|
Форумец
Сообщений: 551
Регистрация: 07.03.2007
Не в сети
|
Продолжим....
Цитата:
25 июля 2014 г. американцы словами официального представителя госдепартамента США Мари Харф (на брифинге для иностранных журналистов в Вашингтоне) ответили Андрею Картаполову следующим образом: «Мы уже распространили свою оценку, мы огласили столько информации, сколько на данный момент возможно. Все, что мы смогли рассекретить и что лежит в основе данной оценки. И продолжаем работать над тем, чтобы огласить еще больше. <…> Мы распространили фотографию, запечатлевшую траекторию этой ракеты. Она основана на секретной информации, и мы не можем объяснить, откуда нам это известно. <…> Мы знаем, кто много месяцев поддерживает сепаратистов. Мы знаем, что без прямой поддержки российского правительства эти сепаратисты вообще не могли бы находиться на востоке Украины и заниматься тем, чем они занимаются. <…> Россия действительно распространила карту с указанием предполагаемых мест расположения батарей SA-11 в пределах досягаемости от места катастрофы – мы убеждены, что эта информация неверна. У нас есть информация о том, что ближайшая украинская батарея SA-11 находится далеко за пределами радиуса действия относительно как места запуска ракеты, так и места падения самолета, т.е. в пределах этого радиуса украинских SA-11 просто не было. Это наша собственная информация. У нас глаза наведены на этот район».
Из этого выступления М.Харф следуют, по крайней мере, два вывода. Во-первых, США действительно не представляют всю имеющуюся у них информацию из-за ее секретности, или делают вид, что это так. Ну и, во-вторых – они опровергают представленные на брифинге данные о расположении украинских зенитных ракетных комплексов «Бук». А значит, исходя из соображения, что подобное официальное заявление представителя госдепа США не может быть совсем беспочвенным, мы, оставаясь объективными, должны подвергать сомнению как заявление госдепа США, так и информацию наших военных относительно "трех-четырех украинских дивизионов ЗРК".
И здесь как представленные нашим Минобороны на своем брифинге спутниковые снимки, так и отсутствующие снимки с американских спутников, уже ничего не доказывают и ничего не опровергают: наши фотографии могут быть подделкой (сделаны в существенно другое время), а отсутствующие американские – реально существовать, но лежать в секретных архивах. Добавим, что и по нашим снимкам возможны вопросы - они могли быть сделаны как разведывательным спутником с орбиты, так и беспилотным летательным аппаратом с небольшой высоты. Каких-то особых "неопровержимых" подтверждений их "космического" происхождения на брифинге не представлено. Например, на всех пяти (второй и третий снимок из шести являются двумя фрагментами одного снимка) спутниковых фотографиях, продемонстрированных на брифинге, имеется датировка с точностью до минуты:
|
Цитата:
Какое указано время - точно не известно. Это может быть летнее московское время, но вероятнее всего - декретное московское время (ДМВ), так как управление всеми российскими космическими аппаратами ведется по ДМВ. Тогда пролеты 14 июля в 11:41 ДМВ и 18 июля в 11:39 ДМВ на угловой высоте 78° и 80° соответственно выполнены российским разведывательным спутником "Космос-2486" ("Персона" №2Л, 39177U), т.е. им сделаны снимки №2, №3 и №6, а оставшиеся два снимка сделаны спутником "Ресурс-П" №1 (14.07.2014 11:31, высота над горизонтом 59°, и 17.07.2014 11:32 с высотой 57°). С одной стороны, баллистика подтверждает подлинность снимков. Но с другой - скептики всегда могут возразить, что датировка наносилась при последующей обработке снимков (а она несомненна) и не обязательно соответствует реальной, свидетельствуя лишь о том, что с подготовкой снимков к брифингу работали более профессионально, чем со схемой воздушной обстановки. Таким образом, освещение брифинга в условиях информационной войны - это во многом вопрос веры, а не доказательств...
