Эдгар По
Продолжим сегодня про чернушку.
В отличие от креативов вышеупомянутого Леонида Андреева, творчество Эдгара Аллана По представляется несравнимо более разнообразным, интригующим и захватывающим и, не побоюсь этого определения в отношении сабжа, оптимистичным.
Готики в произведениях По более, чем достаточно, но, во-первых, преподносится она всякий раз в виде экшна, а не традиционной русскоинтеллигентской вялотекущей рефлексирующей беллетристики; во-вторых, автор не упивается, в отличие от Андреева, предсмертными мучениями или прогрессирующим безумием жертв, а, повествуя, как правило, от первого лица, пропускает эти переживания через себя, посему в маниакальных пристрастиях его обвинить проблематично.
Правда, если быть до конца откровенным, извращенцем в современном понятии этого слова По всё-таки был, ибо в свои 27 женился на 13-летней кузине, но в те дремучие девственные времена фраза "за совращение малолетних" была ещё не названием уголовной статьи, а, всего лишь, тостом, да и само понятие зрелости определялось не датой в паспорте, а наступлением фертильного возраста, сопровождаемого определёнными морфологическими и физиологическими изменениями, так что, по традициям XIX века автор на извращенца не тянул. Ранняя же смерть жены дала обильную пищу творчеству автора, во многих рассказах и стихах которого с необычайным трагизмом звучит тема смерти молодой любимой женщины.
Вообще, творчество Эдгара По чрезвычайно многогранно, глубоко и гениально. Автор стал основоположником сразу нескольких литературных жанров: хоррора, мистики, чёрного юмора, детектива, авантюрного романа и даже научной фантастики, так что, каждый сможет найти в нём особенно близкие для себя темы. Но, в целом, мрачное и величественное здание литературы, воздвигнутое автором, выглядит именно готическим собором: грандиозным, прекрасным и угрожающим одновременно, во многом - благодаря виртуозному владению языком и потрясающим по мощи описаниям природы и катастрофических явлений различного происхождения.
Стихотворные произведения стоят особняком, и среди них - такие глыбы, как "Аннабель Ли" и, конечно, "Ворон", для полноценного знакомства с которым рекомендую прочитать
соревнование переводчиков - лично мне больше импонирует классический перевод Жаботинского 1907 года.
С подробной биографией автора можно познакомиться в книге
Серия ЖЗЛ.
Герви Аллен.
Эдгар По.
Читать обязательно всем, начинать можно и нужно прямо с подросткового возраста: помню, в пионэрлагере после всяческих посконных детских страшилок про гроб на колёсиках и чёрную руку пересказ рассказов По имел просто мозгоразрывающий эффект.