Показать сообщение отдельно
Старый 27.08.2014, 07:55   #9   
Форумец
 
Аватар для vik 01
 
Сообщений: 6,260
Регистрация: 25.08.2010

vik 01 вне форума Не в сети
Коммуна, 27.08.2014

Помни, веруй, гордись! У безымянной высоты

Пётр ЧАЛЫЙ г.Россошь, Воронежская область

В школе-девятилетке воронежского села Первомайское (ранее оно называлось Дерезоватое, Первомайск) Россошанского района есть историко-краеведческий музей. Начало ему положили ученики, учителя вместе с директором Митрофаном Дмитриевичем Савенковым ещё в 1960-е годы. Основу музейных материалов составляют документы, фотографии, письма о событиях времён Великой Отечественной войны.

С участием школьных следопытов в центре села были установлены мемориал и бюст Герою Советского Союза, командиру танковой бригады Ивану Федосеевичу Лубянецкому, а недавно – «Стена памяти» на братской могиле павших воинов на сельском кладбище.

Было: в Первомайском принимали как самых дорогих гостей ветеранов-освободителей. Сейчас сюда, где свято хранят память об их родных, приезжают уже их дети, внуки и правнуки. Недавно завершена основная поисковая работа по созданию «Книги памяти». В неё занесены имена и краткие биографические сведения о 692 воинах, погибших при освобождении и защите села в декабре 1942 – январе 1943 годов.

Командир 172-й стрелковой дивизии, чьи воспоминания хранятся в школьном музее, Николай Сергеевич Тимофеев писал:

«Село Первомайск было освобождено в комбинированном бою – ночью и далее днём 20 декабря 1942 года. Бои вели наш 388-й стрелковый полк, дивизион артиллерии, две роты танков, сапёрная рота… Жители встречали нас хлебом-солью. Правда, хлеб был испечён из кукурузной муки. Все радовались. Ещё никто не знал, что здесь же за сельской околицей – севернее и западнее Первомайска – нашей 172-й дивизии и воинам, находившимся во втором эшелоне, 160-й стрелковой дивизии, предстояло вступить в многодневные жестокие бои. Фашисты – немцы и итальянцы – сумели спешно создать новую линию обороны на степных высотах».

Враг старался не просто удержать фронт, он мыслил вернуть утраченные на Дону позиции. А части Красной Армии защищали только-только освобождённые сёла. Ведь в боевой операции «Малый Сатурн» воинам советской 6-й армии ставилась задача «создать серьёзный заслон против возможного удара противника с запада».

Создать неприступный заслон с тем, чтобы наглухо закрыть всевозможные наземные и воздушные пути к Сталинграду. Там отчаянно сопротивлялись взятые в кольцо отборные фашистские войска.

Остервенело сражались немецко-итальянские захватчики и в полосе нашего наступления. К этому их обязывал сам фюрер в своих приказах:

«14.10.42 г.

1. Во что бы то ни стало удерживать зимние позиции…

3. В случае атак со стороны противника не отходить ни на шаг и не производить отступательных маневров оперативного характера.

За безусловное выполнение данных требований командиры несут ответственность непосредственно передо мной.

Адольф Гитлер».

«27.12.42г.

…основным для боевых действий ближайшего времени должно оставаться освобождение 6-й армии (немецкой, окружённой в Сталинграде – П.Ч.).

…Группа армий «Б» должна удерживать или вернуть общую линию: Калитва, северо-западнее населённых пунктов Тацинская, Миллерово, железная дорога Миллерово – Кантемировка – Дон. Противник, уже сейчас находившийся за этой линией, должен быть уничтожен атакой.

Адольф Гитлер».

В здешних местах на запасной вражеской линии фронта по степным высотам от хуторов Новая Мельница, Зелёный Яр, Серобабин к железнодорожной станции Пасеково удерживал позиции 15-тысячный корпус альпийской дивизии «Юлия» во главе с генералом Умберто Риканьо. На правом фланге итальянского альпийского корпуса она была включена в состав своего правого соседа – 24-го немецкого танкового корпуса – для усиления обороны. Фашисты старались защитить аэродромы в Россоши, Гартмашевке (близ Кантемировки), Чертково, Миллерово, Тацинской, со складов которых по «воздушным мостам» снабжали оружием, горючим, провиантом взятую в «кольцо» армию Паулюса.

Старались прикрыть прибывавшие с запада свежие танковые подразделения, прокладывавшие наземную «дорогу спасения» к Сталинграду.

Старались попридержать наступление советских войск с донских берегов, ибо оно угрожало окружением всей кавказской группировке противника.

