Попаданцы и прочая альтернативная история
Что до темы попаданчества и альтернативной истории, то этот жанр лежит вообще ниже плинтуса и ниже всякой критики: это, собственно, книги либо для мужей дам, взахлёб и систематично глотающих донцовско-поляковско-марининские увражики, либо для прыщавых мальчиков старше 30 лет, не обзаведшихся семьёй и не интересующихся противоположным полом.
Тема эта вообще изначально лузерская - для тех, кто не может самостоятельно прожить свою жизнь так, как ему нравится или смириться с тем, какая она есть, и ищет отдушину в фантастических приключениях на тему: если бы я был
богом попаданцем, уж я бы татарам/шведам/полякам/французам/иезуитам/евреям/народовольцам/коммунистам/белогвардейцам/чекистам/фашистам/дерьмократам (нужное подчеркнуть) дал бы просраться по девятой, усиленной. При этом лузерами предстают, в первую очередь, как сам пейсатель, производитель оного контента, так и его потребитель.
С художественной же точки зрения жанр также примитивен - как глумливо сказал, кажется, Лукьяненко, "истиный попаданец должен изобрести автомат Калашникова, расстрелять Хрущёва и поставить командирскую башенку на Т-34". Собственно, именно к этим и аналогичным псевдореволюционным свершениям и сводятся действия OVER 99% попаданцев, и перечитывать из раза в раз эти однообразные унылые креативы, да ещё получать от этого удовольствие, мне представляется разновидностью особо бездарного нетворческого онанизма.
Иногда этот онанизм принимает коллективные формы с последующим груммингом, плавно переходящим в петтинг, а затем, логично, в орально-генитальные взаимные ласки, как в настоящей дружной и шумной семье бандерлогов. Примером тому сайт
"В вихре времён", где обосновалась крепкая секта пейсателей-альтернативщиков, живущих шумной павианьей жизнью. Желающие могут погрузиться в эту субстанцию с головой.
Впрочем, в те времена, когда жанр только зарождался, и находки с перемещением во времени людей, превращавшим их в квазибогов и вершителей/перелицовщиков истории были в диковинку, подобный поворот сюжета подкупал свежестью и неординарностью, и в массы попадали довольно примечательные книги.
К таковым я бы отнёс, в первую очередь, первые 4 книги цикла Василия Звягинцева "Одиссей покидает Итаку". Правда, это не попаданчество в чистом виде - первые 2 книги это вообще боевая инопланетная фантастика, но затем попаданчество добавляется в полном объёме, и, чем дальше, тем обильнее и некачественнее. На сегодняшний день опупея опухла до 19 книг (некоторые из этих 19-и ещё и в двух томах), при этом автор окончательно утратил чувство меры и вкуса: примерно с пятой книги сюжеты откровенно пошли по второму-третьему кругу, а сериал слился в полное УГ.
Отдельными столпами предстают Роман Злотников с циклами "Царь Фёдор", "Генерал-адмирал" и, отчасти, "Империя", и Сергей Васильев с циклом "Император из стали" (зацените посыл: Сталин после собственной кончины в марте 1953, со свем багажом своего житейского, революционного, государственного и политического опыта попадает в тело Николая II в самом начале его царствования!), и вот по этим произведениям видно, что авторы чётко представляют себе и считают нужным довести до читателей мысль, что изобретению и внедрению на вооружение, к примеру, всё того же пресловутого автомата Калашникова, для решения хотя бы и только этой узкоконкретной задачи прогрессору придётся свернуть горы и поставить раком всю политическую, законодательную и образовательную систему и экономический уклад страны, что потребует диких финансовых затрат, невероятных усилий и связей, как минимум, эпохальных и самодержавных.
Вот и всё, пожалуй, то немногое, что можно назвать качественной альтернативкой, а всё остальное - спитая заварка для скисших мозгов. Уныло.