Показать сообщение отдельно
Старый 01.08.2006, 00:06   #15   
Форумец
 
Сообщений: 10
Регистрация: 01.08.2006
Возраст: 44

Сергей.К вне форума Не в сети
Русские Руны

ПРЕДИСЛОВИЕ

Данная книга появилась на свет по просьбе и при содействии издателя Дмитрия
Логинова, который предлагал оттенить именно своеобразное слоговое письмо
русского этноса так, чтобы обычный человек, не филолог и не лингвист, мог бы
понять его сущность, его своеобразие, его историю и возможные сферы применения.
Сейчас мы живем в своеобразное время, когда в поисках утраченной великой
идеи славянского объединения и замечательного исторического прошлого огромные
массы моих соотечественников обратили свой взор на забытые традиции и
великолепную культуру Руси. Выяснилось, что наша древность столь же велика
и продолжительна, сколь необъятна Россия в ее нынешнем географическом
протяжении по сравнению с любой другой страной мира. Крупнее России государства
на свете нет; и, как показывает мой опыт исследования истории, на сегодня не
известно другое государство, которое могло бы похвалиться историей языка, письма
и культуры в течение нескольких сотен ТЫСЯЧ лет! То, что историю России начинают
с девятого века нашей эры, является частичной правдой, подобно тому, что
у каждого из нас есть своя маленькая история за последний год; но перед каждым
из них существовал свой год, и другой, и третий. И именно изучение русских рун
способствовало тому, что эта самая продолжительная из всех история Руси стала
показывать свои смутные очертания, поскольку стали читаться памятники древнейших исторических эпох. И спрос читателя на книги по русским рунам – это на самом деле
неутоленный официальной наукой спрос наших граждан на древнейшую русскую
историографию, на те события, которые предшествовали не только
приглашению князя Рюрика на отечественный престол, но развивались гораздо
раньше – в античности, в бронзовом веке, в эпоху неолита, мезолита и палеолита,
причем не только верхнего палеолита, но, как показывают новейшие находки,
даже среднего. Таким образом, приобщение читателя к древнейшему русскому
сакральному письму открывает перед ним возможность самостоятельного чтения
наиболее древних русских текстов.
Интерес к русским рунам обусловлен и другими сторонами культуры. В советское
время, когда официально проповедовался атеизм, многие стороны мифологии,
такие как гадание, прорицание, магия и мистика оставались как вне системы
просвещения, так и вне проблематики научного исследования. В постсоветский
период появилась литература по данным сторонам культуры, однако, в основном
на базе культуры других стран. Так, например, гадания или магическое воздействие
письменных знаков пропагандировались только на основе германских рун.
Даже само слово «руны» связывалось у европейцев вплоть до конца XIX века
исключительно с германским этносом, пока не были обнаружены руны тюркские.
Что же касается славянских рун, то некоторые робкие надежды на их существование
были высказаны еще в XVIII веке, однако век спустя под давлением все усиливающейся
критики были оставлены, и лишь на рубеже XX-XXI веков стало ясным,
что руны первоначально возникли именно у русских. Все остальные руны, а так-
же буквы многих евразийских алфавитов оказались потомками этих русских рун.
И, разумеется, данные руны также носили сакральный характер, то есть с ними
были связаны и магия, и мистика, и мантика (гадания). Таким образом, изучая русские
руны, можно выяснить истоки рунического искусства многих народов.
Наконец, русские руны интересны и как возможность писать по-русски иным
способом. Ведя почти 10 лет в Академии славянской культуры курс славянской
палеографии, я убедился в большом интересе студентов как к чтению и письму
на глаголице, так и на рунице. То, что выглядит совершенно чуждо кириллице,
латинице и прочим современным алфавитам, читается на современном русском
языке как удивительная тайнопись! От этой возможности у студентов захватывало
дух. Однако руница гораздо сложнее для восприятия и к тому же имеет возможности неоднозначного чтения. Тем не менее, возможность писать по-русски разными
способами привлекает значительное число населения.

