Показать сообщение отдельно
Старый 25.12.2011, 23:43   #11   
Форумец
 
Аватар для Витя
 
Сообщений: 9,185
Регистрация: 20.06.2006
Возраст: 50

Витя вне форума Не в сети
ОБВИНИТЕЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По следделу № 1678 по обвинению свящ.

гор. Воронежа СТЕБЛИНА-КАМЕНСКОГО

Ивана Георгиевича в преступлении,

предусмотренном ст.58 п.10 УК.

Бывш. морской офицер, свящ.СТЕБЛИН-КАМЕНСКИЙ Иван Георгиевич, прибыв в ноябре месяце 1927 г. после трёхлетнего пребывания в Соловецком концлагере в адмссылку г.Воронеж, как имеющий дворянское происхождение (сын тайного советника и внук губернатора г.Вильно) сразу получил доверие у еп.Алексея БУЙ, и последний назначил КАМЕНСКОГО свящ. церкви б.Девичьего монастыря. Получив в свои руки руководство монашками б.Девичьего монастыря, КАМЕНСКИЙ, чтобы быть особо чтимым «пастырем», достал себе портрет известной среди кликушествующего элемента «старицы» Феоктисты Михайловны и стал заниматься отчитыванием бесноватых и т.п. махинациями. Благодаря распускаемой монашками «святости» КАМЕНСКОГО последний стал пользоваться большим авторитетом среди кликушествующего элемента и вообще верующих, антисоветски настроенных. К КАМЕНСКОМУ не только стали ходить верующие г.Воронежа, но даже много ездили крестьяне из селений ЦЧО с просьбой полечить от головной [болезни] и т.п. Всем приходящим КАМЕНСКИЙ давал советы и главным образом как себя вести в настоящих условиях жизни и как относиться к Соввласти. Иногда лично сам, а в большинстве же через своих приближённых монашек, КАМЕНСКИЙ распускал разные провокационные слухи, подрывающие авторитет Соввласти и внедрял антисоветские идеи, главным образом среди жителей Рабочего Посёлка (б.Девичий монастырь). В момент объявления декларации митр.Сергия Нижегородского о лояльности по отношению к Соввласти КАМЕНСКИЙ с другими ссыльными священниками гор.Воронежа откололись от Сергия и стали признавать руководителем митр.Иосифа Ленинградского. Про митр.Сергия же стали распускать слухи, что он продался Соввласти, стал еретиком, красным и т.д. После ареста еп.Алексея БУЙ КАМЕНСКИЙ делается епархиальным благочинным, а потому всё руководство «Иосифовцами» в ЦЧО переходит в его руки. Как крайне правый элемент среди церковников КАМЕНСКИЙ и лично сам и через монашек ведёт активную борьбу с церковниками, так или иначе лояльно относящимися к Соввласти. Через монашек КАМЕНСКИМ распускаются слухи, что скоро Соввласть погибнет, что придут другие державы и всех лояльно относящихся к Соввласти подушат, а 16/II-29 г. в церкви КАМЕНСКИЙ лично в проповеди по поводу предполагаемого введения хлебных книжек сказал: «Граждане, хлебных запасов нет, грозит голод, запасайтесь кто как может, всё это является предвестниками грядущих бойнь». В результате монашки и жёны рабочих посёлка стали запасаться продуктами, создались очереди, а с нею и паника, что действительно будет голод и т.д., а один из рабочих, поддавшись влиянию, скупал муку по 2 р.8О к. пуд. Смерть б.игуменьи, совпавшую с моментом закрытия церкви б.Девичьего монастыря и снятием креста, КАМЕНСКИЙ использовал для разжигания религиозного фанатизма и натравливания верующих на Соввласть. КАМЕНСКИЙ говорил, что игуменья есть жертва современного гонения на церковь, а он (Каменский) является защитником веры против тёмных сил адовых (Соввласть). На похоронах игуменьи КАМЕНСКИЙ, оставшись на кладбище для благословения верующих, говорил: «Вот мы снова вместе, едино стадо, скоро наступят лучшие времена и мы опять восторжествуем». В кругу своих приближенных КАМЕНСКИЙ обыкновенно переводил разговоры с религиозных вопросов на политические. Так например: в феврале м-це с/г будучи в гостях в доме гр.КАЛИНИНА Евсея Фомича при разговоре о современном строительстве Соввласти привёл пример из библии: «Безумцы, вы будете созидать, а я буду разрушать». Бывшая же здесь учительница (фамилия не установлена), жалуясь КАМЕНСКОМУ, что её заставляют учить детей неверию в бога, получила совет бросить службу и не воспитывать детей в безверии.

