Показать сообщение отдельно
Старый 26.02.2016, 06:52   #82   
Форумец
 
Аватар для O Dэ
 
Сообщений: 4,805
Регистрация: 09.01.2011

O Dэ вне форума Не в сети
Военлеты погибшей империи. Авиация в Гражданской войне

изд. 2008
Автор:Хайрулин Марат
фрагмент Глава 3 КАЛЕЙДОСКОП ФРОНТОВ

Очередной «царский» подарок преподнес донской авиации командир 9-го армейского авиаотряда РККВФ поручик З.В. Снимщиков, который 29 октября вместе со всем своим отрядом бежал от красных и перелетел на Дон. Казачьи ВВС пополнились сразу шестью самолетами с опытными летчиками (Баранов, Добровольский, Макаренко, Осташевский и Хомич). В дальнейшем эта авиачасть в составе Донского самолетного дивизиона сражалась против большевиков под Воронежем. По словам видного деятеля большевистской авиации И.И. Петрожицкого, Снимщиков был отличным летчиком и лучшим на фронте мастером высшего пилотажа..
..на фоне многочисленных перелетов «краснозвездных соколов» на сторону белых армий бегство целого отряда было явлением беспрецедентным. Однако этим дело не кончилось. 4 ноября к казакам перелетел начальник 1-й Воронежской авиагруппы В.И. Стржижевский, а 9 ноября – командир 22-го корпусного отряда Э.М. Битте.
Цитата:
Владимир Иванович Стржижевскийроссийский военный лётчик, ас истребительной авиации Первой мировой войны, сбивший восемь вражеских самолётов. После Октябрьской революции, Стржижевский был назначен командиром 1-й Воронежской авиагруппы Военно-воздушных сил РСФСР. С 1919 года участник белого движения. За всё военное время совершил около 200 боевых вылетов. В 1920 бежал в Югославию, где служил в Королевских ВВС и занимался созданием гражданской авиации.
лётчик-ас Стрижижевский Название: index  .jpg
Просмотров: 584

Размер: 4.9 Кб Нажмите на изображение для увеличения
Название: ndyJLTzoKTs.jpg
Просмотров: 24
Размер:	77.9 Кб
ID:	2789030 Нажмите на изображение для увеличения
Название: rus-let-9.jpg
Просмотров: 15
Размер:	8.7 Кб
ID:	2789027 неопознанное фото, но больше похож на Стрижижевского, нежели этот - Нажмите на изображение для увеличения
Название: striz hv1.jpg
Просмотров: 11
Размер:	27.8 Кб
ID:	2789028
Нажмите на изображение для увеличения
Название: звёзды.jpg
Просмотров: 30
Размер:	109.2 Кб
ID:	2789031 вот такие звёзды )
На Воронежском направлении против белоказаков действовала в составе 8-й армии Смоленская авиагруппа под руководством А.А. Кузнецова, сформированная летом 1918-го из пилотов, прошедших обучение в Англии. Группа состояла из двух отрядов, которыми командовали летчики Н. Вельман и В. Кузьмин. На этом же участке фронта находилась и 1-я Воронежская авиагруппа. Поскольку казаки, плотно «увязшие» под Царицыным, не вели на Воронежском фронте активных наступательных действий, пилоты авиагруппы сосредоточились на бомбовых ударах по железнодорожным и другим тыловым объектам противника. Вот выдержка из донесения о действиях Смоленской авиагруппы от 8 ноября 1918 г: «На станции Хреновая большое скопление белоказачьих войск и эшелонов. В результате прямого попадания бомб возникли пожары. На станции Талово прямым попаданием бомбы разбит паровоз и много вагонов с боеприпасами, вооружением. На эти станции сброшено за два дня 46 бомб по 25 фунтов. Выход эшелонов со станции Талово временно прекращен».
А вот как выглядели эти события с точки зрения наземных войск: «Военлету 2-го Смоленского отряда И. Нусбергу было дано задание перелететь на базу и, взяв бомбы, сбросить их на станции Таловую и Хреновую. Первую часть задания летчик выполнил на следующий день утром, а вторую через четыре дня. Бомбы упали на станцию Хреновая, занятую нашими войсками. К счастью, бомбометание вреда не принесло». Таким образом, за четыре дня, прошедшие с момента отдачи приказа, красные успели взять Хреновую и в результате летчик отбомбился по своим! Вину за произошедшее, как это обычно бывает, списали на исполнителей, хотя никто не позаботился своевременно известить авиаторов об изменении линии фронта. Командир отряда Кузьмин и летчик Нусберг были арестованы, но в декабре их отпустили на поруки. В том же месяце отряд отвели с фронта в Воронеж.
Из-за нехватки бомб и нежелания перегружать самолет летчики 8-й армии придумали сбрасывать на противника пустые бидоны из-под бензина и консервные банки с продырявленным дном. Эти посудины при падении издавали жуткий вой, вызывавший панику среди казаков. Особенно эффективным это оказалось в сочетании с мелкими осколочными бомбочками. С помощью таких «психических боеприпасов» был ликвидирован наметившийся прорыв белоказачьей кавалерии у Боброва. При этом отличились летчики Шнель, Жемчужин и Петренко.
Девять авиаотрядов 8-й, 9-й и 10-й армий Южного фронта в 1918 году налетали 557 часов. Из них 187 приходится на Царицынский отряд, 82,5 – на Смоленскую и Воронежскую авиагруппы, 67 – на 1-й Южный и 51 – на 22-й корпусной. 9-й армейский отряд до своего бегства к противнику успел налетать в составе Красного воздушного флота более 160 часов. Прочие отряды (Астраханский, 2-й Латышский, 1-й Могилевский, 1-й и 11-й корпусные) летали мало, а Курский и Рязанский, судя по официальным данным, вообще ни разу не поднимались в воздух.
  Ответить с цитированием