Аркадий Аверченко
Ну, что тут сказать?!
Вполне заслуженно при жизни получил титул короля русского юмора; кроме того, автора вполне можно назвать пионером русской сатиры, вольным каменщиком, заложившим фундамент отечественной юмористической периодики и крёстным отцом всей плеяды русских и советских юмористов. Суперпупермегатролль, сумевший пронять до анальной боли даже такого мегатролля, как старик Крупский (пожалуй, Аверченко - единственный пейсатель художественными буквами, до письменной критики которого Владимир Ильич снизошёл, или точнее, не смог не вломить обратку).
А начиналось всё, прямо как в книжках про американскую мечту: двадцатипяти-семилетний (данные расходятся) уроженец города-героя Севастополя, конторский служащий из ацких донбасских тигулей приехал в 1908 году в Петербург и, ВНЕЗАПНО, стал звездой в течение нескольких недель. Затем было 10 лет труда, создание нового журнала и целой плеяды писателей, поэтов и художников; громкая слава, деньги, женщины и прочие обильные ништяки, а потом пришёл тот самый пушной зверь в лице большевистской власти. Аверченко, не дожидаясь анальных кар, успел покинуть ставший вдруг негостеприимным Петроград и через родной Севастополь отбыл на чужбину, где в 1925 году и скончался от хронического заболевания почек.
Биография писателя крайне малоизучена, и первое серьёзное биографическое исследование появилось совсем недавно - в 2009 году. Желающие могут ознакомиться:
Серия "Жизнь замечательных людей".
Виктория Миленко. Аркадий Аверченко.
Из всего вышесказанного творчество Аверченко можно чётко разделить на две части: до и после октября 1917.
В первой половине автор - ехидный, но умеренный мизантроп, тонкий исследователь жизни, наблюдательный психолог, местами едкий тонкий тролль и даже провокатор; словом, истиный людовед и душелюб. Язык прекрасен, знание человеческих психики и слабостей, черт представителей самых разных слоёв общества виртуозны и доведены до хрустальных вершин совершенства. ИМХО, к уровню юмора Аверченко во всей отечественной литературе лишь слегка сумели приблизиться Ильф с Петровым, всем остальным до него, при всём уважении - как до Парижа раком. Более того - абсолютно выверенный, грамотный русский язык Аверченко полностью лишён архаизмов, в отличие, к примеру, от языка прозы любого из калиброванных традиционных классиков XIX века, от Пушкина и Лермонтова до Толстого и Чехова. Возникает полная иллюзия, что рассказы написаны если не современником, то, максимум, человеком, творившим в 70-80-х годах ХХ века; полное отсутствие какой-либо искусственности приятно поражает.
...любой человек, следуя по жизни к неизбежному её финалу, с годами всё более и более утрачивает иллюзии насчёт окружающего его мира и персонажей, его населяющего, и, чем дальше, тем больше погружается в трясину мизантропии.
Не минула сия чаша и Аверченко, вот только в его случае кризис среднего возраста совпал с социальным катаклизмом, крушением государства и установлением в России абсолютно аморальной и бесчеловечной власти. Реакция талантливого сатирика на произошедшее была сродни вспышке сверхновой: сборники "Дюжина ножей в спину революции", "Нечистая сила", "Приятельское письмо Ленину от Аркадия Аверченко" потрясают накалом нечеловеческой ненависти, аналогов в отечественной литературе не имеющим, но художественного качества ничуть не умаляющим, отчего эффект просто потрясающий - вон, даже Ленина проняло.
Отдельной темой стоят произведения, посвящённые в период бегства от большевиков - "великого сидения" в Севастополе, жизни в Константинополе и Праге, а также цикл рассказов о детях - это вообще шедевры, заслуживающие внедрения в педагогическую практику (лично внедрял, результат позитивный).
Неудивительно, что около 40 лет имя Аверченко практически не упоминалось вообще; первой ласточкой стал рассказ "Крыса на подносе", опубликованный в связи с возмущением Никиты-Кукурузника засильем абстракционистов в искусстве и внезапно обнаружившимся у писателя и первосека единством взглядов на творчество оных.
С начала перестройки неоднократно выходили сборники рассказов, а окончательное возвращение писателя в русскую литературу состоялось в 2000 году с выпуском издательством "Терра" шеститомного собрания сочинений (выложено по ссылке), куда вошли практически все значимые произведения автора.
От себя скажу, что Аверченко - один из любимейших моих писателей, если вообще не самый любимый; читать обязательно всем. По крайней мере, если вы не любитель густо перчёного сарказма, приправленного откровенным глумлением, или если вы - правоверный марксист-ленинист и горячий поклонник совка, можете ограничиться дореволюционными произведениями - удовольствие, всё равно, гарантировано.