Показать сообщение отдельно
Старый 29.11.2011, 10:42   #27   
Форумец
 
Аватар для Витя
 
Сообщений: 9,185
Регистрация: 20.06.2006
Возраст: 50

Витя вне форума Не в сети
Отрывки Юрий ПОСПЕЛОВСКИЙ «БЕЗ ВИНЫ УБИЕННЫЙ»

Цитата:
Без суда и следствия в 1919 году был расстрелян известный в Воронеже священник отец Митрофан Девицкий

Вы слышали, что сказано древним:
не убивай, кто же убьет, подлежит суду
(Мф. 5, 21).

Эту волнующую историю жизни и трагической гибели моего деда – настоятеля воронежского Воскресенского храма отца Митрофана – рассказала мне моя мать. Я и раньше был немного наслышан о том, какой трудной была судьба деда, но подробно о его подвижнической, проповеднической деятельности, столь печально оборвавшемся священнослужительстве поведала мне мама на склоне своих лет.

В тот вечер мы не ложились спать до глубокой ночи. Я попросил маму рассказать о деде, и она, будто боясь что-либо забыть, говорила и говорила о жизни своего отца – Митрофана Михайловича Девицкого, посвящая меня в мельчайшие детали его трагической судьбы.

– В 1906 году, когда я появилась на свет в Новороссийске, папе было уже 30 лет, – волнуясь, начала она свой рассказ. – К тому времени он уже успел окончить в Воронеже Духовное училище и семинарию, а затем за отличные успехи был направлен в Киевскую Духовную академию, которую окончил, получив степень кандидата богословия. Родился же папа в селе Давыдкове Коротоякского уезда, недалеко от Воронежа, где его отец, то есть мой дед, служил диаконом в сельской Казанской церкви. Священнослужение было семейной традицией... После Киевской Духовной академии отец сначала преподавал русский и церковнославянский языки во Владикавказском Духовном училище. Там он был награжден епископом Владикавказским и Моздокским Гедеоном набедренником, а позже, в память 25-летия церковных школ, – серебряной медалью. Вскоре его рукоположили в сан священника и перевели в Новороссийск, а оттуда – в Воронеж, где он преподавал Закон Божий во 2-й мужской гимназии и, кроме того, – дидактику в женском епархиальном училище. Через год папа впервые стал вести богослужение в Тихвино-Онуфриевской церкви, одновременно был заведующим и законоучителем приходской школы. Несколько позднее отец начал преподавать Закон Божий в техническом железнодорожном училище, затем был назначен настоятелем Воскресенской церкви, расположенной в центре Воронежа. Служил и трудился отец с утра до позднего вечера, полагая, что служение Богу есть самое важное дело на земле. Этому он учил и своих учеников и прихожан...

Мама вспоминала о службе отца в Воскресенской церкви. Построенная в стиле барокко, эта церковь была одной из самых красивых в Воронеже. Перед ней была поставлена колокольня, украшенная причудливыми завитками капителей колонн, барельефными ангелами, карнизами. Прекрасен был портал крыльца церкви, представлявший собой изогнутый, барочной формы фронтон с полукруглой выемкой посередине, украшенный сверху многочисленными "вазочками".

В этом красивейшем храме Воронежа и служил литургии, читал свои проповеди отец Митрофан. Они пользовались, без всякого преувеличения, огромнейшей популярностью у прихожан. Каждый праздник, будь то Благовещение Пресвятой Богородицы или Вербное воскресенье, Пасха или День Святой Троицы, каждый святой праздник отмечался в Воскресенском храме торжественно и благочестиво.

Но особенно величаво, ярко и празднично проходила служба в честь Рождества Христова. Благоговейно возносились молитвы к Богу, возглашалось о чудесных событиях Рождественской ночи, о рождестве Христа и пришествии Спасителя...

Будучи настоятелем Воскресенской церкви, отец Митрофан вел широкую просветительскую деятельность, часто посещал светские общественные учреждения, активно поддерживал поистине великую русскую культуру, рожденную духом Православия, духом, который просвещает невежд, забывших об истоках родного Отечества.

Все силы направлял отец Митрофан на то, чтобы рос, ширился из года в год приход его церкви. И приход действительно ежегодно увеличивался и насчитывал уже не одну тысячу человек. Он владел почти сотней десятин земли и полсотней десятин леса, которые отдавались в аренду. Приход существовал не только на добровольные пожертвования прихожан, но и получал банковские проценты с капитала в четыре тысячи рублей. Усилиями настоятеля церкви около нее были построены каменное здание богадельни и довольно просторный жилой дом...

Верной спутницей Митрофана Михайловича, доброй хранительницей домашнего очага была его милая, обаятельная жена Мария Ивановна, моя бабушка. В семье Девицких к октябрю 1917 года было уже семь детей – две дочери и пять сыновей. Отец Митрофан, высокий, стройный, с тонкими, благородными чертами лица и густой, пышной шевелюрой, несомненно, имел очень привлекательную внешность. Взглянуть на него, послушать его замечательные проповеди приходили все новые и новые прихожанки с разных концов города, да и на улицах на него заглядывались молодые девицы. Однако отец Митрофан всегда свято хранил заповедь апостола Павла о том, что священнослужитель должен быть непорочен, одной жены муж, целомудрен, благочинен, честен... (1 Тим. 3). Потому супруги Девицкие и жили душа в душу, а в семье всегда царили мир, лад, любовь и согласие.

В благочестии воспитывались и дети. С малых лет знали они и обязательно перед сном читали молитвы, понимая, что без Бога жить нельзя. Росли дети открытыми, непосредственными, с интересом и естественным желанием познавать Христову истину. Они учились в гимназиях, училищах, частных школах и пансионах. Моя мать, например, была гимназисткой и брала уроки музыки в частном пансионе. В раннем возрасте она уже радовала родителей и их гостей довольно точным, проникновенным исполнением фортепианных произведений Шопена, Моцарта, Листа, Рахманинова, Чайковского...

В доме была богатейшая библиотека, собравшая сочинения почти всех писателей-классиков прошлых веков. Митрофан Михайлович часто брал в руки то один, то другой том "Истории государства Российского" Н.М. Карамзина и читал детям вслух, а затем излагал и собственные взгляды на наиболее яркие страницы отечественной истории. Он увлекался чтением и знаменитых словарей "О писателях светских и духовного чина" члена Священного Синода, известного археолога, краеведа Евфимия Болховитинова, пристально изучал его же "Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии", уводившее его в седую старину, напоминавшее славное прошлое родного края. А прошлое это было ознаменовано выдающимся историческим событием – строительством Российского военно-морского флота, осуществленным в Воронеже императором Петром Великим. Успенская церковь, ставшая в дни строительства флота адмиралтейской, была местом торжественного освящения спускаемых на воду кораблей. Богослужение в ней совершал первый воронежский епископ – святитель Митрофан Воронежский.
  Ответить с цитированием