Показать сообщение отдельно
Старый 05.12.2013, 11:15   #1   
Форумец
 
Сообщений: 29
Регистрация: 04.12.2013
Возраст: 50

Алексеец вне форума Не в сети
После Смуты. Возрождение русской экономики в 17 веке

Проблемы защиты национальной экономики осознавались в России ещё в 17-м веке. Не только современные патриоты понимали, насколько недопустимо паразитирование иностранцев за счёт отечественного хозяйства. Главное, конечно, чтобы власть обращала это понимание в конкретные мероприятия, с чем сейчас в России ситуация хуже некуда. Но обо всём по порядку.

Смутное время начала 17 века было для России огромным, страшным бедствием. Смута вовсе не закончилась избранием Михаила Романова на царство в 1613 году, а продолжалась ещё до 1618 года. Последствия её были ужасными: целые области оказались разорены и обезлюдели, многие города лежали в руинах, хозяйство страны полностью разрушено. Власть едва могла контролировать ситуацию на местах. А ведь ещё в те времена в Европе знали о несметных природных богатствах Русской земли.

Закончившиеся в конечном итоге неудачей политические интриги и военная интервенция из-за рубежа сменились экспансией экономической. Естественно, под предлогом «заботы» о России (как и сейчас, разумеется). Ещё на Русских полях грохотали сражения, а ушлые иностранцы уже потянулись в нашу страну. В августе 1614 года английский посол Джон Мерик от имени короля Якова 1-го добивался перед недавно избранным молодым Царём Михаилом Фёдоровичем для английских купцов права на беспошлинную торговлю и беспрепятственный провоз товаров по Волге в Персию и по Оби на пути в Индию. Англичанин красочно расписывал выгоды этого предложения для царского правительства, а заодно намекнул, что Англия могла бы поспособствовать заключению мира с Польшей и Швецией. Отчаянно нуждавшееся в прекращении затянувшейся Смуты правительство было вынуждено пойти на уступки.

В том же 1614 году голландским купцам была выдана жалованная грамота, подтверждавшая прежние права голландской компании на торговлю в Архангельске и Коле всякими товарами по свободной цене. В возмещение убытков, понесённых в Смуту, голландцам была разрешена беспошлинная торговля в течение трёх лет, а затем позволялось платить пошлины только в половинном размере.

В 1619 году, уже после заключения Столбовского мира со Швецией и Деулинского перемирия с Речью Посполитой, привилегии английских купцов на беспошлинную торговлю были подтверждены при условии поставки в царскую казну сукна, материи и прочих товаров по ценам, по которым они продавались в самой Англии, хотя им было отказано в праве свободного транзита товаров в Персию.
Русские купцы относились к наделению иностранцев привилегиями отрицательно, но патриотические чувства в данном случае оказались сильнее: когда правительство обратилось к ним за советом, то получило ответ, что «им для собрания государской казны на время и потерпеть можно, хотя и убыточно».

В 1629 году получить льготы на транзит через Россию в Персию хотело французское посольство, но получило отказ.
Голландское посольство в 1630 году вышло с просьбой разрешить своим купцам приезжать в Архангельск и Москву, чтобы «торговать повольной торговлей и пошлину брать умеренную», производить беспошлинную торговлю с Персией через Россию в течение 30 лет, за что вносить в царскую казну ежегодно 15 тысяч рублей. Сверх того, голландцы ходатайствовали о позволении голландским торговым людям распахивать пустующие земли в Московском государстве. Но в Боярской думе решено было «в пашне отказать» и разрешить приезд только тем из голландских торговцев, список которых будет заранее представлен.

С похожей просьбой к царскому правительству в 1631 году обратился датский посол, пожелания датчан были удовлетворены частично.
Среди всех иностранцев наибольших успехов в продвижении своих интересов достигли англичане. Льготные условия торговли позволяли им искусственно поддерживать низкие цены на вывозимое из России сырьё и одновременно высокие цены на готовые изделия из-за границы. С английской торговой компанией начали сотрудничать и другие иностранцы, понявшие, что, действуя совместно, можно получить больше прибыли на местном рынке, чем конкурируя друг с другом. А прибыль их в торговле некоторыми товарами достигала 100%. Хуже того, англичане при заключении сделок с мелкими торговцами обязывали их не вести торговлю ни с кем, помимо английской компании.

Результатом такого предоставления льгот иностранцам стало их господство на Русском рынке, что самым плачевным образом отразилось на положении Русских купцов. На Земском соборе 1642 года торговые люди били челом Государю, говоря, что «через то в городех всякие люди обнищали», что иностранцы завладели их тяглыми дворами, не платя с них податей. «Да они же, иноземцы, разъезжают по волостям и покупают у волостных крестьян скот, рыбу и всякий харч, пошлины не платят, а у нас, сирот твоих, не покупают… И от того мы, сироты твои, от них, иноземцев, совсем погибли», и что «русским торговым людем в заповедех в промытех многие убытки и домовые разорения учинились». В самой Москве дело обстояло не лучше, отчего в 1646 году московские гости подали челобитную, в которой говорили, что «англичане засели в Москве без съезду», и Русским купцам приходится у них покупать «худые товары по высокой цене».