РУССКИЕ РУНЫ
КАК КОНКРЕТНЫЕ
ПИСЬМЕННЫЕ ЗНАКИ

Данная книжка рассчитана на массового читателя, которому хотелось бы
сразу же взять быка за рога, то есть, посмотреть, как выглядели русские руны. Удовлетворяя это законное желание, сразу же привожу их начертание,
но позволю себе небольшой комментарий. Под «рунами» в Средние века
и ранее понимали любую письменность, то есть как сами написанные тексты,
так и отдельные слова, и даже отдельные знаки, независимо от того,
представляли ли они буквы, слоги или слова. С этой точки зрения все виды
славянского письма назывались «рунами»: и кириллица, и глаголица,
и слоговое письмо руница, о котором речь пойдет, прежде всего, равно
как и неславянские письменности тоже. И если в наши дни для нас
привычно выражение «мы пишем буквами», то для наших предков столь
же привычным было выражение «люди пишут рунами».
Но поскольку руница представляла собой и самое древнее, и самое священное,
и самое незнакомое для современного читателя средство письменного
общения, я начну с него. Так что сначала мы будем понимать руны как
письменные знаки руницы.
Руница являет собой очень древнее традиционное письмо славян,
где каждый знак представляет открытый слог, состоящий из согласного и гласного.
При этом в целом согласные различаются по звонкости-глухости (кроме В/Ф) и по мягкости-твердости, но не по длительности (Ш/Щ не различаются).
Взрывной звук (аффриката) Ц предпочтительнее изображается как ТЪСЬ.
Гласные звуки различаются прежде всего по переднему и непереднему
образованию, и лишь во вторую очередь по качеству, так что в ряде слоговых знаков (силлабографов) звуки А, О, У и Ъ с одной стороны и Э, И, Ы и Ь с другой стороны
могут совпадать. Специалистам по письму (грамматологам) такие системы в истории письма знакомы. Один из авторитетных эпиграфистов, Джей Гельб называл этот тип обозначения “способом два”, приводя в качестве примера месопотамскую систему письма (Гельб 1976,с. 284). В этих древних письменностях (но не в рунице) различаются знаки
для обозначения А и О, О и У, у других — Э и И, но звуки полного образования и редуцированные не различаются. В рунице же не различаются вообще никакие гласные, пишется просто одна черточка (чаще всего вертикальная, но возможны наклонная и горизонтальная). Тем более не различаются носовые и неносовые, обычные и йотированные гласные, а также ударные и безударные. Нет среди гласных и дифтонгов типа УО, ИЕ и т.д. Это создает весьма своеобразный и непохожий на многие другие письменности силлабарий, рис. 1 (Чудинов 2000-2, с. 91, рис. 82).
Рис. 1. Силлабарий руницы Далее рассмотрим особенности начертания и применения каждого знака силлабария. Начнем с изображения гласных. О них мы уже сказали, но те-
перь это прокомментируем.

Знаки для гласных. В силу того, что в основу силлабария положены
открытые слоги, потребности в изображении отдельного гласного звука
практически не было, ибо ни слова, ни морфемы в славянских языках в
древности с гласных не начинались. Возможно, что не существовало и особых
слов из гласных звуков, кроме сочинительного союза И. Вот он, по всей
видимости, и стал изображаться отдельной палочкой I, как в латинице и как
в кириллице (буква И десятичная). Позже, когда из союза И стал формироваться противительный союз А (как разновидность И; в чешском языке он вытеснил сочинительный союз И), он продолжал изображаться так же, I.
Возможно, что в виде И силлабограф I вошел во многие европейские алфавиты
как наследники руницы; если считать индийское письмо деванагари
азиатским наследником руницы у индоевропейского народа, то там штрих I
означает А или удлинение слога. Таким образом, в этих двух буквах-наследниках,
I на западе и А на востоке, можно усмотреть косвенное подтверждение первоначально универсального гласного руницы, обозначавшегося единым штрихом. Предлоги О и У обозначаются также (как разновидности А).
Правда, иногда вместо вертикальной палочки в руничных надписях можно видеть
палочки наклонные, / или \, или горизонтальные —, однако это
никак не соотносится с качеством гласного звука. Именно в этом, прежде
всего, можно усмотреть огромную древность данного типа письма — полную неразличимость отдельно звучащего гласного звука. Любопытно, что глаголическая
буква АЗЪ выглядит как сочетание двух палочек, вертикальной и горизонтальной,
то есть, с точки зрения руницы, как АА. Но если длительность звука не играет роли,
то это А. Для кириллицы мы наблюдаемуже сочетание трех знаков руницы: /, \ и —, то есть или ААА, что опять таки есть просто А.
  Ответить с цитированием