Форумец
Регистрация: 08.08.2007
Возраст: 65
Сообщений: 6,977
|
Цитата:
Николай Киселев: «Реформа техосмотра не решит вопросы безопасности движения»
С января в автомобильной жизни страны начался новый этап: вступили в силу новые правила техосмотра, прописанные в Федеральном законе N170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств». Суть реформы сводится к тому, что отныне технической аттестацией автомобилей будут заниматься коммерческие фирмы под контролем Российского союза автостраховщиков, а не ГИБДД, как раньше.
24 января 2012, 16:40
Не до конца ясно, чем обернется перевод процедуры из государственной структуры в частные руки – но пока автомобилисты ожидают худшего: подорожания и усложнения процесса. Например, одним из важнейших моментов реформы является то, что отныне техосмотр является обязательным условием для получения страхового полиса ОСАГО, без которого невозможно эксплуатировать автомобиль, – и понятно, что такая привязка техосмотра и страховки автомобилистам страны не ясна и не нравится.
О новом законе и его практических аспектах мы беседуем с Николаем Киселевым, председателем Воронежского отделения межрегионального Комитета по защите прав автомобилистов.
С чем была связана необходимость менять правила техосмотра?
Специалисты давно говорили о том, что МВД нужно освобождать от несвойственных ему функций. Полиция (и ГИБДД в том числе) должны заниматься раскрытием и предупреждением правонарушений, а для проведения технической диагностики нужны специалисты совсем иного рода.
И вот эти многолетние разговоры о том, что с МВД нужно «снимать» ненужные функции, наконец, дошли до практического воплощения. Я считаю, что это правильно. В европейских странах полиция не имеет никакого отношения к техосмотрам – этим занимаются либо частные мастерские, либо государственные фирмы, имеющие лицензию.
Весной прошлого года президент Медведев, встречаясь с ветеранами войны и отвечая на вопрос про «замучившие» техосмотры, пообещал серьезно заняться проблемой. Он заявил, что техосмотры надо либо совсем отменить за ненадобностью либо сделать их максимально удобными для граждан. Но в итоге дело закончилось тем, что функции передали от одной структуры другой, то есть Российскому союзу страховщиков, что никоим образом не упростило техосмотр. Сама процедура по сути мало изменилась. Но появились новые вопросы, сильно волнующие автомобилистов.
Первое – это «цена вопроса». Пока что ее держат на прежнем - и не очень высоком – уровне. Скажем, в Воронеже диагностика легкового автомобиля обойдется в 330 рублей. Стоимость техосмотра определяется областными правительствами. Но ведь речь идет о частных фирмах, которые вынуждены думать о рентабельности, поэтому региональные правительства будут вынуждены поднять цены - и существенно. Специалисты считают, что она подойдет к отметке в полторы – две тысячи рублей. Вероятно, повышение цен начнется после президентских выборов.
Второе – это привязка техосмотра к получению страховки ОСАГО. Многие автомобилисты задают вопрос – а какова связь? – и не усматривают ее. Но уже точно известно, что любая «пробуксовка» с техосмотром создаст проблемы с получением страховки, без которой эксплуатировать транспортное средство невозможно. Вот пример: сейчас у многих операторов техосмотра нет талонов - стало быть, и страховку оформить невозможно.
Когда закон еще был в разработке, некоторые специалисты говорили о том, что передача функций союзу автостраховщиков позволит снизить коррупционную составляющую. Ведь ни для кого не секрет, что некоторые автомобилисты, дабы не тратить время и нервы, попросту покупали талоны через незаконные каналы, минуя фактический техосмотр. А теперь, дескать, все будут вынуждены проходить техосмотр «по-честному»…
Мне кажется, это очень сомнительная аргументация. При всем несовершенстве системы МВД, коей я отдал двадцать лет, могу точно сказать, что порядка в ней больше, чем в структурах коммерческих. Полицейский, какой бы он ни был, все-таки прилагает некоторые усилия, дабы не лишиться места, особенно при нынешнем высоком внимании общества к проблемам коррупции. Коммерческие же структуры прекрасно понимают, что мало чем рискуют, и потому новая система будет в большей степени направлена на зарабатывание денег.
И первые недели действия нового порядка подтверждают мои предположения: уже прошли десятки сообщений о том, что и теперь, заплатив большую сумму, можно получить талон в обход фактического техосмотра и независимо от состояния автомобиля.
Как теперь будет выглядеть процедура техосмотра, что изменилось принципиально?
Теперь техосмотр не нужно проходить автомобилям в возрасте до трех лет. В период от трех до семи лет они должны проходить диагностику раз в два года. Машины–«старички» обязаны проверяться ежегодно. Одним из положительных нововведений является то, что теперь диагностику можно проходить у любого понравившегося оператора, она никак не связана с местом регистрации автомобиля. Раньше, напомню, техосмотр автомобилисты проходили строго по месту регистрации автомобиля. Вот ещё хорошее нововведение: «при проведении технического осмотра к транспортным средствам не применяются требования, касающиеся наличия подлежащих проверке элементов конструкции, которые не были предусмотрены на транспортном средстве на момент его выпуска в обращение». То есть если на вашей старенькой «пятёрке» не предусмотрен дополнительный «стоп-сигнал», то никто с вас его спрашивать не должен. А раньше нас сплошь и рядом заставляли их устанавливать.
