Показать сообщение отдельно
Старый 02.10.2013, 02:19   #44   
Форумец
 
Сообщений: 2,089
Регистрация: 17.05.2012
Возраст: 59

Boriskin вне форума Не в сети
http://www.8oapvo.su/history-logs/11...y-log-8-oa-pvo
История организационного строительства управления 8-й ОА ПВО
1941 год1 Управление Воронежско-Борисоглебского дивизионного района противовоздушной обороны, п/п 25342 Приказ Народного комиссара Обороны №0013, 24.11.1941 г.
1943 год Управление Воронежского корпусного района противовоздушной обороны Приказ Народного комиссара Обороны №0091, 5.06.1943 г.
1943 год Управление Курского корпусного района противовоздушной обороны Постановление Государственного Комитета Обороны №4214с, 28.09.1943 г.
1943 год Управление Киевского корпусного района противовоздушной обороны Директива Генерального штаба №орг/4/14/682, 14.11.1943 г.

Боевые действия войск входивших в состав соединения (объединения)
1941 год, осень

Командующим Воронежско-Борисоглебским районом ПВО был назначен полковник Хорошилов, начальником штаба — полковник Гаврилов, военным комиссаром — батальонный комиссар Александров, начальником политотдела — полковник Цыпцын.2

В состав района вошли вновь сформированные 3-я и 4-я дивизии ПВО и отдельные части непосредственного подчинения. В 3-ю дивизию ПВО вошли: 183-й и 254-й зап, 4-й зенитно-пулеметный полк, 79-й, 36-й озад МЗА, 4-й полк ВНОС и 63-й обс, в 4-ю дивизию ПВО — 317-й и 736-й зап, 79-й и 36-й озад МЗА; 7-й зап, 16-й отдельный зенитный прожекторный батальон, 19-й об ВНОС; 618-й обс.

Части непосредственного подчинения дивизионному району: 746-й зап, 57-й и 296-й озад МЗА; 732-я 736-я отдельные зенитно-пулеметные роты, шесть отдельных зенитно-пулеметных взводов, три бронепоезда и 57-й об ВНОС.

Оперативно Воронежско-Борисоглебскому району ПВО была подчинена 101-я иад.

3-я дивизия ПВО получила задачу на прикрытие Воронежа, а 4-я — прикрыть железнодорожные узлы и станции на участке Купянск—Валуйки.
1942 год

18 марта. При отражении налета семи Ю-88 на железнодорожный узел Валуйки 191-й озад сбил два бомбардировщика, израсходовав 80 снарядов.

20 марта. В налете на ст. Валуйки участвовало 12 Ю-88. Отражая налет, 191-й озад сбил 4 вражеских самолета. Израсходовано 248 снарядов.

31 марта. Подразделения 736-го зап и 191-го озад отражали налет 18-ти самолетов на железнодорожный узел Валуйки. Сбито три самолета противника.

54-й зенитный бронепоезд «Большевик» с 27 по 31 марта при обороне железнодорожного узла Россошь отразил несколько налетов бомбардировщиков, уничтожил 4 и подбил 3 самолета противника.

21 апреля 31-й озад и 55-й зенитный бронепоезд имени Тельмана отразили налет 29-ти самолетов на железнодорожную станцию Изюм. Сбито три Ю-87 и два Ме-110. Охраняемый объект не пострадал.

28 мая 65 бомбардировщиков противника совершили ночной налет на железнодорожный узел Валуйки. Подразделения 736-го зап массированным огнем не допустили прицельного бомбометания. Сбито два вражеских самолета.

7 июня. Подразделения 736-го зап отразили налет авиации противника на железнодорожный узел Валуйки.

16 июня. При отражении налета 15 Хе-111 на ст. Валуйки подразделения 736-го зап и 19-го озад сбили три вражеских бомбардировщика.

22 июня Части Воронежско-Борисоглебского дивизионного района ПВО отражали массированные налеты авиации противника на Купянск, Валуйки и Изюм. Подразделения 317-го и 736-го зап, 55-го отдельного зенитного бронепоезда уничтожили 69 самолетов противника. За два дня, 22 и 23 июня, подразделения 317-го зап сбили в районе Купянска 12 вражеских самолетов.

16 июля. Зенитный бронепоезд № 55, обороняя железнодорожную станцию Отрожка, с 10.7 по 16.7 сбил пять и подбил три вражеских самолета.

Части 101-й иад ПВО с 16 октября 1942 г. по 15 марта 1943 г. прикрывали с воздуха промышленные объекты, железнодорожные узлы Воронеж, Касторная, Валуйки, Лиски, Грязи, а также железнодорожные магистрали и сосредоточение войск. За это время произвели 13 089 самолето-вылетов, провели 320 воздушных боев, уничтожено 256 вражеских самолетов (9 из них сбиты тараном).

