Показать сообщение отдельно
Старый 13.11.2013, 17:09   #25   
Форумец
 
Аватар для vik 01
 
Сообщений: 6,260
Регистрация: 25.08.2010

vik 01 вне форума Не в сети
Статья в Коммуне от 13.11.2013 (адрес церкви указан не точно - 25-летия Октября...)

В Воронеже 17 ноября состоится освящение восстановленного Богоявленского храма

"17 ноября митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий совершит освящение Богоявленского храма в г. Воронеже (улица 25-летия Октября, 17/А).

Храм, некогда поруганный, был восстановлен из руин. На сегодняшний день произведены масштабные реставрационно-восстановительные работы. Восстановлена красота внешнего облика, произведена внутренняя отделка, установлен иконостас. Все это позволяет регулярно совершать в храме Божественную литургию.

Особенностью прихода является организация работы с молодежью. Настоятель и члены приходской общины активно участвуют в противодействии наркомании и алкоголизма, занимаясь профилактикой социальных пороков, помогая оступившимся людям.

Встреча митрополита Сергия и начало богослужения – в 8 часов, сообщает пресс-служба Воронежской и Борисоглебской епархии.
Историческая справка

Во времена основания Богоявленского храма Воронеж представлял собой крепость на реке и несколько поселений – слобод – недалеко от крепости. Церковь Богоявления Господня была выстроена в Пушкарской слободе, расположенной к северо-востоку от укрепленной крепости. Деревянную церковь построили и освятили в 1647 году. Частые пожары, которые уничтожали целые поселки в ту пору, вынудили пушкарцев начать возведение каменного храма. Так, в 1773 году началось строительство каменной трапезной с престолом во имя Сергия Радонежского. Постепенно возводилась и сама церковь, уже из камня.

4 мая 1841 года в церкви был освящен придел в память святой мученицы Пелагии. На обустройство этого придела были выделены средства купцом М. М. Клочковым, супругу которого звали Пелагия, и придел освящался в честь ее ангела.

Интересно, что этот придел имел одну особенность, которой не было ни в одном воронежском храме. Дело в том, что рядом с иконостасом находилось деревянное резное изображение Иисуса Христа в терновом венце, томящегося в темнице, и перед этим образом каждую пятницу читался акафист страстям Господним. Некоторые исследователи отмечают, что эта деревянная статуя не отличалась искусностью исполнения, но и такая, она нехарактерна для православных храмов, а в воронежских – была единственной.

В 1854 года городской архитектор М. И.Клейнер по заказу Воронежской епархии разработал проект перестройки Богоявленской церкви. По этому проекту предполагалось, что существующее здание должно быть сломано, поскольку в его сводах и стенах обнаружились трещины, а вновь отстроенная церковь будет больше «на 5 аршин противу нынешние размеров», с левой стороны колокольни будет сделана пристройка. Пройдя утверждение в Петербурге, скорее всего, этот план был реализован, хотя документальное тому подтверждение не сохранилось. И после этих капитальных изменений до революции церковь не перестраивали.

Как и многие другие воронежские церкви, Богоявленский храм закрыли в начале 30-х годов. Уже к 1948 году здание церкви находилось во владении городского промышленного комбината. Затем церковь хотели приспособить под фильмохранилище, но эта задумка не реализовалась, и в церкви до конца 80-х находился швейный цех того же промкомбината.

Миниатюрную церковку, спрятавшуюся под горой в сотне метров от Покровского собора, знает не каждый из коренных воронежцев. Сверху ее купол виден лишь в небольшой просвет между деревьями с улицы Орджоникидзе. Хорошо церковь можно рассмотреть, если спускаться к Воронежскому водохранилищу по Большой Богоявленской (пока еще улица 25 Октября). Справа, на пересечении с Малой Богоявленской (ныне улица Первомайская) и стоит Богоявленская церковь.

Своим названием она обязана празднику Явления Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, иначе именуемому Крещением Господним, который отмечается 6 (19) января. Празднику Богоявления посвящалась церковь в Пушкарской слободе, к северо-востоку от укрепленной крепости. Церковь строилась деревянной и освящена в 1647 году. Д.И. Самбикин считал же, что это произошло в 1663 году.

