Михаил Елизаров
О творчестве Михаила Елизарова писать довольно трудно, ибо оно многогранно и неоднозначно. Как сказал один мой знакомый по прочтении «Библиотекаря»,
- Не знаю, что и сказать. Даже затрудняюсь определить, хорошо это или плохо.
Вообще это реальный Адъ, трэш и угар, настоящий плевок в рожи высоколобых эстетов – плевок, подобный плевку Сектора Газа в рожи англофильской рок-тусовки 90-х, которой он не был принят тогда, отторгаем которой и сегодня, а вот в народе до сих пор пользуется заслуженным обожанием и привязанностью. Творчество Михаила Елизарова во многом перекликается с творчеством Юрия Хоя, поэтому у тех, кто имеет наглость именовать себя творческой интеллигенцией и присваивает себе право формировать культурные вкусы населения, оно категорически не в чести.
В творчестве автора, к тому же, много того, что фраппирует трепетное сознание эстета – грубая сила, бытовое насилие, алкоголизм, подростковая преступность, половые извращения, массовые религиозные психозы, деревенская дохристианская мистика – но, в отличие от тех же эстетов, обращающих иногда внимание на эту сторону жизни и отражающих её исключительно в депрессивно-негативных тонах, подобно тому же Левиафану, Елизаров относится к своим персонажам с пониманием и сочувствием. Так, в романе «Pasternak», вызвавшем в среде гламурного быдла массовое воспламенение пуканов и разрыв шаблонов, выходцы из социальных низов являются, при всей, на первый взгляд, непрезентабельности, истинными героями и демоноборцами, а эстетствующие мистики и оккультисты, служители тоталитарных сект – слугами тёмных сил и врагами народа. Отдельной темой в творчестве автора являются красочные зарисовки из жизни обитателей домов скорби – детских и психиатрических интернатов, домов престарелых и т.п. – эта неприглядная сторона жизни тоже обычно шокирует любителей сиреневых пони, пукащих фиалками. Но для автора описание всех этих антисоциальных явлений не является самоцелью или объектом культурного разоблачения и бичевания - это просто фон, способ более глубокого погружения читателя в атмосферу стремительно раскрывающегося действия, декорация, на фоне которой и разворачивается захватывающий сюжет.
Аутентичны сборники рассказов «Красная плёнка» и «Кубики», поражают истинно гоголевским мистицизмом повести «Ногти» и «Сифилис», потрясает антирусофобским накалом «Pasternak», тоже, впрочем, густо замешанный на гоголевщине, несколько разочаровывают своей циклотимичностью «Мультики». «Бураттини. Фашизм прошёл», являющийся, собственно, сборником критических статей на старые фильмы, мультфильмы и сказки, заставляет читателя взглянуть на привычные произведения с абсолютно неожиданного ракурса и представляет собой попытку открыть глаза людям, привыкшим оценивать реальность с позиций так называемой «интеллигенции», напоминая в то же время, что она, эта прослойка, по выражению В.И.Ленина, вовсе не мозг нации, а абсолютно иная субстанция.
Особой глыбой в творчестве Елизарова стоит роман «Библиотекарь», принесший автору заслуженного Букера. Это ностальгически-мистический триллер-боевик со всеми вышеописанными присущими автору творческими ходами. По прочтении лично у меня возникло удивление – какой херни только не ставит наш кинопром вкупе с телевидением, а тут перед глазами роскошный сценарий – и всем насрать. Очевидно, сказывается антиэлитарность писателя и позиция молчаливого бойкота нашей высшей псевдокультурной тусовки.
В последние годы автор перешёл от прозы к поэзии, причём в её изначальной, бардовской форме – написанию песен, которые сам и исполняет. Содержание песен сугубо патриотическое, с самими песнями, местами проведения концертов и ценами на билеты можно ознакомиться
в ЖЖшке писателя.
Ну, и ожидаем новых креативов!