Показать сообщение отдельно
Старый 31.08.2016, 09:05   #14   
Форумец
 
Аватар для vik 01
 
Сообщений: 6,260
Регистрация: 25.08.2010

vik 01 вне форума Не в сети
http://newspaper.moe-online.ru/view/240917.html

Сами мы немецкие!
В Воронеже два дня подряд праздновали 250-летний юбилей с момента массового пришествия в наш регион немецких колонистов

Этнических немцев, проживающих в России, сложно отличить от простых воронежцев. Ни манеры, ни одежда, ни акцент не выдают в них людей, чья родословная корнями уходит в самый центр Европы. Потомков немцев, предки которых 250 лет приехали на Воронежскую землю, отличает, пожалуй, только глубокое знание своих корней. В пятницу и субботу, 19 и 20 августа, обрусевшие немцы съехались на конференцию в Воронеже, посвящённую 250-летию основания колонии немецких поселенцев в Воронежской области. Пообщавшись с ними поближе, мы поняли, что свой язык и традиции они стараются хранить, несмотря на то что многие ни разу не были на исторической родине.

— Сейчас прихожу в гости к племянникам, они дома разговаривают по-русски, — рассказывает Владимир Шварцкопф. — В наше время такого не было.

Владимир — москвич, один из потомков колонистов, которые около 250 лет назад обосновались в Острогожском районе. Это его родственники, а также родственники таких же обрусевших немцев когда-то начали жизнь с нуля на Воронежской земле.

«У немцев нет обиды на русских»

В массовом порядке немцы стали заселять Россию при Екатерине II, с конца XVIII века. Екатерина, сама немка по национальности, стала приглашать земляков на неосвоенные российские земли. В Воронежской области немцы основали поселение Рибенсдорф в Острогожском районе.

На долю немецких колонистов в Воронежской области выпало много испытаний: и жизнь в землянках в первый год приезда, и крупный пожар, уничтоживший их поселение в середине XIX века. Но пожалуй, самым тяжёлым временем в жизни русских немцев можно считать начало 40-х годов ХХ века. Когда началась война, людей, носящих немецкие фамилии, отправляли в ссылку вглубь страны, на Север и в казахские степи.

Мы пообщались с Владимиром Шварцкопфом и жителем Бобровского района Яковом Неббом. Их родные в 40-е оказались на Алтае и в Казахстане. Впрочем, как рассказывают мужчины, при выселении немцев с ними обращались по-человечески.

— У немцев нет обид на русских, — рассказывает Владимир Шварцкопф. — Мать говорила, что им дали три дня на то, чтобы собрать вещи. Советские солдаты даже помогали им резать поросёнка, чтобы продукты можно было с собой взять.

«В Германию только под дулом автомата!»

Оказавшись в новых для них местах, немцы сплотились и сумели сохранить национальную идентичность. В семьях чтили старые традиции, а в школе детей учили немецкому языку.

— Со второго класса нам уже преподавали язык, — вспоминает Яков Альбертович, окончивший немецкую школу в Казахстане. — К 5-му классу я мог свободно читать-писать на немецком. Дома с родителями разговаривали преимущественно на немецком языке.

В 90-е годы прошлого века, когда железный занавес, отделивший СССР от остального мира, пал, часть этнических немцев уехала на историческую родину. Но многие всё-таки решили остаться в России.

— Когда появилась возможность выехать в Германию, отец мне сказал: «Я в Германию поеду только под дулом автомата. Я здесь дома», — вспоминает Владимир Шварцкопф. — Сам я съездил на историческую родину, но там как-то не прижился.

«Русские умеют учиться»

Считается, что немцы отличаются большой любовью к порядку. Но по мнению Владимира, многие русские превосходят немцев в этом вопросе.

— Русские умеют учиться, — говорит мужчина. — И, общаясь с немцами, перенимают многие их черты и даже превосходят немцев в той же любви к порядку. Я к этому отношусь так же, как мой отец, который повторял: «Чистота должна быть не ради чистоты. Квартира служит человеку, а не человек квартире». Но всё-таки главная черта характера, которую мы получили от родителей, — талант трудиться и уживаться со всеми.

Конференция, посвящённая 250-летию основания колонии немецких поселенцев в Воронежской области, была организована Русско-немецким культурно-духовным обществом и Евангелическо-лютеранским приходом Святой Марии Магдалины при поддержке правительства Воронежской области.

СПРАВКА «Ё!»

72 семьи (около 300 человек) немецких колонистов приехали на территорию нынешнего Острогожского района Воронежской области в 1766 году по приглашению Екатерины II. Они основали в этих местах поселение Рибенсдорф.

Воронежские немцы занимались животноводством, выращиванием табака, изготавливали кирпич. Во второй половине XIX века власти лишили бывших колонистов многих привилегий. Немцы стали уезжать на историческую родину. С 1859 по 1900 год число жителей Рибенсдорфа сократилось с 1 817 до 1 056 человек.

Во время Первой мировой войны Рибенсдорф переименовали в село Рыбное. К началу Великой Отечественной войны в 1941 году 5 125 человек, имеющих немецкие корни, депортировали на Север и в Казахстан.

После развала СССР, в 90-е годы, около 4 млн этнических немцев со всей России, включая Воронежскую область, уехали на историческую родину.

В ТЕМУ

5 немцев, которые внесли вклад в развитие Воронежской области

Христофор Кинц — воронежский пивовар с немецкими корнями. Завод Кинца был основан в 1874 году. Предприятие просуществовало вплоть до 1917 года. Пиво Кинца получало множество престижных наград и прославило Воронеж на всю страну.

Фердинанд Логинович Миллер — немецкий архитектор, работавший над созданием замка принцессы Ольденбургской в Рамони. В России сохранилась ещё одна его знаменитая работа — здание германского посольства в Санкт-Петербурге.

Евгения Ольденбургская — принцесса из российской ветви герцогского и княжеского рода немецкого происхождения. В Рамони у неё был не только дворец. Под её патронажем в XIX веке в этом городе работала кондитерская фабрика.

Вильгельм Столль — российский промышленник с немецкими корнями. В числе его заслуг основание в Воронеже производства сельхозмашин и лечебницы для лечения зрения. В конце XIX века Столль организовал в Воронеже первый велосипедный кружок, а также первый велопрокат.

Герман Карлович фон Бринкман — человек, открывший в середине XIX века воронежцам новое место для прогулок — сад, находившийся до этого в частной собственности. Здесь собиралась для променадов самая почтенная публика Воронежа. Сегодня это место находится в стадии реконструкции.

Евгения ГВОЗДЕНКО
  Ответить с цитированием