Я несколько лет собирался эту тему пояснить, но не хватало времени и хотелось сперва побеседовать с участниками истории. Вот цитата из книжки Глебова "Кровавый песок Дубовки: Воронежцы в тисках НКВД"
Цитата:
История с раскопками захоронений под Дубовкой началась с письма местного жителя В. П. Новикова в газету «Коммуна», которое опубликовал 7 июля 1989 г. журналист В.М. Котенко в статье «Какой лес хранит тайну?». Реакция администрации города, заинтересованных организаций (КГБ, МВД. Прокуратуры) и широкой общественности оказалась неожиданно быстрой и дружной. Начались серьезные поиски.
Подробности обнаружения места расстрелов нам рассказал Иван Алексеевич Текутьев. Будучи студентом воронежского института, во время зимних каникул (февраль 1938 г.) он вместе е товарищами - Новиковым и еще двумя ребятами из Дубовки - пошли на охоту на зайцев.
Преследуя зайца, они перешли из дубравы, что за Дубовкой. на пустырь ближе к пойме реки Усманки. Тогда там росли редкие кустики (сосновый бор в современном виде появился только после массовых лесонасаждений 1949-1950 гг.).
Вскоре они услышали частые выстрелы. Это остановило ребят и заставило укрыться. Затем в стороне проехали грузовые машины. Когда все затихло, они подошли ближе и увидели на снежной равнине явные признаки зарытой ямы. вокруг снежное месиво от ног, машин, и все окрашено следами крови. Были видны на снегу даже отпечатки от лежащих тел. Поняв, что здесь только что происходил расстрел людей, они быстро вернулись домой, договорившись никому об этом не говорить. И они были правы - любое неосторожное слово об увиденном по тем временам было равносильно смертному приговору.
|
Книжка во многих отношениях примечательная, и я рекомендую с ней обязательно ознакомиться. Помимо самого языка "но и зтой крови сталинским палачам показалось мало (по памяти)" поучителен метод разрешения неоднозначных ситуаций: вот нашли в яме значительное количество останков подростков без следов расстрела - ну так дураку понятно, что это беспризорники, которых кровавые палачи заперли, скорее всего, в пустующей церкви и медленно заморили голодом. Почитайте, там много всего такого. Живо встает атмосфера начала 90-х, как это делалось тогда.
Но я не об этом. Дело в том, что Василий Петрович Новиков, замутивший всю эту историю, приходится родным дедом моей жене, и в семье всегда, с самого начала знали, что дед все придумал. Зачем? А вот почитайте книгу, окунитесь в тогдашнюю атмосферу. А дед был особого склада человек - местный сутяга, он все время писал - в газеты, в сельсовет, в милицию - кляузы на соседей, все время судился, добивался, привлекал внимание. Трижды (!) отсылал свой партбилет почтой Брежневу с припиской, что нечего брехать, он был на Малой Земле и Брежнева там не видел. И трижды ему этот партбилет уважительно возвращали - участник войны пользовался тогда не показным почетом. Он не был плохим человеком, но всегда хотел какой-нибудь славы. И вот пришло время: Катынь, кровавые палачи, вот это вот все. Дед не упустил струю, а наверху только ждали такой подачи. Только вот никаким жителем Дубовки В.П. не я влялся, он до 50-х годов жил в Латной, не был охотником, не ходил на зайца и естественно не видел никаких расстрелов над ямой. И никаких вопросов, кто именно подговорил деда моей одноклассницы Текутьева поучаствовать в этой афере и словить долю хайпа. Как известно, Текутьев долго не мог найти, где же именно могут быть захоронения. А о том, что где-то там захоронены люди, местные, конечно, знали. Но вот связать эти захоронения с палачами Лубянки - не было этой темы до конца 80-х.