В прежние годы, а особенно – в советском обществе, литература имела огромное воспитательное значение. А, поскольку воспитание гражданина начинается прямо с момента его рождения, детская литература тоже выполняла важнейшую социальную функцию.
В советской детской литературе предостаточно было и гениев, и ремесленников, и откровенных графоманов, при этом в связи с почти полной утерей у массового читателя интереса к литературе этой поры, тем более, детской, приятно бывает иной раз выкопать из сорной кучи пустых словес и агитпропа настоящее жемчужное зерно.
Тем более приятно, что этим забытым мастером пера оказался наш земляк, человек трудной судьбы и, внезапно и по совместительству, близкий родственник последнего генсека СССР
Евгений Максимович Титаренко
родной брат Раисы Максимовны Горбачёвой, ушедший от нас совсем недавно, в апреле 2018 года. И в этом родстве можно увидеть не счастливую звезду, а, скорее, проклятие.
В использовании блата обвинить писателя никак не получится. Есть мнение, что именно высокопоставленная семья упрятала талантливого автора в сумасшедший дом. Я не собираюсь перетряхивать всё грязное бельё – интересующиеся могут через статью в Википедии самостоятельно нарыть кучу ссылок и газетных публикаций о последних 33 годах жизни Евгения Максимовича, которые он провёл в доме скорби. Дело это чрезвычайно мутное и грязное, одно неоспоримо: последнее печатное издание Титаренко датировано как раз 1985 годом – годом прихода Горбачёва к власти. Что случилось, почему автора постигла такая судьба, какие его книги так и не увидели свет – думаю, останется тайной навеки. Полагаю, потому, что Евгений Максимович уже тогда видел насквозь и сеструху, и зятька со всем их гнилым нутром.
Как бы там ни было, даже то творческое наследие, которое оставил нам автор, обильно, прекрасно и многогранно. Героями Титаренко и главными адресатами его прозы являются даже не дети, а отроки и юноши – лица 13-16-18 лет, только-только вступающие во взрослую жизнь, которая немедленно ставит перед ними множество самых разнообразных взрослых вызовов, от первой подростковой любви и выбора профессии до необходимости быстрого, однозначного и, нередко, фатального выбора между жизненными приоритетами, между добром и злом, между верностью и предательством. Автор в полной мере раскрывается не только как мастер сюжета, чаще всего не по-детски детективно-авантюрного, но ещё и как прекрасный психолог, что для незатейливой советской детской литературы, в общем-то редкость, как тонкий лирик и отличный стилист. По совокупности всех этих граней творчества можно поставить повести автора на голову выше трилогии Анатолия Рыбакова "Кортик-Бронзовая птица-Последнее лето детства" и авантюрного романа Роберта Штильмарка "Наследник из Калькутты", и примерно на одну ступень с романом Георгия Тушкана «Друзья и враги Анатолия Русакова», о котором я уже писал в этой теме.
Читать можно и нужно всем – прямо с 10-12 лет (более юные читатели могут ниасилить ввиду слишком взрослых проблем и глубокого психологизма), при этом взрослые читатели совсем не будут разочарованы как сюжетной линией, так и подачей материала. Вершиной творчества автора можно считать, пожалуй, «Никодимово озеро», но и другие повести ничуть не хуже.
Остаётся только сожалеть, что автор в силу разного рода обстоятельств так и не смог раскрыть свой талант в полной мере, но и того, что он создал, вполне достаточно, хотя бы, для того, чтобы занять почётное место в ряду славных литераторов не только Черноземья, но и всей России.
Книги писателя в бумажном виде нынче библиографическая редкость, но, слава Интернету и энтузиастам оцифровки, в электронном виде они есть - постоянные посетители этой темы знают, на каком ресурсе их искать.