Показать сообщение отдельно
Старый 22.05.2006, 18:25   #1   
Форумец
 
Аватар для д. Царев
 
Сообщений: 548
Регистрация: 06.02.2006

д. Царев вне форума Не в сети
"Возлюби ближнего твоего, как самого себя"

Вот библейский, с позволения сказать, афоризм. Люди охотно произносят его, но понимают, думаю, очень различно. Наше понимание, точнее - наши понимания, этих слов я и предлагаю обсудить.

Многие думают, что приведенные слова - изречение Христа, записанное в Евангелии. На самом деле это цитата (точнее, почти цитата) из Ветхого Завета, из Книги Левит. Вот контекст: "Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь" (19:18). По церковно-славянски так: "И да не отмщает рука твоя, и да не враждуеши на сыны людей своих, и возлюбиши ближняго своего яко сам себе: Аз Господь Бог ваш". В Евангелии эти слова произносятся уже как цитата: "Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки." (Мф 22:36-40). Впрочем, не будет неправильно назвать приведенную фразу и "заповедью Христа", поскольку все-таки мы воспринимаем ее в новозаветном контексте, а в Новом Завете дано новое ее понимание. (Можно обратить внимание хотя бы на то, что в книге Левит под ближним понимаются только "сыны народа" - сейчас вряд ли кто-нибудь с этим согласится.)

Однажды я видел по телевидению престарелую даму, которая сказала примерно следующее: "Христос сказал: возлюби ближнего своего как самого себя. Но мы всегда жили иначе: прежде думали о других, а потом уже о себе". Как мне помнится, "мы" у нее означало - строители коммунизма.

Некоторые деятели психологии произносят слова "возлюби ближнего как самого себя" и немедленно пускаются в долгие рассуждения о необходимости любви к себе, без которой у человека ничего не клеится.

Что же касается христианского понимания, то, не готовясь выдать полный отчет, скажу, что мне близка мысль прекрасного подвижника XX века архимандрита Софрония Сахарова: слово как указывает здесь не на количественную, так сказать, меру любви, а на единство человеческого бытия. Брат наш есть наша жизнь, как сказал учитель старца Софрония преподобный Силуан Афонский.

Разумеется, приведенные слова можно понимать и говорить о них на разных уровнях - от непосредственно-практического, повседневного применения до таких глубин, как у о. Софрония. Но я пока остановлюсь.
  Ответить с цитированием