Показать сообщение отдельно
Старый 11.01.2017, 10:00   #2   
Форумец
 
Сообщений: 51
Регистрация: 22.03.2014
Возраст: 45

Sigmund Freud вне форума Не в сети
Психотерапи́я (от др.-греч. ψυχή — «душа», «дух» + θεραπεία — «лечение», «оздоровление», «лекарство») — система лечебного воздействия на психику и через психику на организм человека.
В настоящее время существует три основных направления в психотерапии:
1.динамическое (психоанализ, личностно-ориентированная психотерапия), которое основано на глубинной психологии;
2.поведенческое (поведенческая психотерапия), которое основано на психологии бихевиоризма;
3.гуманистическое (клиент-центрированная терапия, разговорная психотерапия, логотерапия, соматический подход, духовный подход), связанное с гуманистической психологией.

Психотерапия, как научная дисциплина, зародилась 200 лет назад, во времена исследования электричества, магнетизма и так называемого гипнотизма. Именно из понятий "животный магнетизм" и "гипнотизм", в конце 19 века выделили гипноз.

Динамическая психотерапия
Наиболее известными в динамическом направлении в психотерапии являются:
  • личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия
  • аналитическая психология (C.Jung)
  • индивидуальная психология (A.Adler)
  • интерперсональная психотерапия (H.S.Sullivan)
  • интенсивная психотерапия (F.Fromm-Reichmarm
  • характерологический анализ (K.Horney)
  • гуманистический психоанализ (E.Fromm)
  • эго-анализ (М.Klein)
  • психотерапия Чикагской школы (F.Alexander, T.M.French)
  • краткосрочная психотерапия (P.E.Sifneos, D.Malan, A.Bellak)
  • психобиологическая терапия (A.Meyer)
  • психотерапия, основанная на биодинамической концепции (J.H.Masserman)
  • гипноанализ (L.R.Wolberg)
  • характерологический анализ (W.Reich) и др.
Лечебный процесс в динамической психотерапии своей конечной целью имеет осознание "бессознательного» - выявление конфликта между сознанием и подсознанием. Конфликт возникает, когда у человека появляются два устремления, противоположные по «направлению», но одинаковые по «силе», которые противоречат друг другу, но настойчиво требуют разрешения. Невроз с точки зрения психоанализа возникает, когда первичные влечения человека вытесняются в подсознание.

Личностно-ориентированная психотерапия
Цель — сделать личность способной к разрешению внешних и внутренних конфликтов путем изменения системы ее отношений. Поэтому такая психотерапия называется реконструктивной.
Эти задачи достигаются:
1. Изучением личности больного, его мотивов, как он реагирует на ситуации.
2. Выявлением и изучением механизмов, которые способствуют возникновению и сохранению патологического состояния и его проявлений;
3. Донесением до больного понимания разницы между причинами и следствием, на примере его восприятия мира;
4.Помощь больному в разрешении психотравмирующей ситуации.
5. Изменением отношений больного, коррекция неадекватных реакций и форм поведения, что является главной задачей психотерапии и в свою очередь ведет к улучшению как субъективного самочувствия больного, так и к восстановлению полноценности его социального функционирования.

Аналитическая психология
основателем которой является швейцарский психолог и культуролог К. Г. Юнг. Это направление родственно психоанализу, однако имеет существенные отличия. Его суть заключается в осмыслении и интеграции глубинных сил и мотиваций, стоящих за человеческим поведением, посредством изучения феноменологии сновидений, фольклора и мифологии. Аналитическая психология опирается на представление о существовании бессознательной сферы личности, являющейся источником целительных сил и развития индивидуальности. В основе этого учения лежит понятие коллективного бессознательного, в котором нашли отражение данные антропологии, этнографии, истории культуры и религии, проанализированные Юнгом в аспекте биологической эволюции и культурно-исторического развития, и которое проявляется в психике индивида. В отличие от естественно-научного подхода экспериментальной психологии, аналитическая психология рассматривает не абстрактного изолированного индивида, а индивидуальную психику как опосредованную культурными формами и тесно связанную с психикой коллективной.

Индивидуальная психология (A.Adler)-(от лат. individuum — неделимый) — направление глубинной психологии, психотерапевтическая система, разработанная Альфредом Адлером в 20-х годах XX века, основанная на учении Фрейда.
А. Адлер разделял, пожалуй, одну из позиций З. Фрейда, что личность в основном складывается в первые шесть лет жизни. Большинство положений его индивидуальной психологии и психотерапии развивались как антитезисы теории Фрейда.

