Показать сообщение отдельно
Старый 16.12.2011, 21:06   #655   
Registered User
 
Сообщений: 1,901
Регистрация: 10.02.2005
Возраст: 62

cut вне форума Не в сети
смотрим внимательно на даты.

http://www.gazeta.ru/politics/electi..._3926826.shtml
"«Власть будет нажимать на максимальный результат»
Случившиеся по итогам парламентских выборов протесты, общее падение рейтинга партии власти и членов тандема еще весной были предсказаны в докладе Центра стратегических разработок «Политический кризис в России и возможные механизмы его развития». Один из его авторов социолог Сергей Белановский рассказал «Газете.Ru», что теперь может грозить российской политической системе и есть ли из этой ситуации выходы.

— Вы оказались единственными экспертами, кто наиболее точно предсказал вероятный кризис власти по итогам думских выборов. Можно ли сказать, что итоги выборов и последовавшая затем реакция граждан — это именно то, что вы прогнозировали?

— Даже быстрее и сильнее, чем мы думали сами. Но, чтобы точно ответить, что произошло, нужны свежие исследования. Есть латентные процессы, лежащие в основе того, что сейчас происходит, без исследований их нельзя понять. Совершенно очевидно, что в сознании людей происходят сдвиги, и очень серьезные. Пока сложно сказать, насколько эти митинги могут иметь продолжение и будет ли оно более масштабным. Но ожидаются президентские выборы. По крайней мере, период до дня голосования и какое-то время после него будет очень горячим. Если все пройдет гладко и не выльется в революцию, то, наверное, можно говорить о том, что этот всплеск может затухнуть, но потом возобновится опять.

В любом случае, легитимность власти упала безвозвратно. Это вызвано целым рядом решений: рокировка тандема, выборы, реакция на эти выборы. Не очень легитимными наверняка покажутся и выборы президента.

Возможно, власти рассчитывают на пассивность населения и низкую энергетику. Ведь у нас легальные каналы смены власти заблокированы законодательно, остается улица. Путину, если он станет президентом, предстоит столкнуться со все возрастающим неприятием общества. Трудно сказать, в какой мере оно будет активным или пассивным. Ситуация сейчас очень сложная. Потенциально провоцирующих факторов существует очень много, и все они могут сыграть роль спускового крючка.

— Что произошло, почему люди все-таки вышли на улицу?

— Переломный момент, не очень пока объяснимый, случился между февралем и летом 2010 года. Зимние февральские фокус-группы граждан были достаточно ровными и показывали, что общество находится в спокойном состоянии, доверяет тандему и, кто из его членов будет ведущим, не так уж важно. Люди говорили: «Пусть сами решат, раз они единомышленники». Еще говорили, что тандем ведет страну верным курсом, успешно провел ее через кризис и поэтому все нормально. Хотя, когда я спрашивал, кто предпочитает Медведева, а кто Путина, две трети предпочитали Путина. Так или иначе, в феврале 2010 года не было никаких признаков предреволюционных настроений.

Летом 2010 года фокус-группы вдруг стали очень злые, звучало много эмоциональных высказываний против власти, в особенности вне Москвы.

Сессия наших исследований была значительная, фокус-группы были разбросаны по всей стране. Нам тогда не поверили, но через две недели началось падение количественных рейтингов. Москва была более рассудительна, менее эмоциональна, но очень пессимистична. Сильны были настроения, что эту страну уже ничто не спасет и из нее надо валить. Конечно, это были только слова, но настроения людей они показывали.

— Те люди, которые вышли сейчас, это все-таки протест среднего класса?

— Если говорить не только о тех, кто вышел, а о протестных настроениях вообще, то это протест не только среднего класса. Когда Путин пришел к власти, он пришел на волне консенсуса. Неясность его позиционирования тогда привела к тому, что его поддержал и левый фланг электората, и правый. Но в дальнейшем городской средний класс, где-то в 2003—2004 годах, от Путина оттолкнулся. Проводились фокус-группы и другие исследования, которые показывали, что по всей стране с ростом благосостояния лояльность к власти росла, а в Москве падала. Интересно влияние гендерного фактора: протест в основном концентрируется у мужчин. В Москве есть около полумиллиона успешных в деловом отношении мужчин, сильно недовольных властью. Если кому-то интересна наиболее адекватная оценка ситуации в стране и ответ на вопрос «что делать?», то спрашивать об этом следует в первую очередь у представителей этой группы.

Если же говорить об остальном населении, то оно долго сохраняло лояльность Путину. Важные изменения в конце десятых годов произошли именно среди левого электората. Левый фланг проявлял терпение почти десять лет, но где-то летом 2010 года люди стали говорить: «Да что же это такое творится?»

Людей выводит из себя непонятное бездействие власти в отношении коррупции и всяких других безобразий, которые население видит невооруженным взглядом.

У россиян был миф о сильном правителе, который стоит над законом и который если где-то какое-то безобразие увидит, то дотянется и наведет порядок. Может быть, увидит не сразу, страна-то большая, но уж если увидит, то суд будет скорым и праведным. Люди, которые разделяют этот миф, долго ждали, когда Путин наконец дотянется и исправит все, чего они натерпелись. Но не дождались. Отсюда озлобление, особенно у мужчин, причем не только благополучных."

Что такое Центр стратегических разработок
ЦСР — одна из ключевых экспертных организаций, готовящая аналитические разработки для администрации президента и правительства. В прошлом ЦСР возглавляли Герман Греф (сейчас глава попечительского...