Насколько авторитетен был КАМЕНСКИЙ среди верующих, можно заключить из отобранных записок у него при обыске: «Глубокоуважаемый батюшка, обращаюсь к вам опять с просьбой помолиться об Александре, он был на месте, служил, но сократили, и он запьянствовал, о... ваша молитва дойдёт до бога, и я верю, что он опять поступит и перестанет пить водку»... В подаваемых записках КАМЕНСКОМУ в церкви верующие пишут «о здравии заблудшего такого-то» (заблудший — неверующий), предполагая, что КАМЕНСКИЙ сможет неверующего в бога обратить снова в верующего.

Везде и всюду монашки распространяли, что КАМЕНСКИЙ является мучеником, страдальцем от Соввласти, гонительницы христиан. Часто и сам КАМЕНСКИЙ говорил: «Ну что мне ссылка, я везде сумею объединить около себя верующих, они меня всегда прокормят, так что напрасны всех их (власти) усилия сделать мне что-либо» (см. л.д.3-б, 12, 3, 16, 17, 18, 22, 23, 24, 25, 40, 44, 46, 49, 51, 53,60,62).

Допрошенные в качестве свидетелей — показали:

1) МОЛОТОК Гордей Петрович, что свящ.б.Девичьего монастыря КАМЕНСКИЙ Иван проживал в Рабочем Посёлке д. № 39, занимался антисоветской агитацией и распусканием контрреволюционных слухов, подрывающих авторитет Соввласти и партии. Благодаря агитации КАМЕНСКОГО и руководства монашками распускались всевозможные предсказания о скорой гибели Соввласти, а также о том, что скоро будет голод. Делал призыв запасаться мукой. Агитация КАМЕНСКОГО отражалась на рабочих и особенно среди жён и детей рабочих. В келье № 39 частенько устраивались тайные собрания, на каковые был установлен пароль, так что попасть на собрание постороннему было трудно. Собирались деньги бывш. епископу Петру Звереву, высланному за антисовработу в Соловки (см.л.д.61-б2).

2) Гр.СИМАКОВА Полина Михайловна, что свящ.СТЕБЛИН-КАМЕНСКИЙ Иван Георгиевич, проживая в Рабочем посёлке, часто бывал в келье № 186, где ранее бывал архиепископ Пётр Зверев. Среди монашек-кликуш, бывш. людей и вообще верующих КАМЕНСКИЙ пользовался громадным авторитетом, поэтому у него всегда на квартире и вообще где он бывал, собиралось много верующих, преимущественно из лиц, враждебно настроенных к Соввласти. Все быв.зверевцы группировались около свящ.КАМЕНСКОГО. Близкими друзьями КАМЕНСКОГО среди рабочих посёлка распускались слухи о близости падения Соввласти, голоде и т.д. В связи с этим монашками запасались разные продукты, отчего создавались очереди у хлеба, керосина, соли и т.д. Часто от монашек, близких к КАМЕНСКОМУ, слышались угрозы по адресу лиц, лояльно относящихся к Соввласти: «Погодите, скоро придут наши, тогда вам достанется» и т.д. Всё это создавало нечто вроде паники среди лиц, живущих в Рабочем поселке. К КАМЕНСКОМУ часто приезжали крестьяне из сёл, и он давал им разные советы, но какие — она не может сказать.

Вообще вся деятельность КАМЕНСКОГО была направлена к подрыву мощи и авторитета Соввласти, но он (Каменский) лично работал тонко, сам почти никогда не высказывался, а говорил через своих приближённых монашек, которые являлись проводниками внедрения антисоветских идей среди населения и в особенности среди крестьян, приезжавших на базар (см. л.д. 59, 60).

3) Гр.КАЛИНИН Евсей Фомич — показал, что в феврале месяце с/г был день рождения его дочери, он пригласил отца Ивана (Каменского) отслужить молебен. Была учительница Раиса Петровна. После молебна был чай, разговорились относительно Соввласти и строительства. Он (Каменский) на это ответил и привёл пример из библии: «Безумцы, вы будете созидать, а я буду разрушать, так говорит господь». А учительница ему (Каменскому) рассказала, что её заставляют учить учеников, что бога нет. На это он (Каменский) ей посоветовал лучше уйти со службы, чем учить неправде и безбожию (см. л.д.50, 51).