1. Индивидуум как единое и самосогласующееся целое
Ни одно проявление жизненной активности нельзя рассматривать в изоляции, а лишь только в соотношении с личностью в целом. Индивидуум представляет собой неделимое целое как в отношении взаимосвязи между мозгом и телом, так и в отношении психической жизни.

2. Человеческая жизнь как активное стремление к совершенству
Жизнь невозможно представить себе без непрерывного движения в направлении роста и развития. Только в движении по направлению к личностно-значимым целям индивидуум может быть воспринят как единое и самосогласующееся целое.
Люди не отталкиваются от внутренних или внешних причин, а всегда находятся в движении к личностно-значимым жизненным целям. Достигая намеченных целей, они не только повышают самооценку, но также находят свое место в жизни.

3. Индивидуум как творческое и самоопределяющееся целое
Признавая значение наследственности и окружающей среды в формировании личности, Адлер настаивал на том, что индивидуум – нечто большее, чем только продукт этих двух влияний. Он считал, что люди обладают творческой силой, которая обеспечивает возможность распоряжаться своей жизнью. Эта творческая сила влияет на каждую грань человеческого опыта: восприятие, память, воображение, фантазию и мечты. Она делает каждого человека самоопределяющимся индивидуумом, архитектором своей собственной жизни.

Интерперсональная психотерапия (H.S.Sullivan)

Психиатрический и психотерапевтический подход, разработанный Салливаном (Sullivan H. S.), основан на представлении о ведущем значении межличностных отношений между людьми в норме и патологии. Хотя интерперсональная психотерапия Салливана и относится к динамическому направлению в психотерапии, в проработке проблематики заметна поведенческая ориентация. Суть интерперсональной психотерапии Салливана состоит в признании важности межличностного взаимодействия как основы формирования нормы и патологии. Согласно Салливану, человека характеризуют две ведущие потребности:
  1. Имеет биологическую природу (потребность в нежности, ласке)
  1. вторая (потребность в безопасности)
связана с межличностными отношениями.

Психологический смысл первой потребности — ослабление силы физиологических потребностей (голод, жажда, половое влечение).
Этот уровень функционирования присущ и животным.

Вторая ведущая потребность имеет уже чисто человеческую природу и направлена на снижение тревоги и неуверенности.

Удовлетворение второй потребности ложными способами приводит к психическим заболеваниям, которых, по мнению Салливана, у животных нет.

Салливан акцентирует внимание на важной роли тревоги в патологии (дезорганизации жизни) и вообще в жизни. Нарушения поведения являются реакцией на усиление тревоги. Одним из путей, которым индивид может избавиться от тревоги, является механизм «избирательного внимания», отсеивающий информацию, несущую тревогу. Способы ослабления тревоги закрепляются в опыте.

Важнейший период в этом смысле — детство. Причина, по которой именно в детстве происходит формирование наибольшего числа искаженных форм поведения, — неполноценный опыт. Неполноценность опыта на этом этапе развития обусловлена так называемой прототаксической — поверхностной, «до целенаправленной» — формой его приобретения. Сам опыт проживается на этом этапе развития в виде моментальных состояний, причем отсутствует понимание связи между прошлым, настоящим и будущим. При таком опыте окружение отождествляется с собственными эмоциями ребенка. Например, материнская грудь воспринимается по-разному. Если молоко идет легко и в достаточном количестве, что приводит к удовлетворению биологической потребности, то сама грудь закрепляется в сознании как хорошая. Если молока мало, то грудь закрепляется в сознании как плохая.

Следующий период развития — паратаксический — характеризуется тем, что индивид осознает определенные связи между явлениями, но эти связи могут носить поверхностный, случайный и внешний характер, например, при совпадении событий во времени. Паратаксический период развития имеет важное значение в возникновении патологии, и искажение понятий и опыта сходно с фрейдовским пониманием переноса. У пациента происходит генерализация отрицательного опыта в межличностных отношениях, главным образом с раннего детства и до отношений с психотерапевтом.

В процессе психотерапии регрессивный, паратаксический способ корригируется анализом отношений пациента в детстве, и одновременно в межличностных отношениях с психотерапевтом больной учится получать удовлетворение от общения с людьми, избавляется от тревоги, приобретает чувство безопасности, налаживает адекватные отношения с собой и окружающими людьми. При этом происходит перестройка личности, которая приводит к тому, что пациент начинает явно видеть пути выхода из ситуаций, ранее представлявшихся неразрешимыми.