В 1703 году храм сгорел, но был вновь восстановлен деревянным и освящен в ноябре 1705 года. Опасаясь за судьбу святилища, столь подверженного огненной стихии, пушкарцы в 1773 году начали строительство каменной трапезной с престолом во имя Сергия Радонежского. Окрестные жители как в воду глядели: в очередной крупный пожар в ночь с 9 на 10 мая 1748 года Богоявленская церковь сгорела. Уцелел только придельный храм в трапезной, его освятили 15 марта 1752 года. Постепенно началось восстановление всей церкви, но уже каменной. Маленькая церквушка Рыла достроена через десять лет и освящена 19 июля 1763 года.

Как и всем городским церквам, Богоявленской в 1771 году выделили у ее стен место для кладбища. Но купцы Елисеевы, которые с 1737 года вели Синодик умерших, ни разу не упомянули о похоронах в ее ограде. Это не означает, что здесь никого не хоронили, просто летописцы интересовались в первую очередь судьбой людей своего круга и местной знати, а у Богоявления обитали в основном мещане да ремесленники.

В 1841 году купец Михаил Максимович Клочков обустроил в Богоявленской церкви придел в честь ангела своей жены. освященный 4 мая. Придел наименовали в память cвятой мученицы Пелагии. Девица необыкновенной красоты, происходившая из знатной семьи язычников, она была казнена римским императором Диоклетианом в 287 году. Пелагии отрубили голову за приверженность христианству и за сопротивление домогательствам венценосца. Нетленный прах мученицы за веру был перенесен в Константинополь в середине VIII века.

Придел в честь святой Пелагии имел одну особенность, выделявшую его из всех воронежских храмов. Рядом с иконостасом находилось резное изображение Иисуса Христа в терновом венце, сидящего в темнице. Каждую пятницу перед ним читался акафист страстям Господним. Д.И. Самбикин, правда, отмечал, что деревянная статуя «неискусной работы», но и такая была редкостью в православных храмах, а в наших местных — единственной.

В марте 1854 года городской архитектор Михаил Иванович Клейнер (1825 — после 1865) по заказу епархии выполнил проект перестройки Богоявленской церкви. В пояснении 'к чертежам он предлагал: существующее здание сломать, поскольку в его сводах и стенах обнаружились трещины, «распространить» его на 5 аршин противу нынешних размеров, с левой стороны колокольни сделать пристройку. В июне 1854 года проект Клейнера рассмотрели в Петербурге и утвердили с незначительными поправками.

Как претворялся проект на практике, в документах и в литературе об этом упоминаний нет, а чертежи в архиве не сохранились. Вероятно, его реализовали, ведь техническое состояние церкви в тот момент представлялось достаточно серьезным и капитальные работы были необходимы. Да к тому же в стоящем ныне здании с левой стороны колокольни имеется та пристройка, которая значилась в предположении 1854 года; хотя, конечно же, ломали церковь не до основания.

В оставшиеся до революции десятилетия храм переделкам не подвергался. Приход его в конце минувшего столетия насчитывал всего 70 дворов. Известно даже время, когда по его малочисленности не на что оказывалось содержать штат, и в 1810-1815 годах в Богоявленской церкви служили в очередь священники Богословского и Никольского храмов. Батюшке Фоме Петропольскому удалось изменить ситуацию: при нем церковь приобрела достаточные средства для содержания служителей. Главным источником пополнения кошелька стали взносы на поминовение умерших.

В 70-80-е годы прошлого века при протоиерее Евграфе Дмитриевиче Петрове была устроена богадельня на четыре человека, а причт стал пользоваться процентами с капитала в восемь тысяч рублей. Сам отец Евграф (1820—1905) позднее принял монашество под именем Василия и стал архимандритом, наместником Митрофановского монастыря.