4) Гр.СИЛЬЧЕНКО Виктор Семёнович, что когда был выслан архимандрит Девичьего монастыря ВЕНЕДИКТОВ Нектарий, то возник вопрос о «достойном» заместителе ему, и вот еп.Алексей Буй назначает вместо ВЕНЕДИКТОВА КАМЕНСКОГО, говоря, что КАМЕНСКИЙ сумеет поддержать линию ВЕНЕДИКТОВА. С первых же шагов КАМЕНСКИЙ начал руководить всей жизнью монастыря, рассылал монашек с разными поручениями, часто антисоветского характера. В одной из проповедей КАМЕНСКИЙ перед введением карточной системы на хлеб говорил в проповеди: «Наступает голод, мор — всё это предвестники грядущих бойнь». КАМЕНСКИЙ, будучи епархиальным благочинным, за отсутствием епископа руководил всеми «Иосифовцами». КАМЕНСКИЙ держит тесную связь с административно высланными попами и бывшими активными «Зверевцами» СУХОВЦЕВЫМ П.М., ПОСТНОВЫМ, ИВАНОВЫМ К.А. и ктитором б.Девичьего монастыря ТЫНЯЕВЫМ и другими.

4-го мая с/г были похороны игуменьи б.Девичьего мон.ДОРОГАВЦЕВОЙ, и из этого КАМЕНСКИЙ создал выступление, а именно добился того, что игуменью отпевал сам лично в её квартире в Рабочем посёлке, а оттуда с громким пением отнёс на Терновское кладбище, где после похорон остался и благословлял всех, говоря:

«Вот мы снова вместе, едино стадо, скоро наступят лучшие времена и мы опять восторжествуем». Под лучшими временами у него безусловно разумеется капитализм. КАМЕНСКИЙ внушал всем бывшим прихожанам Девичьего монастыря и особенно монашкам, что если они не разъединятся, то возможно ещё что-либо смогут сделать. а поэтому КАМЕНСКИЙ постоянно ходит по домам, выполняя все
обряды на домах, не отказываясь при помощи молитв врачевать и снимать наговоры, и отчитывать. Монашки, будучи КАМЕНСКИМ сагитированы, при посещении своих сёл распространяют, что КАМЕНСКИЙ является мучеником, страдает через Соввласть, которая гонит религию. Эти мысли КАМЕНСКИЙ старается внушить всем окружающим его. Часто у него прорывается и следующее: «Ну что мне ссылки, я везде сумею объединить около себя верующих, они меня везде прокормят, так что напрасны все их (т.е. власти) усилия сделать мне что-либо» (см. л.д. 48, 49).

В протоколе общего собрания рабочих и их иждивенцев в Рабочем посёлке гор.Воронежа от 2/ІХ-28 г. зафиксировано выступление гр-на ПАНИЧЕВА, который вспоминает 19 год, когда в руках белых был монастырь. Монашки их встретили с радостью. Были призваны казаки, выгонявшие рабочих из их квартир плетьми. Вспоминает Зверева. Указывает, что в 31-й келье тогда жил ставленник Зверева поп Иоанн, увлекший в контрреволюцию ряд рабочих. Теперь в этой же келье опять поп, тоже Иоанн (Каменский) и тоже ставленник Петра Зверева (имеет рекомендательное письмо от него). ПАНИЧЕВ, живя в келье № 89, видит как этого попа (Ивана Каменского) посещают жёны контрреволюционеров НЕЧАЕВА и ПУШКИНА (б.ктитор Терновой церкви). Монашки учат детей рабочих подходить к этому священнику за благословением. В этой же келье монашки собираются кучами. Часто слышишь их агитацию среди рабочих: «Вы говорите бога нет, а дождь пошёл и будет голод. Другие державы пойдут, Соввласть погибнет, и вас, хоть вы и не коммунисты, подушат» (см. л.д.40).

