Тема: Личность
Показать сообщение отдельно
Старый 09.06.2006, 17:37   #7   
Форумец
 
Сообщений: 60
Регистрация: 22.05.2006

Виктор Тёмный вне форума Не в сети
HYPOSTASIS

Статья является моим сжатым конспектом размышлений Андрея КУРАЕВА, которые приводятся в его книге «ВЫЗОВ ЭКУМЕНИЗМА».

HYPOSTASIS = ЛИЧНОСТЬ

ВЛАДИМИР ЛОССКИЙ ПРЕДЛОЖИЛ ПОДОБНОЕ РАЗЛИЧЕНИЕ ПРИРОДЫ, ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ И ЛИЧНОСТИ:

А) ПРИРОДА (сущность) — это те специфические качества, которыми обладает данный предмет. Скажем, природа человека в строгом смысле — это то, что отличает человека от животного и ангельского мира. Природа отвечает на вопрос «ЧТО?».

Б) ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ — это те особенности, которыми отличаются друг от друга носители одной и той же природы. Это различия людей между собой. Индивидуальность — это и есть аристотелевская “первая сущность”: природа, явленная в конкретном многообразии. Индивидуальность отвечает на вопрос «КАК?»

В) ЛИЧНОСТЬ — это собственно тот субъект, который обладает всеми природно-индивидуальными свойствами. Само по себе личностное бытие бескачественно. Любые характеристики относятся к природе. Личность же — это тот, кто владеет этими качествами, свойствами, энергиями, кто развертывает их в реальном бытии. Личность отвечает на вопрос «КТО?»

ТАКИМ ОБРАЗОМ:

А) ЛИЧНОСТЬ — это субъект действий.
Б) ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ — способ осуществления действий.
В) ПРИРОДА — то, что действует, источник энергий, реализованных, воплощенных (“ипостазированных”) действием.

ЧЕЛОВЕК — метафизическое существо. Это выражение в данном случае надо понять буквально: мета-фюсисное. Личность находится по ту сторону фюсиса, природы. И из своей “мета” она должна войти в мир качественных характеристик. У человека есть миссия по отношению к самому себе. Моя природа не в обязательном порядке навязывается мне. Но — по мере употребления своей свободы — личность должна овладеть потенциями природы (преп. Макарий Великий называет это “приобретением души своей” ). “Личность, — по выражению о. Василия Зеньковского, — в своем развитии становится все более “хозяином” своей природы, но она все же не есть собственник ее” . Личностное наше многообразие – от Бога. А вот содержательное наполнение этого многообразия создается нами самими.

НЕСКОЛЬКО СЛЕДСТВИЙ «МЕТА-ФИЗИЧНОСТИ» ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ

1) Первое - ОНТОЛОГИЧЕСКОЕ следствие: свобода личности человека по отношению к человеческой конкретно-ограниченной природе. Поскольку человек в своей личности не тождественен своей природе, поскольку бытие человека полнее бытия человеческой природы (человек = личность + природа), то человек не замкнут в свойе сущности и в принципе может воипостазировать в себя качества и действия иной, нечеловеческой природы.

2) Второе следствие - ФИЛОСОФСКОЕ. Личность нельзя определить никаким "что", никакой качественной определенностью, ибо она есть - "кто". Если апофатическое богословие прежде всего озабочено различением Бога от мира, то апофатическая антропология старается пояснить несводимость личности к природным характеристикам, нередуцируемость категории "кто" к любой "чтойности".

3) Третье следствие - СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ. Если мы не знаем, что есть богообразная личность в человеке - то у нас и нет ясного критерия для определения того, человек ли встретился нам. Точнее, у нас нет никакой возможности отказать ему в праве считаться человеком. Все природные дефиниции человека, упускающие из виду апофатический мотив христианского персонализма, неизбежно носят сегрегационный характер. Жестко устанавливая определение личности, то есть человека - они именно определяют, кто есть человек, а кто - уже (или еще) - нет.

4) Четвертое следствие различения природы и ипостаси - ЭСХАТОЛОГИЧЕСКОЕ. Именно потому, что любой грех и любая болезнь - мой грех и моя болезнь, они не могут уничтожить меня. Так как человеческая ипостась не сводится к своим проявлениям, никакая ущербность, никакая умственная болезнь, болезнь одной из способностей, которыми обладает ипостась, не разрушают ипостаси. Какой бы ущерб я ни наносил себе, как бы я ни "неантизировал" себя своими страстями - мое "Я" остается. И в случае полной опустошенности - оно продолжит свое бытие и после утраты такой части человеческой природы, как чистота и Богоустремленность, и после распада той части человеческой природы, которую составляет тело. Возможность ада, то есть вечного существования, лишенного вечной жизни, связана именно с этим.

5) Пятое следствие - АСКЕТИЧЕСКОЕ. Поскольку моя личность всегда - над любыми конфигурациями моих природных энергий и влечений, я всегда сохраняю свободу от моей собственной наличности, всегда не свожусь к ней. Отсюда - возможность покаянного изменения.

6) Шестое следствие - ЭТИЧЕСКОЕ. Такую же свободу и глубину я должен признать и за другим человеком. Несводимость человеческой жизни к вещным характеристикам означает налагание запрета на осуждение. "Порицать значит сказать о таком-то: такой-то солгал... А осуждать значит сказать, такой-то лгун... Ибо это осуждение самого расположения души его, произнесение приговора о всей его жизни", - предупреждал авва Дорофей .

7) Седьмое следствие – ДОГМАТИЧЕСКОЕ. Поскольку и в Боге Личность и природа не одно и то же, то Божественная Ипостась также свободна в своих решениях и может вобрать в себя другую природу – небожественную, сотворенную ею. По отношению к Богу ипостась означает несводимость к природе. Личный Бог может стать человеком. Личностный модус бытия открывает путь, не ограниченный естеством. Поэтому Бог может ипостазировать в своем Лице не только Свое бытие. Поскольку Бог также богаче Своей собственной природы - Он может делать нас "причастниками Божеского естества" (2 Пет. 1,4). Что общего у человека с Богом? - Личность. Поэтому и возможна симметричная формула: Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом. Итак, именно персоналистическая структура высшей Реальности и бытия, созданного по Ее образу, делает возможным событие Боговоплощения и его следствие: обожение человека.

ТАКИМ ОБРАЗОМ перед нами догмат о пластичности человеческого бытия. Именно потому, что человек не тождествен своей природе, личность каждый раз заново устанавливает свои отношения со своей природой, каждый раз заново через свою свободу входит в те или иные отношения с ней. Каждая конкретная конфигурация и составляет определенную индивидуальность - и именно эта индивидуальность может меняться в человеке.
  Ответить с цитированием