3 июля. В соединениях Воронежско-Борисоглебского дивизионного района ПВО через систему ВНОС установлена прямая связь с общевойсковыми начальниками. Это позволило иметь точные данные о действиях воздушного и наземного противника в полосе фронта.
1943 год

Приказом Народного Комиссара Обороны Союза ССР № 091 от 5 июня 1943 года Воронежско - Борисоглебский район был преобразован в Воронежский корпусной район ПВО.

В начале 1943 года в Воронежский корпусной район ПВО входили: 183, 254, 736, 317 и 743-й зап, 4 и 7-й зап, и 96-й озад МЗА, 4-й полк ВНОС, 55, 56, 58, 127, 129, 130, 178, 186, 184, 187 и 189-й зенитные бронепоезда.
В оперативное подчинение входила 101-я истребительная авиадивизия ПВО, которая 5 июня 1943 г. была преобразована в 9-й Воронежский истребительный авиакорпус.

К июню состав Воронежского корпусного района пополнился вновь сформированными 1572-м зап, 112, 113, 114, 115-й отдельными батареями СОН-2. Прибыли из других районов ПВО: 8-й зпп, 173, 374, 379, 430-й озад.

16 мая авиация противника совершала налеты на железнодорожные объекты Курского выступа. Части Воронежско-Борисоглебского дивизионного района ПВО нанесли вражеской авиации большие потери: только за один день боев советские летчики сбили 16 и зенитчики 4 самолета противника.

17 мая при отражении удара по аэродрому истребительной авиации ПВО Курской оперативной группы летчики сбили шесть, зенитчики — один самолет противника.

22 мая авиация противника совершила первый массированный налет на железнодорожный узел Курск. В налете участвовало до 170 самолетов. В воздушных боях и огнем зенитной артиллерии уничтожено 65 самолетов противника. В бою отличились летчики 101-й иад ПВО лейтенант А. А. Елдышев, сбивший три вражеских самолета, капитаны Н. В. Подковщиков, В. И. Малахов и Н. В. Борисейко, уничтожившие по два самолета. Личный состав 254-го зап под командованием подполковника Н. А. Марковича сбил три самолета противника.

1 июня летчики 101-й иад ПВО в составе 18-ти истребителей отразили налет 20-ти вражеских бомбардировщиков, прикрываемых 4-мя ФВ-190, на ст. Щигры. Сбили 8 самолетов противника и один вынудили совершить посадку на аэродром Курск-Восточный.

2 июня авиация противника совершила массированный налет на железнодорожный узел Курск. В дневном налете участвовало 543 самолета, в том числе 424 бомбардировщика. Ночью на Курск с разных направлений прорывалось до 300 вражеских бомбардировщиков. Налеты отражали зенитные части и подразделения Воронежско-Борисоглебского дивизионного района ПВО и 101-й иад ПВО во взаимодействии с истребительной авиацией 16-й и 2-й воздушных армий. Гитлеровские ВВС потеряли в этих налетах 145 самолетов. Потери нашей авиации составили 27 машин. В бою отличились летчики ПВО майор В. Ф. Башкиров, капитаны Б. Я. Терновой и П. П. Калюжный, старшие лейтенанты М. П. Старжинский, Г. К. Гультяев и Н. Н. Кузнецов, лейтенанты А. А. Елдышев, М. М. Митенков и К. Ф. Карпов, сержант С. Г. Яковенко — все они сбили по 2—3 самолета противника. Подразделения 254-го зап сбили за сутки 22 самолета противника.

5 ноября Курскому корпусному району ПВО поставлена боевая задача: организовать противовоздушную оборону Киева и железнодорожных коммуникаций в полосе наступления 1-го и 2-го Украинских фронтов.

За четыре месяца с марта по июнь 1943 года войска ПВО отразили до 4700 самолето-налетов авиации противника на железнодорожные объекты, в том числе до 1300 на железнодорожный узел Курск, обеспечили прикрытие эшелонов при следовании их по прифронтовым дорогам и бесперебойную работу транспорта.

В ноябре 1943 г. штаб района передислоцировался в г. Киев и на основании директивы Генерального штаба Красной Армии №орг/4/141682 от 14.11.1943 г. Курский корпусной район переименован в Киевский корпусной район ПВО. Ему была поставлена задача, организовать противовоздушную оборону столицы Украины и коммуникаций 1-го и 2-го Украинских фронтов.
  Ответить с цитированием