В начале XX века, когда у Богоявления служил протоиерей Евгений Дольский (один из его сыновей в послевоенные годы был проректором инженерно-строительного института), было открыто церковноприходское училище. Кстати, Е. А. Дольский возглавлял еще и уездное отделение епархиального училищного совета. Ему довелось встретить в этой церкви революционный 1917 год, ему же в январе 1919 года пришлось представлять совнархозу перечень серебряных предметов, да еще оправдываться перед новой властью за задержку: дескать, искали рабочих, чтобы вынуть иконы из иконостаса, не повредив их... Список, в сравнении с другими церквами, сравнительно короткий: три дарохранительницы, четыре Евангелия в окладах, три чаши с прибором, пять крестов, двадцать три лампадки, одно кадило. Значительная часть богослужебных принадлежностей была потом отобрана государством.

В начале 1920-х годов, когда власть имущие стали инспирировать и поддерживать расколы в православии, Богоявленская церковь оказалась в стане обновленцев. В 1922 году “ввиду продолжительного отсутствия” протоиерей Евгений Дольский был уволен за штат. Настоятелем церкви лжеепископ Тихон назначил отца Сергия Соболева, уже служившего здесь священником. Несмотря на полную покорность проводившейся правительством религиозной политике, жизнь храма легкой не была. Об этом свидетельствует сохранившаяся в архиве переписка С. А. Соболева с местным церковным управлением. Сложными оставались отношения с финансовыми органами, которые давили общину непосильными налогами за культовое здание, построенное предками прихожан на свои кровные средства. Священник был отстранен от руководства дедами храма. Во главе общины стоял церковный исполнительный комитет, нанимавший по своему усмотрению священника и псаломщика.

Вот некоторые факты из жизни Богоявленского прихода: они весьма любопытны и характерны для того времени.

В июне 1924 года верующие решили вернуться к использованию в богослужении старого стиля. В мае 1925 года отец Сергий обратился в церковный совет с заявлением о невозможности. существовать на доходы, получаемые им, и о крайней бедности прихода. Решить эту проблему исполнительный комитет так и не смог. В июне 1925 года во время богослужения из придельного алтаря святой Пелагии были украдены иконы Спасителя и Божией Матери в серебряных ризах. В июле 1928 года в губернский архив были переданы церковные документы с конца XVIII века — метрические книги, исповедные ведомости, приходо-расходные книги. Но искать их там сейчас тщетно: материалы сгорели в годы минувшей войны.

Летом 1928 года клир и миряне Богоявленской церкви порвали с обновленчеством и присоединились к верующим патриаршей ориентации, которых возглавлял митрополит Сергий (Старогородский). Сергий Соболев получил сан протоиерея и стал членом епархиального управления. В 1929 году составлялась инвентарная опись церковного имущества, где значились многие старые иконы, цела еще была и резная статуя Иисуса. Последние по времени документы относятся к маю 1929 года — церковь пока действовала.

Богоявленский храм закрыли в самом начале 1930-х годов. По всей видимости, здание сразу же передали городскому промышленному комбинату. По крайней мере, к 1948 году оно уже давно находилось в его руках. Сметно-финансовый расчет, составленный в этот момент ремстройконторой, предусматривал приспособление Богоявленской церкви под фильмохранилище. В прежних ценах работы обошлись бы в восемьдесят пять тысяч триста рублей, да еще сто двадцать тысяч промкомбинату в качестве компенсации за изымаемое у него строение. Но проект остался нереализованным: денег ли не отыскали, надобность ли в фильмохранилище миновала, трудно сейчас сказать. В церкви остался швейный цех комбината. Он находился тут до конца 1980-х годов, потом переехал из центра в специально возведенные цеха.

Сейчас здание передано епархии. Трехъярусная невысокая колокольня без шпиля; придавленная к земле храмовая часть без купола, перекрытая двухскатной кровлей; трапезная в пять окон с дырами в стене от демонтированной вентиляции; осыпающаяся штукатурка и ветшающая кирпичная кладка — так выглядела совсем недавно Богоявленская церковь. Постепенно ее облик начинает меняться, ибо возвратился прежний хозяин. В здании уже начались восстановительные работы. Не за горами то время, когда тишина старинных улочек бывшей Пушкарской слободы огласится колокольным звоном".

Адрес церкви указан не точно - 25-летия Октября...
  Ответить с цитированием