До сих пор слова А.Картаполова "над юго-восточными районами Украины действительно пролетал" мы воспринимали буквально. Но справедливости ради нужно ответить на вопрос - а были спутники, которые не пролетали над районом трагедии, но все равно могли его увидеть из космоса? Конечно! Этот район могли видеть спутники SBIRS-GEO1 (точка "стояния" над экватором 94° в.д.) и SBIRS-GEO2 (21° в.д.) - в их поле зрения попадала значительная часть Восточного полушария, включая и Украину. Кроме того, в момент гибели Боинга-777 высокоэллиптический спутник SBIRS-НЕО-1 (USA-184) находился в апогее своей траектории на высоте около 39000 км, и, будучи над Северным морем, "видел" место событий. Можно также предположить, что в Восточном полушарии сейчас не там много активных военных действий, и события на востоке Украины должны были иметь для спутников не самый последний приоритет.
Посмотрим еще шире - а можно было увидеть из космоса район трагедии в указанный отрезок времени с каких-либо других американских низкоорбитальных разведывательных спутников, способных сфотографировать земную поверхность? Ответ положительный - район Донецка был виден с орбиты одного из американских спутников видовой (оптико-электронной) разведки USA-161 типа КН-11. Сильный оптический телескоп этого спутника смотрит вниз (в надир), снимая подспутниковые районы вдоль трассы пролета, и может отклоняться в стороны (вправо и влево) на небольшие углы. Но в этот раз условия съемки были крайне неблагоприятны - если смотреть на спутник USA-161 из Донецка (точнее, из района Зарощенское, из точки с географическими координатами 47,5900° с.ш., 38,2705° в.д.), то в самый благоприятный момент он едва поднялся над горизонтом (угол места, т.е. угол возвышения над плоскостью горизонта, не превышал 13° в 17:20:39). Если бы в этот момент USA-161 вздумал снять район Донецка, то у него бы все равно ничего не вышло - во-первых, при таком угле места интересующий район земной поверхности был бы виден почти с ребра, а во вторых - какие-либо детали были бы неразличимы, так как снимать пришлось бы сквозь поглощающую толщу земной атмосферы, тоже просматриваемую почти с ребра. Чтобы было понятно - в полдень мы не можем смотреть на Солнце без риска ослепнуть, а на закате или восходе, когда солнечный свет ослабляется всей толщей атмосферы вдоль горизонта - без проблем (при этом поглощение солнечного света настолько велико, что видимый диск Солнца по мере приближения к горизонту меняет свой цвет на красный). С учетом сказанного в указанный период времени спутник КН-11 гарантированно не мог снимать район Донецка. Замечу, что если бы стояла задача синхронизировать пролет спутника USA-161 с каким-нибудь гражданским самолетом над восточной Украиной, то это гораздо удобнее было сделать на предыдущем витке спутника - в 15:49:21 он поднимался над местом катастрофы на угол 35°, а это уже что-то (хотя и с серьезным разворотом по крену)...
Но и это еще не конец истории про американский спутник. Дело в том, что если разбираться со спутниками еще глубже, то для России эта тема является "палкой о двух концах". Предположим, кто-то из трех сторон конфликта в восточной Украине (киевская власть, сепаратисты на юго-востоке и Россия) действительно захотели синхронизировать некое событие в воздушном пространстве, связанное с определенным рейсом гражданского авиалайнера, с пролетом какого-нибудь американского спутника над ним. Для этого нужно четко знать две вещи - время пролета выбранного самолета над определенным районом и возможного спутника над ним. А дальше все просто. Время пролета рейса МН17 (по расписанию полетов и их поддержке собственными диспетчерскими службами) знали только Украина (вела самолет) и Россия (готовилась взять его на сопровождение через несколько минут) как субъекты международного права, отвечающие за безопасность полетов над своими территориями. Сепаратисты здесь вообще никаким боком. А вот со спутником ситуация другая. Как уже сказано, сегодня в мире только две страны имеют полноценные системы контроля космического пространства, ведущие каталоги всех объектов на околоземных орбитах - это США и Россия. У Украины такой службы нет. Поэтому если мы говорим о синхронизации пролета самолета и спутника, то России это было сделать гораздо сподручнее, чем Украине - Украине для этого пришлось было запрашивать у США секретную информацию, связанную с национальной безопасностью самих США, а у России все всегда под рукой.