Допрошенный в качестве обвиняемого свящ.СТЕБЛИН-КАМЕНСКИЙ Иван Георгиевич виновным себя в группировке около себя контрреволюционного элемента г.Воронежа и руководства им как епархиальный благочинный, использовании религиозных предрассудков масс, распускании провокационных антисоветских слухов, подрывающих авторитет и мощь Соввласти и сеющих панику среди населения, агитации через монашек б.Девичьего монастыря среди рабочих поселка, что другие державы пойдут против Соввласти и она погибнет, а всех лояльно относящихся к Соввласти подушат, что хлебных запасов нет, грозит голод, что игуменья есть жертва современного гонения на церковь и т.д., — не признает, а говорит:

«Я не сочувствую мероприятиям, направленным против религии. Считаю неправильным обучение детей в школах в противорелигиозном направлении и т.д. Для меня нет сомнения, что вера в распятого Христа непобедима, что кажущееся торжество материализма есть временное явление... Отобранная у меня при обыске фотографическая карточка старушки, известной в г.Воронеже странницы Феоктисты Михайловны, попала ко мне случайно от известной мне лишь по имени (Екатерины) женщины. С просьбой о молитве мне подавалось множество записок. Среди записок имеются такие, в которых просят о молитве за заключённых и за заблудших. Под «заблудшими» я понимал отошедших от веры или хотя на словах и верующих, но живущих беззаконно. За всё время своей службы в б.Девичьем монастыре я неукоснительно каждый праздник и каждое воскресенье, а иногда и на буднях говорил поучение чисто духовного характера, отнюдь не касаясь ни гражданской власти, ни необходимости запасаться теми или иными продуктами. В частности, подобного поучения не говорил и 16 февраля.

После смерти игуменьи ни лично, ни через кого-либо другого никаких слухов по городу не распускал. Ещё менее я виновен в том, чтобы когда-либо побуждал называть себя или сам называл истинным пастырем, в исключительном смысле призванным спасать верующих от тёмных сил адовых большевизма, но не отрекаюсь от того, что считаю себя одним из верных пастырей христовой церкви, обязанных словом, житием, духом, верою и чистотою быть образом для верных и ограждать их от тьмы неверия и исповедую, что по вере моей не только материализм, но и сами «врата адова» не одолеют церкви христовой... С могилы игуменьи я ушел до её закрытия, но действительно благословлял подходивших ко мне, причем, как умел, утешал, но слов «не печальтесь, мы добьёмся своего лучшего» не говорил...

Лицам, приходившим ко мне и вопрошавшим о вступлении в кооперацию, колхозы, коммуны и т.п., участии в новом устройстве сельского хозяйства, всегда отвечал в том духе, что если при этом, как мне известно, не требуется отказа от веры, то, разумеется, в подобном участии греха быть не может»... (см. л.д. 4б, 55, 57, 58).

Из изложенного устанавливается, что гр-н СТЕБЛИН-КАМЕНСКИЙ Иван Георгиевич 1887 г. рождения, сын бывш.тайного советника адмиралтейства и внук губернатора г.Вильны, холост, кончил в 1908 г. морской корпус со званием корабельного гардемарина, до Октябрьской революции служил в Балтфлоте в качестве морского офицера. С 1918 г. по мобилизации служил пом.директора маяков Балтфлота, а с 1920 г. дьякон, в 1923 г. священник гор.Ленинграда, беспартийный, неимущий. В 1921 году арестовывался Ленинградскими] органами ОГПУ по обвинению в укрывательстве контрразведчика. В 1924 г. вновь арестован по обвинению по 68 ст. УК вместе с группой Ленинградского духовенства и осуждён на 3 года Соловецкого концлагеря, а осенью 1927 г. выслан в г.Воронеж на три года с прикреплением, — достаточно изобличается в том, что находясь с осени 1927 года в г.Воронеже, как адмссыльный, являясь по назначению еп.Алексея БУЙ епархиальным благочинным, сгруппировал около себя монашек и антисовэлемент гор.Воронежа и используя религиозные предрассудки масс, распускал через своих приближённых разные антисоветские провокационные слухи, сеющие панику среди населения и подрывающие авторитет и мощь Соввласти и т.д., т.е. в преступлении, предусмотренном ст.58 п.10 УК, а посему

Постановил:

Следдело № 1678 по обвинению свящ.СТЕБЛИНА-КАМЕНСКОГО Ивана Георгиевича в преступлении, предусмотренном ст.58 п.10 УК, направить в Особое Совещание при Коллегии ОГПУ для рассмотрения во внесудебном порядке.

Арестованного свящ.СТЕБЛИН-КАМЕНСКОГО, содержащегося под стражей при Воронежском ИТД, перечислить с 4-го июля с/г содержанием за б-м Отделением СО ОГПУ.

ПРИМЕЧАНИЕ: Вещественных доказательств по делу нет.
4-го июля 1929 г.
гор.Воронеж

Уполномоченный СО (Викторов)
СОГЛАСЕН: НАЧСО (Ильин)
УТВЕРЖДАЮ: ПП ОГПУ по ЦЧО (Апетер)
  Ответить с цитированием