жить тошно одному"... Опускаемся еще ниже, так низко, что отсюда и домик Дурова, и белая с витой лестницей вышка-бельведер, поднимающаяся над садом, кажутся стоящими где-то на далекой горе... Остановились у фонтана с надписью: "Только фонтан бьет снизу вверх, обыкновенно бьют сверху"... По илистому каменному дну фонтана важно ползают черепахи...".
Спустившись, они попали в обширный каменный грот со сводами, сталактитами и нишами, в которых размещены и подсвечены электричеством аквариумы с экзотическими рыбами и террариум с ящерицами, тритонами, саламандрами. Из грота Дуров провел посетителя в "весьма серьезный отдел". Отдел начинался помещением, в котором были развешаны кривые зеркала, бывшие в то время редкостью. Сейчас подобные "комнаты смеха" с зеркалами можно увидеть в парках. В этом же "серьезном отделе" находились чучела гусей, "которые Рим спасли", "стружки от лестницы, которую Иаков увидел во сне", пара ботфортов с надписью: "сапоги, в которых Наполеон сделал шаг от великого до смешного" и много, много других вещей, к которым были придуманы забавные, образные названия.
"По узкой лестнице со скользкими ступенями, вероятно, по той же самой лестнице, по которой сходят в царство мертвых, спустились мы с Анатолием Леонидовичем в подземный ход, тускло освещенный редкими электрическими лампочками... Веет затхлою загробной сыростью могил. От поучительных надписей, сопровождающих вход в подземелье, невольно делаешься философом. "Наш путь - короткая дорога от метрики до некролога" - смеясь, говорит белая дощечка. Спускаемся в подземелье. "Жить остается немного - надо торопиться работать" - зловеще предостерегает следующая дощечка, когда я в раздумье останавливаюсь над стеклянным ящиком, положенным в нише подземелья... Кости из братской могилы убитых в Полтавском бою шведов. Мирно лежат они, не зная теперь ни вражды, ни дружбы. Идем дальше: налево и направо ниши с полочками, читаю надпись: "Рано ли, поздно ли всяк попадет на свою полочку".
Подземный ход вывел хозяина и его гостя в "Замок царицы Тамары" - картинную галерею. Стены задрапированы черным ковром. Мягкие ковры заглушают шаги. По стенам, в углублениях, картины... Это была галерея живописно-макетных произведений, созданных самим Дуровым. Он был неплохим художником, и его работы отличались оригинальной техникой исполнения. Все они были написаны на стекле особыми прозрачными красками, а передний план делался рельефным, вылепленным и смонтированным из глины, пластилина, дощечек, веточек и других материалов, создавая объемность и воздушную перспективу.
"Из галереи картин направились мы в музей, но по дороге заинтересовался я "Немецкой улицей". "Детская игрушка, - усмехнулся Анатолий Леонидович, - сколотил на досуге...". Улица начиналась домами почти натуральной величины. Если это и была игрушка, то игрушка чистой изящной нюрнбергской работы. Железные средневековые ворота запирают узкую улицу, прихотливо бегущую вниз между двумя рядами высоких домов в угрюмом готическом стиле...
...Поднимаемся в музей... Хотел бы я описать его весь - не могу: пришлось бы описывать и далекое доисторическое и историческое прошлое человечества и его настоящее, а для этого надо целые тома. Достаточно сказать, что в музее 20 отделов кроме картинной галереи скульптуры... .. Огромные отделы естествознания: чучела и шкуры разных животных, змеи, черепахи, рыбы, крабы, птицы, бабочки, насекомые... Отдел редкостей: ... Всего не перечислишь. Но приходится все-таки особо отметить полную натуральную копию зала дворца эмира Бухарского, дающую точное представление об азиатской роскоши... Картинная галерея: ...".
Осмотр усадьбы Дуров и его гость закончили посещением египетского павильона. Посередине его стоял стол с гладкой белой столешницей. На ее поверхности виднелась чудная картина: острова со стаями пасущихся гусей, речные протоки с движущимися по ним парусными лодками, крыши домов, колокольни, и над пейзажем - голубое небо с летящими по нему облаками. Все это перемещалось и жило настоящей жизнью. Сильный морской перископ и специальное устройство передавали на эту столешницу изображение всего того, что происходило на берегу реки перед усадьбой.
В этот свой приезд и купил Дуров заброшенную усадьбу, расположенную в конце Мало-Садовой улицы, на самом берегу широкой реки Воронеж, и ставшую вскоре чудесным уголком, известным всей России.
Вечером сад был озарен светом - зажигались сразу все электрические, фонари, расставленные по аллеям, декоративная звезда на одной из стен музея-павильона искрилась, автоматически меняя свою форму и цвета. Струи фонтанов светились розовым, нежно-зеленым, желтым и голубым цветами...
После смерти Дурова в 1916 году постепенно усадьба пришла в упадок. Вдова его - Елена Робертовна Дурова, дожившая до 93 лет, своим завещанием передала дом и прилегающий к нему участок в ведение городских властей. В 80-х гг. в доме Анатолия Дурова был открыт музей. Постепенно восстанавливаются павильоны и надворные постройки. Будем надеяться, что усадьбу восстановят полностью.
http://www.peoples.ru/art/circus/clown/durov/