Форумец
Сообщений: 9,185
Регистрация: 20.06.2006
Возраст: 51
Не в сети
|
Цитата:
Сообщение от vik 01
Если не совсем по теме, то просьба к модераторам переместить в нужную тему.
Взято из книги А. Акиньшина, Н. Комолова "Династия Романовых и Воронежский край".
|
Прекрасная книга.
В дополнение - воронежские рисунки Жуковского 5-7 июля 1837 года, случайно нашедшиеся в фондах Русского музея. Впервые опубликованы в книге «Записки воронежских краеведов», третье издание 1987 год. Отрывки с описаниями рисунков из главы В.А. Жуковский в Воронеже. Автор Н.Г. Кориенко.
Цитата:
…
Все, что увидел поэт в этот день, сохранил для нас его рисунок. (См. вкладку, рис. 3). Перед нами узкой лентой вьется река. На острове высится мощный цейхгауз (одно из немногих зданий, сохранившихся со времен Петра I). На переднем плане - уступами спускающийся к реке город. На берегу много одноэтажных деревянных домиков, окруженных хозяйственными постройками и заборами. Улица, спускающаяся к реке, укреплена стеной. Стена каменная, но в верхней части сделаны деревянные решетки, что снимает впечатление тяжеловесности. Много зелени. Вдали справа на холме очертания Никольской церкви (этот памятник архитектуры середины ХVIII века сохранился до сих пор). На переднем плане фигура крестьянина. «Усталый селянин медлительной ступою идет, задумавшись, в шалаш спокойный свой». Место живописно, а жизнь бедна. Дома деревянные, многие без труб, значит, топят по-черному: Но все на рисунке дышит покоем и тихой грустью.
…
Взяв остро отточенные карандаши и картоны, поэт оправился подальше от центра. Исследователь творчества Жуковского П. Корнилов отмечал: излюбленной натурой для поэта были панорамные пейзажи, схваченные с большой наблюдательностью и зоркостью. На этот раз поэт пошел вверх по Большой Дворянской, затем свернул на одну из улочек, сбегающих вниз, и стал рисовать. Отсюда река была почти не видна. Справа высилась еще в лесах строящаяся Покровская церковь (этот памятник архитектуры XIX века сохранился до сих пор). Ниже ее - многочисленные домики, дружной толпой теснящиеся на холме. Вдали острог, около которого он был вчера. Рисунок исполнен в обычной для Жуковского манере. (См. вкладку, рис. 4). На переднем плане четко и тщательно выписаны детали. В данном случае забор вдоль спускающейся вниз улицы. 3а ним -буйная зелень середины лета, сквозь которую проглядывают крыши одноэтажных домиков. Впрочем, Жуковский рассмотрел и красивый особняк. На переднем плане он воспроизводит предметы «хозяйства жителей»: телегу, сено, брошенное рядом с ней. На заднем плане едва заметна река, уходящая в бескрайние степи и сливающаяся с горизонтом.
…
Кольцов повел Жуковского в более живописные места. Они спустились к реке. Поэт знакомил Жуковского с исторической частью города, и тот детально зарисовывает здание цейхгауза, а справа в отдалении набережной Успенскую церковь, построенную в конце XVII века. (См. вкладку, рис. 5). Это те немногие строения, которые остались от петровских времен после пожара 1748 года. Голландский путешественник Корнелий де Бруин, посетивший Воронеж в 1703 году, оставил описание цейхгауза: «Великое строение в три этажа, из коих два первые – каменные, а третий, самый вышний, - из дерева. Он разделяется на многие покои, наполненные всеми самыми необходимыми вещами для флота»
На рисунке Жуковского мы видим, что здание сохранилось до XIX века без изменений. Прочный внушительный первый этаж, глухой, без окон - второй. Наконец, более легкий, разделенный бревенчатыми выступами, третий. Рядом деревянные мостки, к которым причаливали лодки. В 1876 году здание было передано яхт-клубу, а во время Великой Отечественной войны разрушено.
Изящной рядом с цейхгаузом выглядит Успенская церковь, стройными главками куполов отражаясь в реке. Построенная в начале XVIII века, названная Петром I Адмиралтейским собором, она была свидетелем спуска на воду первых русских кораблей, в ней благословляли русских воинов на Азовские походы.
Пройдя по берегу реки, поэты снова остановились. Жуковский сделал еще один рисунок. (См. вкладку, рис. 6). Спокойный, умиротворенный, тихий пейзаж речной поймы. Насытившись, сочной травой, дремлют на берегу коровы. Вдали, на острове, развалины большого здания, очевидно, части уцелевшей цитадели. На холме высится Благовещенский собор Митрофаниевского монастыря. Плывут по реке лодки. Пейзаж оживляют несколько фигур: женщина в салопе и повойнике с узелком в руках, несколько прохожих, направляющихся в город. А на переднем плане фигура мужчины в сюртуке, цилиндре и с тросточкой. Может, Жуковский попытался нарисовать Кольцова?
Наконец оба поэта перебрались на левый берег, где находилась мельница Тулиновых. Отсюда открывался вид на правобережную часть, раскинувшуюся на холме, (См. вкладку, рис. 7). Воронеж буквально утопает в зелени, главки церквей возвышаются над этим буйством природы. Лодка, притулившаяся к камышам, оживляет пейзаж. А слева могучее старое дерево, помнящее еще, быть может, времена Кондратия Булавина. Жуковский рисовал и, разумеется, беседовал с Кольцовым. Нам, конечно, было бы очень интересно узнать о чем, но, к сожалению, ни один, ни другой не оставили свои воспоминания об этом.
…
7 июля Жуковский покидал Воронеж. На прощание он зарисовал наконец главную улицу города. Теперь мы Можем ее видеть такой, какой она была полтора века назад. (См, вкладку, рис. 8). Город еще спит. Раннее утро. На улице нет прохожих. Замерли вдоль тротуаров фонари. Позади них в дна ряда на равном расстоянии стоят невысокие тумбы. На фотографиях второй половины XIX века мы уже видим улицу, обсаженную молодыми тополями. Во времена Жуковского зелень была в основном за заборами особняков. С балкона тулиновского дома открывается перспектива улицы. Прямо перед домом, где теперь расположен Дом офицеров, раскинулся сад, огороженный мощным забором. Это часть рощи, которая выходила на три улицы: Большую Дворянскую (ныне проспект Революции), Тулиновокий переулок (ныне ул. Комиссаржевской) и Малую Дворянскую (ныне ул. Фридриха Энгельса). Справа видны крыши одноэтажных домов, спрятанных за заборами и садами. Более детально изображена левая сторона улицы: Немногое сохранилось до наших дней. Крайним изображен угол духовной семинарии (ныне монтажный техникум), где в разное время учились А. П. Серебрянский, А. В. Кольцов, И. С. Никитин. Через несколько домов взметнулась вверх своеобразная по архитектуре пожарная каланча (теперь на этом месте стоит здание телеграфа). Внушительно выглядит дом купца К. П.: Капканщикова. Он возвышается над всеми остальными домами, а балконы и пилястры придают ему нарядно-солидный вид. Улица делает поворот в районе современной площади Никитина.
|
|