Как же реагировало Русское правительство на жалобы своих подданных? У нас порой складывается впечатление, что Государь Алексей Михайлович был ярым ревнителем всего Русского. Это, к сожалению, не совсем так. Алексей Михайлович был отнюдь не чужд западничества, при нём в Москву проникает польское влияние, появляются первые обожатели всего иностранного. Достаточно лишь сказать, что Государь заставил своих сыновей учить польский и латинский языки. Но здравый смысл не изменил Алексею Михайловичу и отмахнуться от настоятельных просьб Русских людей он не пожелал. Поэтому правительство начало действовать. В 1649 году алчность англичан сыграла против них – им было запрещено торговать во всём Русском государстве, исключая Архангельск. Примечательно, что формальным поводом для запрета явились английская революция и убийство короля Карла 1-го. Но и после восстановления монархии льготы англичанам так и не вернули.
В 1653 году московские гости и торговые люди добиваются очередного успеха в противостоянии иностранному давлению: пошлина на иностранные товары доводится до 2-х алтын с рубля (шесть копеек - ред.), а с 1667 года со всех товаров, ввозимых в Россию и вывозимых из неё, сверх того уплачивалась проездная пошлина по гривне с рубля (десять копеек - ред.).
А в 1667 году произошло законодательное закрепление того, что сейчас бы назвали защитой национальной экономики: в этом году был принят Новоторговый устав, призванный пресечь положение, когда «великому государю в таможнях в сборех его великого государя казне чинятся большие недоборы, а русским людям в торгах их помешка и изнижение чинится». Согласно нему розничная торговля иностранцев в пределах Московского государства была окончательно запрещена под страхом изъятия товаров в казну. Как было бы правильно и сейчас запретить розничную торговлю в России различным китайцам, азербайджанцам и прочим пришельцам из независимых и не очень государств!

Привозимые в Архангельск заграничные товары должны были подвергаться строгому таможенному контролю с записью всего привезённого в таможенные книги. Эта мера нужна была, чтобы оградить Русский рынок от привоза «худых и воровских товаров». Оказывается и в 17 веке ушлые иностранцы были не прочь привезти в Россию разнообразное барахло! «А за таким бережением и крепкой запиской по клеймам и по печатем сыщется воровство подделкою товаров, ведомо б было в то государство писати, чтоб впредь худых товаров в отпуск в Московское государство заказ учинили под жестокою заповедью и посылать перестали б; а те худые товары обличив и во весь свет огласив, отослать с нечестием с ярманки, чтоб впредь таких худых не возили добрым товаром цены не портили», - говорит устав. Нынешние хозяева страны десяток раз подумают, прежде чем отошлют «с нечестием с ярманки» недобросовестного иностранца – яркий пример тому - история с американскими куриными окорочками весьма сомнительного качества.
Все привезённые товары иностранные торговцы могли продавать только жителям того города, в котором им был разрешён торг. Торговые сделки иностранцев с купцами других городов или с другими иностранными торговцами были запрещены. В Москву допускали только тех иностранных купцов, которым были выданы жалованные царские грамоты. Таким образом, иностранцы могли вести дела только в Архангельске и других порубежных городах, при том, что Русским купцам разрешалось там торговать вольно.
Помимо Новоторгового устава Русское правительство использовало свою власть для пресечения и других невыгодных для России предприятий. Так, в 1649 году был запрещён вывоз хлеба в Швецию. В 1673 году были ограничены привилегии армянской компании, которая пыталась захватить в свои руки транзитную торговлю с Персией.

Во второй половине 17 века хозяйство России оправилось от разорения, причинённого Смутой. Развивалась торговля, открывались новые промыслы, росли старые города и основывались новые, население прибывало. И не в последнюю очередь это стало результатом активной защиты интересов отечественной экономики от экспансии иностранных торговцев, в первую очередь англичан. Хотя экономическую политику Государя Алексея Михайловича отнюдь нельзя назвать безупречной, но Россия достигла известных хозяйственных успехов. Австрийский посол Августин Мейерберг, посетивший Россию в 1661-1662 годах, отмечал, что «в Москве такое изобилие всех вещей, необходимых для жизни, удобства и роскоши, да ещё покупаемых по сходной цене, что ей нечего завидовать никакой стране в мире, хоть бы и с лучшим климатом, с плодороднейшими пашнями, с обильнейшими земными недрами или с более промышленным духом жителей».
И вывод из этого прост и незатейлив: либо ты будешь хозяином своей страны, либо на роль хозяина найдётся множество пришлых алчных претендентов.

ссылка
  Ответить с цитированием