Уменьшилось количество необходимых документов. Теперь для прохождения ТО достаточно паспорта, свидетельства о регистрации транспортного средства (или паспорта транспортного средства). Если автомобиль на ТО привозит не собственник, то еще потребуется доверенность простой письменной формы.
Но количество параметров, по которым проверяется автомобиль, не сократилось. Например, теперь будут замерять и уровень шума выхлопной системы и много чего еще. Наличие аптечки перестает быть непременным требованием, но теперь водитель обязан иметь двухлитровый огнетушитель. Также теперь все данные о прохождении техосмотра будут заноситься в единую электронную базу данных, с которой предстоит работать страховым компаниям при продаже ОСАГО.
Сам факт существования техосмотров в нашей стране аргументируется тем, что, дескать, обязательная проверка техсостояния автомобилей позволяет снизить статистику аварийности. Насколько это верно?
Техосмотр никак не влияет на эту статистику – и это ясно уже всему миру, поэтому в большинстве стран от обязательных техосмотров давно отказались.
Возьмем статистику аварийности – у нас почти нет ДТП, которые происходят из-за неисправности автомобилей. Таковых аварий - менее одного процента от общего числа. Могут быть любые другие причины – но не эта. И потом, в случае аварии доказать, что она произошла из-за технической неисправности очень тяжело, практически невозможно.
Аккуратный и обязательный водитель сам, по доброй воле, будет следить за состоянием своего авто - проверять, чинить, ездить в сервисные центры и так далее. Так же аккуратно он будет вести себя и на дороге. А безответственный человек и на техосмотр не пойдет - а скорее всего, купит талон по левым каналам - и проблем на дороге создаст немало.
Какие меры, по Вашему мнению, могут кардинально повлиять на снижение аварийности?
Пока у нас научились эффективно применять только один рычаг: повышение штрафов. С 2006 года начала действовать специальная целевая программа, в результате которой к 2012 году аварийность в стране должна снизиться как минимум в полтора раза. Начиная с 2008 года штрафы за различные нарушения правил дорожного движения стали расти - причем весьма существенно. Тогда же ввели порядка 15 новых статей в КоАП РФ, санкциями которых предусматривалось лишение права управления на различные сроки. Например, сейчас за выезд на встречную полосу права изымаются на срок до полугода, а раньше водитель мог отделаться штрафом в 100 рублей.
Тем не менее, до обозначенного уровня аварийности очень далеко. Неслучайно с начала этого года штрафы снова выросли, причём, весьма ощутимо: за некоторые нарушения - в десять раз!
С одной стороны это правильно. Во всем мире порядок на дороге напрямую связан с размерами штрафов и уровнем ответственности. Нашим водителям, даже самым лихим, в Европе приходится вести себя куда более дисциплинированно, поскольку штрафные санкции в разы превышают наши.
Но одними штрафами проблему ещё никому решить не удалось. Чтобы повысить безопасность наших дорог, необходимо решить еще множество проблем, которые никак не зависят от автомобилистов.
Например?
Например, с июля существенно вырастут штрафы за парковку в неположенных местах. При этом мест для стоянок в больших городах не хватает. Этой проблемой собирались заняться шесть лет назад в рамках целевой программы снижения аварийности. Что-то изменилось? А между тем, современные строительные технологии позволяют строить подземные парковки, которые смогут удовлетворить потребности любого мегаполиса.
Но наибольшая проблема – это состояние дорог. У нас же порой, не нарушая правил, невозможно проехать: неправильная разметка, безграмотное размещение дорожных знаков, огромные ямы, которую иначе и не объехать, как захватив полметра встречной полосы. Наша организация уже очень давно занимается защитой прав автомобилистов и были весьма показательные ситуации.
Например. Пожилой мужчина, водитель со стажем, ехал с минимальной скоростью, но угодил в огромную яму, залитую водой. Машину вынесло на встречную полосу, там произошло столкновение с другим автомобилем. Ущерб составил 50-70 тысяч рублей. Водителя наказали за то, что не справился с управлением на дороге и выехал на полосу встречного движения. При этом гаишники официально зафиксировали нарушения в содержании дорог, но никаких мер к должностным лицам не приняли. Мужчина обращается к нам. Следуя логическим путем, нужно возбуждать дело против дорожных служб, которые допустили разруху на дороге, официально выражаясь «несоответствие требованиям ГОСТа». Мы подготовили письмо в управление ГИБДД, указав истинную причину аварии, потребовав найти ответственное лицо и применить к нему санкции, предусмотренные Административным кодексом. ГИБДД ответила: «запросили информацию в мэрии – мэрия не ответила». И на этом полицейские успокоились… Теперь мы с этим делом идем в суд, где будем отстаивать свои права. На нашей стороне - федеральное законодательство, которое четко говорит о том, что в пределах городского округа за все отвечает глава городского округа.
Автомобилистам нужно четко знать свои права. Ведь закон о безопасности дорожного движения декларирует приоритет ответственности государства перед ответственностью водителя. Иначе говоря, прежде чем наказывать водителя, нужно спросить – все ли условия созданы для безопасного движения? Я убежден в том, что меры ответственности для автомобилистов и меры ответственности ГИБДД и дорожных служб должны расти взаимопропорционально.
Текст: Татьяна Юрина
|
http://parere.ru/strategy/show/479
|