Заранее прошу у всех прощения за сумбурность и несистематичность моих заметок, но, поскольку это именно заметки, а не цельный креатив, то пусть будет так, как будет - писать буду сугубо по вдохновению.
Итак,
Сергей Довлатов
Для того, чтобы лучше понять суть творчества Довлатова, нужно знать основные факты его биографии: мальчик из культурной еврейско-армянской семьи, вертевшийся под ногами взрослых из интеллигентно-диссидентской тусовки, дитя питерских дворов и улиц, вылетевший из универа за раздолбайство, попавший на время срочной службы во внутренние войска, ставший вертухаем (охранником на зоне) и на собственном опыте познакомившийся ВНЕЗАПНО с огромным миром нестоличного негламурного некультурного небогоизбранного народа, практически неразличимого по обе стороны колючей проволоки и повергшим йуного Серёжу в
полный ахyй культурный шок, от которого он до самого конца жизни так и не оправился.
После дембеля кто-то из квазибогемной тусовки, ознакомившись с дневниковыми записями отставника, совершил подлейший поступок, внушив юноше мысль, что он, таки, пейсатель 80-го уровня, априорно невостребованный в совке, отчего у Серёжи сформировалась жуткая неизлечимая пожизненная попоболь, а графоманский зуд в ладонях и пристрастие к зелёному змию только усилились.
При совке, конечно, почти не печатался, а затем и вовсе предпочёл эмигрировать в этувашу Эльфляндию; впрочем, как выяснилось позже, и в Эльфляндии подобные персонажи трижды нахрен никому не нужны - настолько не нужны, что в один не слишком прекрасный день автор скончался прямо на улице от
жестокого разочарования в демократических ценностях сердечного приступа, так и не дождавшись вызванной кареты неотложки.
После всего вышесказанного, думаю, никто не будет удивлён тем фактом, что всё творчество Довлатова примечательно постоянным скулёжем о его недооценённости и невостребованности в совке, мечтах об эмиграции, да и в американский период тоже оптимизмом не блещет. Чувствуется, написать об Америке своими словами, что и там такое же говно, как и в совке, если не хуже, он по очевидным причинам не смог, но настроение сквозит в каждом рассказе.
С художественной же точки зрения, как писатель, Довлатов, конечно, ниже среднего. Собственно, он вообще не писатель, а мемуарист. Ни одной цельной реально творческой вещи - четыре тома кое-как обработанных дневниковых записей и собранных по жизни анекдотов.
Из всего творчества могу порекомендовать, разве что, "Зону", как произведение, написанное по свежим впечатлениям армейской юности. Всё остальное - на уровне утреннего плача в жилетку свежепохмелившегося хронического диссидентствующего алкоголика.