…Вблизи села Первомайское противник закрепился на степных высотах. Их «ни объехать, ни обойти», поскольку вроде бы прерывистая линия фронта держалась под убийственным перекрёстным вражеским огнём. Особенно значимы были холмы Солонцы и Осиянка (на военных картах это высота 205,6) и всхолмье у исчезнувшего ныне хуторка Серобабин (высота 201,8).

Вот как описывает бои на основе архивных материалов итальянский военный историк Джорджо Скотони:

«26 декабря, в 3.15 утра, после короткой артиллерийской и пулемётной подготовки, противник стал наступать по всей полосе фронта батальона «Толмеццо». Наступавших огнём поддерживали пулемёты, поставленные на санки. Бой мало-помалу стих. Позже - двумя атаками, в 5.30 и 6.15 утра, советские солдаты, в составе примерно одного полка, прорываются на позиции высоты 205,6 (Солонцы), занятой 264-й ротой батальона «Вал Чисмон», и дороги в районе Первомайск (Дерезоватое) – перекрёсток Зелёный Яр, занятом 265-й ротой этого батальона. Скорое вмешательство итальянской и немецкой артиллерий заставило советские войска отказаться от продолжения наступления. Но они не прекратили атаки и в 7.15 утра ещё раз попробовали завоевать высоту 205,6, после артподготовки. Высота 205,6 уже несколько дней находилась под сильным огнём артиллерии, и альпийцы назвали её «кипячёной кастрюлей».

277-я рота батальона «Вал Чисмон» двинулась к этой высоте, усиленная шестью немецкими танками. Резким контрнаступлением ей удалось вновь захватить высоту. Потери были тяжёлыми и с итальянской, и с советской сторон… 28 декабря борьба за высоту 205,6 стала ещё более кровавой.

Ночью советские войска овладели западной стороной высоты, бывшей участком немецких войск 387-й дивизии, на правом фланге альпийцев.

В результате - высота 205,6 была покинута. Но позже сильным штурмом 264-й роты батальона «Вал Чисмон», она была снова взята. Советские войска той же ночью отвоевали высоту ещё раз, но к 5 утра она была снова возвращена.

Днём 29 декабря по радио передали сводку военных действий немецкого Верховного командования, в которой говорилось: «В оборонительных контрнаступлениях в большой излучине Дона особо отличилась итальянская дивизия «Юлия».

…30 декабря вновь стало трудным днём для 9-го альпийского полка, где альпийцы батальона «Виченца» были атакованы советской пехотой и 20 танками. Около 6 утра, после продолжительного артиллерийского огня, два советских батальона атаковали альпийские позиции, прикрывавшие дорогу Первомайское (Дерезоватое) – Зелёный Яр.

В то время как альпийцы сдерживали наступающие войска, советская артиллерия вела обстрел населённых пунктов Голубая Криница, Комарово, Зелёный Яр и Криничная, зимних дорог, наших снабженческих баз в тылу. В 9.00 бой переходит в ближний и скоро превращается в яростную драку с применением ручных гранат. Командование 385-й немецкой дивизии просит поддержки авиации, которая через полтора часа начинает бомбить советские колонны.

В это время другая колонна движется в направлении Зелёного Яра. 59-я рота батальона «Виченца» бросилась в контрнаступление. Её поддержали 4 немецких самоходных орудия и 6 танков. С их помощью альпийцы отбросили советские войска с занимаемых позиций, нанеся им большие потери».

В схожих сражениях кроваво кипели снега у хуторка Серобабин, где геройски погибли комбригитанкисты Лубянецкий и Андрей Андреевич Дородный. А далее по фронту переходила из рук в руки станция Пасеково… Бои на степных высотах не только расширяли кольцо «Сатурна» вокруг Сталинграда, не только наносили противнику серьёзные потери, но и позволили быстро и скрытно собрать нам силы на Сторожевском и Щучьенском плацдармах, под Кантемировкой, чтобы в январе 1943 года ударить в «три кулака» по врагу и победить его в ходе наступательной Острогожско-Россошанской операции.

Кто? Какими были они – воины, погибшие за освобождение и защиту села Первомайское, и при прорыве вражеской обороны к железнодорожным станциям Митрофановка, Пасеково Михайловского, ныне Кантемировского, района Воронежской области?

В боях участвовали 172-я стрелковая дивизия, 160-я стрелковая дивизия (с 18 апреля 1943 года 89-я гвардейская), 115-я особая танковая бригада, а также приданные дивизиям 365-й, 366-й дивизионы «РС» («Катюши»), батареи 566-го артиллерийского полка, 288-го истребительно-противотанкового полка, 86-го и 266-го гаубичных артполков, пулемётные батальоны дивизий и авиация.

Вот сведения только о нескольких судьбах из 692 погибших.