По своему характеру метод Салливана приближается к современным вариантам краткосрочной психотерапии. В нем четко прослеживаются наряду с аналитической ориентацией элементы поведенческой психотерапии.

Интенсивная психотерапия (Fromm-Reichmann F., 1951)

Базируется на теории психоанализа Фрейда (Freud S.) и психоаналитически-ориентированных концепциях его последователей, в частности на интерперсональной психотерапии Салливана (Sullivan H. S., 1953). Принципы интенсивной психотерапии были сформулированы Фромм-Райхманн (Fromm-Reichmann F., 1951) в результате многолетнего опыта применения этой концепции и ее приемов как в клинике неврозов, так и в лечении больных психозами.


Целью интенсивной психотерапии- является уменьшение эмоциональных трудностей пациента и устранение вследствие этого его невротической или психотической симптоматики. Этой цели можно добиться в процессе интенсивной психотерапии путем достижения инсайта и понимания пациентом неосознаваемых ранее причин психических нарушений. Такое осознание, в свою очередь, часто способствует изменению динамической структуры личности пациента. В постановке задачи автор видит принципиальное отличие своей психотерапии от других важных психотерапевтических методов, таких как краткосрочная психотерапия, суггестивная психотерапия, гипнотерапия и др. Их целью является устранение симптомов, в результате чего пациент возвращается в социальную жизнь. Если они и стимулируют инсайт, то центрируются при этом лишь на ограниченные его звенья. В отличие от них интенсивная психотерапия способствует проникновению в суть происхождения и динамики проблем пациента. Природу этих проблем или эмоциональных трудностей Фромм-Райхманн, как и Салливан, видит в трудностях межличностных отношений. Знание и понимание индивида, по Фромм-Райхманн, может быть достигнуто только путем изучения его отношений с другими людьми. Степень его психического здоровья определяется тем, насколько он сознает явные межличностные отношения и управляет ими. Более того, скрытые внутри индивидуальные психоэмоциональные переживания, такие как намерения и мечты, также существуют на языке межличностного опыта.

Психотерапия направлена на исследование и понимание явных и скрытых психических операций как межличностных процессов. Ни один из этих процессов не может быть понят иначе чем в терминах межличностного взаимодействия с другим индивидом. Психотерапевтический процесс, таким образом, рассматривается как межличностное взаимодействие между пациентом и психотерапевтом — «участвующим наблюдателем», делающим исследование таких взаимодействий валидным. Принципиальная задача психотерапевтического интервью, по словам Фромм-Райхманн, состоит в том, чтобы облегчить приобретение осознаваемой информации о межличностных трудностях и проблемах. Решение этой задачи поможет пациенту понять причины беспокоящего его аспекта жизни и в итоге избавиться от симптоматики. Поиск и интериоризация информации осуществляется пациентом как коммуникатором с другим человеком, психиатром. Отсюда следует, что интенсивная психотерапия является процессом строго межличностной природы как по процедуре, так и по содержанию.
В процессе интенсивной психотерапии-используются следующие приемы: осознание трудностей пациента во взаимоотношениях с другими посредством наблюдения и исследования динамики его взаимодействий с врачом; актуализация забытых переживаний; исследование опасении, связанных с вспоминанием забытого эмоционального опыта; анализ сопротивления; создание атмосферы безопасности и уверенности больного в том, что его воспоминания и актуальное общение с врачом интерпретируются с вниманием к его бессознательному.
Применение И. п. Ф.-Р. не только в лечении больных неврозами, но и в психиатрической клинике Фромм-Райхманн считала продуктивным, поскольку разделяла точку зрения Салливана, соединявшего развитие и прогресс психоаналитической психотерапии с распространением ее на различные нозологические группы. Кроме того, это связано с принципиальной научной позицией Фромм-Райхманн. По ее мнению, проблемы и эмоциональные трудности невротических и психотических пациентов в принципе сходны между собой, а также с эмоциональными трудностями психически здоровых людей, с которыми те время от времени сталкиваются. Автор подчеркивала, что первая и главная предпосылка для успешной психотерапии — обращение психотерапевта к ментальности пациента, уважение его личности. Такое уважение возможно только при условии понимания того, что трудности пациента не слишком отличаются от его собственных. Это утверждение Фромм-Райхманн было связано как с ее гуманистической ориентацией, так и с научной убежденностью, базирующейся на анализе психиатрических фактов.

Последний раз редактировалось Sigmund Freud; 02.06.2017 в 10:33.
  Ответить с цитированием