|
Форумец
Сообщений: 6,869
Регистрация: 23.03.2004
Не в сети
|
Ну если бы как итожить,то вот так
Итак, как СССР, так и национал-социалистическая Германия являлись диктатурами
Каждая из двух диктатур оставила после себя кровавый след многочисленных жертв - как непосредственно казненных, так и умерших «своей смертью», главным образом от голода, сознательно предусмотренного или непреднамеренно допущенного.
Определяющими при выборе контингентов жертв для сталинизма были социальные критерии, а для национал-социализма - этнорелигиозные. Во втором случае ими «обосновывались» как политика уничтожения евреев и цыган, так и планирование голода для славян-«унтерменшей» («недолюдей)
Большинство советских жертв погибли как классовые противники режима, причем погибли они, как правило, не по злому умыслу, а «по халатности» или «по небрежности» - Москве было попросту наплевать на то, что миллионы крестьян голодают на спецпоселении. Основною целью ГУЛАГа начиная с 1928 года было не уничтожение людей, а их идеологическая перековка, но еще главнее - эксплуатация их труда в рамках индустриализации.
При этом нацисты сознательно сохраняли элитные слои общества (кроме их еврейской части), тогда как большевики ими не дорожили и камня на камне от них не оставили.
сталинизм обосновывал свои убийства классическими тезисами европейского Просвещения, такими, как стремление к всеобщему равенству и равноправию, а национал-социализм, напротив, исходил из позиции критиков Просвещения, утверждавших максимум различий между всеми. Обе системы тем самым принадлежат к определенной части общеевропейской духовной традиции.
Для того чтобы сделать как можно более представительное сравнение, необходимо хотя бы упомянуть и другие массовые преступления этой традиции, а именно: массовое уничтожение индейцев в США, при котором, кстати, немалую роль сыграли и лагеря (а также резервации), голодомор в Ирландии в 1845 году, бомбардировки мирного населения во время Второй мировой войны (Дрезден, Хиросима и другие) и даже депортации этнических японцев с Тихоокеанского побережья США в 1941 году. Вместе с тем достаточно очевидно, что, по крайней мере в XXвеке, массовые преступления демократических режимов ни по масштабу, ни по степени радикализма не идут ни в какое сравнение с преступлениями советской и национал-социалистической диктатур.
Сталинизм расправлялся с большинством своих жертв в мирное время, а национал-социализм - во время войны. Сталинизм ударял преимущественно по «своим» гражданам, тогда как национал-социализм - по «чужим», то есть по иностранцам.
Сравнение показывает, что массовые репрессии в СССР и в Германии были достаточно схожими по таким общим параметрам, как порядок числа жертв, отношение к чужой собственности, ставка на принудительный труд или центральная роль партии и спецслужб в государстве. Схожими обе системы были и по роли в них лагерей.
Различными же были критерии определения круга жертв репрессий (по этнорелигиозному или социальному критерию), цели ликвидации прав собственности, как и элементарного грабежа чужой собственности. Различным было и то, что Германия стремилась заполучить как можно большее число принудительных рабочих из иностранных государств, а СССР - из числа своих граждан. В плане физической ликвидации «врагов народа» соотношение примерно то же: Сталин уничтожал главным образом своих, а Гитлер - чужих. В результате такого двойного репрессивного гнета многие государственные элиты в побежденной Германии сохранились несоизмеримо лучше, чем в победившем СССР.
|