Николай Григорьевич Агеев, 1911, уроженец Козловского района Мордовской АССР. Рядовой, пулемётчик 3-й пулемётной роты 636-го полка 160-й стрелковой дивизии. Погиб 24.12.1942 на высоте 205,6, где и похоронен. В письме красным следопытам Первомайской сельской школы родственники уточнили, что Н. Г. Агеев родился 24 мая в селе Андреевка. Окончил 6 классов. С четырнадцати лет трудился в колхозе. В 1939 году переехал в Челябинск. Николай Григорьевич работал на тракторном заводе в литейном цехе разливщиком металла. На фронт ушёл в 1941 году. Его жена, Варвара Пантелеевна, проживала в Челябинске, улица Кутаисская, дом 13, квартира 5.

Леонид Иосифович Аркус – старший лейтенант, командир роты 13-й мотострелковой бригады, погиб в 6.01.1943 в хуторе Лещенково на территории Первомайского сельсовета. Мать – Белла Абрамовна, проживала в Москве, Хохловский переулок, дом 3, квартира 5. Шестого января 1943 года не гремели бои в хуторе Лещенково, где погиб старший лейтенант Леонид Аркус. Линия фронта проходила в пяти-семи километрах севернее по степным высотам. Мотострелковая бригада, видимо, готовилась к наступлению. И – попала под бомбёжку вражеской авиации.

Пётр Фёдорович Асеев, 1923, уроженец Таловского района Воронежской области. Рядовой. Погиб 5.1.1943. Жена Ольга Андреевна Асеева проживала на станции Таловая.

Василий Петрович Белов – погиб 28.12.1942. Из письма: «Родился в 1912 году в деревне Лучкино Рождественского сельсовета Калининского района Калининской (ныне Тверской) области. Окончил начальную школу. Учился сапожному ремеслу. Позже работал в городе Конаково на фаянсовом заводе в живописном цехе крутильщиком. В начале войны ушел на фронт. Сестра, Евдокия Петровна Кузьминова, проживала в деревне Коробейкино Калининской области».

Василий Иванович Беляев – 1904 года рождения, уроженец Верхнехавского района Воронежской области. Рядовой 4-й роты 636-го полка 160-й стрелковой дивизии. Погиб 24.12.1942 на высоте 205,6. Похоронен там же.

Павел Никифорович Беседин - погиб 25.12.1942. Из письма: «Родился 12 января 1916 года в селе Татарка Ставропольского края. Работал шофером в Москве. Был мобилизован в первые дни войны. Погиб при освобождении Первомайска в декабре 1942 года. Об этом я ничего не знала. И вот 20 лет спустя получаю горькую весть от вас, ребята и учителя. Плачу и благодарю вас. Мать – Полина Емельяновна Беседина. Сейчас я проживаю в Тбилиси на улице Ртвеладзе, 13».

Федор Петрович Бураменский – 1908 года рождения, уроженец села Большие Алабухи Грибановского района Воронежской области. Проживал в Борисоглебском районе Воронежской области, лесхоз 206. Рядовой 4-й роты 636-го полка 160-й стрелковой дивизии. Погиб 26.12.1942 на высоте 205,6, где и похоронен.

Михаил Артемьевич Бутаков – погиб 31.12.1942, сержант, 322-го танкового батальона, 115-й танковой бригады. Погиб у высоты 205,6. Из письма: «Дорогие ребята. Прочел в районной газете «Знамя» вашу статью о погибшем близ Первомайска Михаиле Артемьевиче Бутанове. Это мой брат. Не могу найти слов благодарности. Брат мне дорог, жаль, что больше не увижу его. Но ведь не напрасно он сложил голову в бою, раз благодаря вам имя его не забыто. Жили мы в селе Боярки Белоярского района Свердловской области. В семье 5 братьев и 5 сестер. Михаил второй по возрасту, 1923 года рождения. Окончил 6 классов. Рано пошел работать лесорубом. Брата Алексея взяли в армию, Михаил остался за старшего. В колхозе за ним закрепили коня по кличке Флотский. Как мы завидовали брату, а он любил своего коня. В мае 1942 г. его забрали в армию. Я работал трактористом, не смог уйти с посевной, чтобы проводить брата. Но когда он учился в танковом училище, осенью я с мамой съездил к нему. Нам дали свидеться 2 часа. Запомнилось: стал серьезнее, возмужал, держался весело. Сказал, что на заводе получит танк и поедет на фронт. Обещал написать, но письма так и не получили. В 43-м или 44-м на имя отца пришло извещение о том, что ваш сын пропал без вести. И вдруг 25 лет спустя вы сообщили нам о его судьбе. Спасибо, дорогие. Жива еще мама Татьяна Михеевна. Напишите нам о сыне и брате, что знаете. Сообщите, где похоронен. С уважением к вам и вашим учителям, Афанасий Артемьевич»

Источник: газета «Воронежская неделя» № 35 (2176), 27.08.2014г.
  Ответить с цитированием