Ладно, предположим, что Украина смогла синхронизировать рейс МН17 с пролетом американского спутника, использую информационную поддержку США. Украина не ближайший союзник США, и даже не член НАТО, с которым можно затевать совместные щекотливые операции, но - допустим. Пусть все это будет совместной украинско-американской провокацией с некими целями, при этом Украина сбивает гражданский лайнер, а Америка своим спутником за этим наблюдает. При всей дикости этой версии поставим себя на место американцев, которые решили использовать свой спутник для наблюдения за уничтожением самолета в атмосфере. Но тогда для этой роли наиболее эффективно использовать спутник радиоэлектронной разведки, который сможет зафиксировать работу различных РЛС (Украины, России и сепаратистов), их частоты и координаты, перехватить переговоры наземных гражданских служб и частей ВВС и ПВО, вскрыть систему систему управления войсками через перехват радиообмена и контроля прохождение команд, ну и т.д.
Проходил ли в интересующее нас время над районом Донецка какой-нибудь американский спутник радиоэлектронной разведки? Да! - в момент трагедии пара спутников NOSS 3-2 шла курсом Каир - Батуми - Волгоград, и зона их радиовидимости была с 13:17 до 13:30 UTS (по Гринвичу), т.е. эти космические аппараты имели возможность контролировать работу наземных РЛС в течение трех минут до и еще примерно 10 минут после гибели самолета. Но!... Главной особенностью спутников системы военного наблюдения за океанами (Naval Ocean Surveillance System, NOSS) является то, что они запускаются и работают парами (последнее третье поколение) или тройками (первые два поколения), двигаясь по орбите рядом друг с другом, четко координируя расстояние между собой. Пара спутников NOSS 3-2 (USA-173) А и С (2003-054А и 2003-054С) была запущена 2 декабря 2003 г. одной ракетой-носителем Atlas IIAS и активно работала последующие годы, но на момент 17 июля 2014 г. эта пара уже распалась (спутники А и С разошлись), что свидетельствует о неработоспособности NOSS 3-2. Мог ли видеть что-либо этот спутник 17 июля 2014 года - вопрос остается открытым...
Следующими по эффективности в данной ситуации являются спутники видовой разведки, формирующие изображение местности вдоль трассы полета. Это могут быть спутники радиолокационной разведки, которые с помощью бортовой радиолокационной аппаратуры с синтезированной апертурой могут получать высокодетальные снимки земной поверхности вне зависимости от погодных условий и времени суток (радиоизлучению не нужно солнечное освещение и не мешает облачность). На крайний случай можно использовать и спутники фото- или оптико-электронной разведки, снимающие земную поверхность как в видимом диапазоне, так и в инфракрасном диапазоне электромагнитного спектра (как уже упоминавшийся USA-161) - они могут получить наиболее детальные снимки земной поверхности, но если повезет - их эффективность существенно зависит от времени суток и облачности.
А вот использовать для наблюдения за уничтожением самолета зенитной ракетой или другим самолетом-перехватчиком на высоте 10 километров спутник системы обнаружения стартов баллистических ракет просто бесполезно - в такой "синхронизации" нет никакого практического смысла, спутник по определению ничего не обнаружит. Это само по себе говорит о том, что никакой специальной синхронизации прохождения рейса МН17 над восточной Украиной 17 июля с пролетом американского спутника системы SBIRS не было. И поэтому реплика генерал-лейтенанта А.Картаполова "...время катастрофы малазийского Боинга, и время наблюдения американским спутником за украинской территорией - совпадают" была рассчитана на обывателя, не более (в скобках заметим, что все версии, прозвучавшие на брифинге, "работают" только при условии полного идиотизма Украины и Америки).
|
Вот такая занятная история с этим американским спутником...
|