Показать сообщение отдельно
Старый 23.05.2014, 07:57   #279   
Форумец
 
Аватар для vik 01
 
Сообщений: 6,260
Регистрация: 25.08.2010

vik 01 вне форума Не в сети
Kommuna.ru - 23.05.2014

Круг чтения. Откуда пошли города

Почти все главные населенные пункты Воронежской области – города нынешние и бывшие – начинали свою жизнь как города-крепости. Это яркая, увлекательная, но часто забытая страница нашей истории. Даже в Воронеже, на месте бывшей крепости XVI–XVII веков, нет мемориального знака, поясняющего, откуда пошел замечательный русский город.

Павел Попов, кандидат исторических наук

Тем важнее, что у нас наконец-то появилась такая солидная книга: «Крепости земли Воронежской». Ее авторы – супруги Михаил Дьяков и Лариса Кригер, известные архитекторы и исследователи истории градостроительства. А выпустил книгу издательский дом «Кварта», тоже хорошо знакомый читателям по большим и основательным краеведческим сборникам.

Как выбирали места для крепостей по военной науке, как рыли рвы и насыпали валы, рубили стены и башни, как повлияла планировка крепостных сооружений на возникновение улиц и площадей? Авторы не ограничиваются только этими архитектурными данными и отчасти воспроизводят крепостной быт: каким оружием пользовались наши предки, в каком обмундировании служили, как возводили корабельные верфи и обустраивали жилые избы…
Михаил Дьяков и Лариса Кригер напоминают нам о том, где стояли и как выглядели многие древние крепости, ставшие теперь археологическими памятниками (к сожалению, большинство из них не имеют охранных зон).

Авторы много лет увлеченно объезжали живописные холмы и мысы, фотографировали размытые земляные насыпи и заросшие рвы, искали другие следы предков. Конечно, есть в книге и знаменитые крепости, такие, как славянское городище Титчиха или Маяцкое городище – самый северный пограничный форпост Хазарского каганата.

Наиболее актуальны, пожалуй, описания целой гряды славянской городищ, которые тянутся к северу от Воронежа по высокому правобережью и составляют своеобразный природный и археологический комплекс: Белогорское, Чертовицкое, Животинное, Пекшевское и другие. Некоторые из этих поселений имеют несколько культурных слоев, в особенности интересно Животинное, где люди обитали и в бронзовом, и в раннем железном веках, а после на том же месте жили славяне в VIII–XX и XI–XIII веках.

Крепостям, стоявшим на Белгородской черте в XVII веке, отведена наиболее объемная глава. Казалось бы, это самые близкие нам и по времени, и по историческому духу сооружения, давшие жизнь известным селениям. И должны быть самыми любимыми и почитаемыми.

Увы, всё с точностью до наоборот. «Слишком поздние» для археологов крепости совершенно не изучены, не раскопаны. Если в Воронеже почти все (но еще не все!) следы крепости утрачены, что же тогда говорить о более мелких городах?

О деревянной крепости Воронеж, основанной в 1585 году и обновленной в последующие десятилетия, писано относительно много, существуют различные исторические реконструкции. М. Дьяков и Л. Кригер предлагают свою топографическую версию, опубликованную в виде чертежа. Но настоящим краеведческим достижением стали собранные под одной обложкой реконструкции других городов-крепостей, таких как Костенск (ныне село Костенки), Ольшанск (село Верхний Ольшан), Орлов (село Орлово), Урыв (село Урыв-Покровка), Коротояк, Землянск. Прежняя литература уделяла им слишком мало внимания. А в новой книге авторы впервые воссоздают архитектурные и планировочные виды нескольких крепостей на основании старых документальных описаний.

Порой даже места расположения крепостей находятся впервые, как это случилось, например, с крепостью в селе Костёнки. На знаменитую стоянку первобытного человека туда ездят ученые и экскурсанты со всего мира, а вот о том, на какой горе, на месте каких улиц стояла крепость не в каменном веке, а в 1642 году, даже сами жители Костенок не знали! Но теперь, после разведочных исследований М. Дьякова и Л. Кригер, музей-заповедник «Костёнки» планирует провести первые археологические раскопки крепости Костенск.

Оба автора сейчас ведут важную работу по составлению документации для охранных зон памятников истории, архитектуры и археологии в нескольких регионах России. Они же руководят дипломными проектами реставраторов в Воронежском архитектурно-строительном университете.

Так, выпускница Валерия Платошкина недавно защитила проект частичного восстановления крепостных сооружений и создания музейной зоны в Коротояке.

Вот почему на вопрос о том, какая глава книги дороже всего для них самих, архитекторы отвечают: «Конечно, заключительная часть под наболевшим названием: «Так есть ли крепости у нас в Воронежском крае?».

Увы, опросы населения неутешительны. «Никто не вспомнит главный памятник своей малой родины – место, где стояла крепость», – с горечью констатируется в книге. Авторы анализируют, где и как установлены мемориальные знаки в честь «кремлей» и показывают, как мало таких памятников и сколь они малозначительны.

Во всей Воронежской области отыскался единственный достаточно большой камень с толковой надписью: «Здесь в 1704 году был основан город Богучар», да и тот, судя по фотографии, стоит где-то на задворках, в плохо благоустроенной зоне. Краеведы напоминают, что есть еще такой научный термин – «культурный ландшафт», Но, «к сожалению, в воронежском официальном реестре объектов культурного наследия такой вид объекта наследия тоже отсутствует», – пишут они.

«Как и авторы, я очень надеюсь, что выпуск книги как-то повлияет на отношение археологов и властей к тем местам, где стояли крепости, к сбережению культурного слоя. Может быть, когда-нибудь появятся не только памятники, но и новые заповедники», – говорит главный редактор новой книги Юрий Полевой.

Источник: газета «Коммуна» № 70 (26286), 23.05.2014 г.
Миниатюры
Нажмите на изображение для увеличения
Название: 23kreposti.jpg
Просмотров: 43
Размер:	26.6 Кб
ID:	2490055  
  Ответить с цитированием